Скульптор Серебряного века. К 150-летию со дня рождения Анны Семеновны Голубкиной (28.01.1864 - 07.09.1927

Содержание

Слайд 2

Этой юбилейной дате посвящена виртуальная книжная выставка
«Она была первой…»

Этой юбилейной дате посвящена виртуальная книжная выставка «Она была первой…»

Слайд 3

Цель творчества –самоотдача…
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но

Цель творчества –самоотдача… Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью
пораженье от победы
Ты сам не должен отличать
Борис Пастернак

Слайд 4

Ардентова, К.В. Анна Голубкина. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 72 с.:

Ардентова, К.В. Анна Голубкина. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 72 с.:
ил.

В книге воспроизводятся работы Голубкиной А.С., принадлежащие Государственному Русскому музею.

Слайд 5

Зарайск

Зарайск

Слайд 6

Дом-музей Голубкиной
В Зарайске

Дом-музей Голубкиной В Зарайске

Слайд 7

В двадцать пять лет Анна едет
в Москву,
чтобы получить художественное образование.
В

В двадцать пять лет Анна едет в Москву, чтобы получить художественное образование.
1889 году она приходит в Классы изящных искусств архитектора А.О. Гунста,
где занимается около года,
а затем поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Ее педагогами были известные скульпторы
С. Иванов и С. Волнухин.
Они и помогли Голубкиной развить ее огромное дарование.

Учеба

Пройдя программу училища за три года вместо положенных четырех, Голубкина поступила в Петербургскую академию художеств.
Однако принятая там сухая, академичная методика преподавания показалась ей неинтересной, поэтому уже через год она бросила учебу и отправилась в Париж.

Слайд 8

Париж
Образование Анна Голубкина
завершила в Париже, где была трижды:
1895, июнь – поступает в

Париж Образование Анна Голубкина завершила в Париже, где была трижды: 1895, июнь
студию
Ф. Коларосси.
Посещает занятия в мастерской профессора Ж.А. Инжальбера.
Полуголодное существование, самозабвенная работа, которой Голубкина отдавала большую часть суток, подорвали ее силы.
В январе 1896 года больная,
с нервным истощением
она возвращается на родину.

Слайд 9

О ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО СКУЛЬПТОРА ПОВЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ:

Добровольский, О. М. Голубкина. –

О ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО СКУЛЬПТОРА ПОВЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ: Добровольский, О. М. Голубкина. –
М.: Молодая гвардия, 1990. – 348с.: ил. – (ЖЗЛ).

Лукьянов,С.И. Жизнь А.С. Голубкиной. – М.: Детская литература, 1965. – 112 с.: ил. – (В мире прекрасного).

Слайд 10

Трифонова, Л.П. Анна Семеновна Голубкина. – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 56

Трифонова, Л.П. Анна Семеновна Голубкина. – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 56
с.: ил. – (Массовая библиотечка по искусству).

«Чувствуя насущную необходимость совершенствования, Голубкина вновь едет в Париж.
Вторая поездка носила более целеустремленный характер; она четко представляла себе то, что хотела получить от Парижа.
Голубкина стремилась к учебе у самого большого скульптора современности – Огюста Родена и добилась этого.
Не имея возможности платить за обучение непосредственно в мастерской Родена, Голубкина только пользовалась его советами, работала по указанной им программе, показывая ему свои этюды.»

Слайд 11

«Для художника, - говорил
в своем завещании Роден, - все прекрасно, потому

«Для художника, - говорил в своем завещании Роден, - все прекрасно, потому
что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину».
Его советам Голубкина следовала всю свою жизнь.

Слайд 12

Каменский А.А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. – М.: Изобразительное искусство, 1990.

Каменский А.А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. – М.: Изобразительное искусство, 1990.
– 464 с.: ил.

Монография написана на основе изучения архивных материалов, писем Голубкиной и свидетельств современников, в том числе крупнейших русских художников В. Серова, Борисова-Мусатова, Нестерова, Коненкова, Грабаря. Дается анализ ее произведений.

Слайд 13

«Успех работ Голубкиной, представленных на парижском Весеннем салоне в 1899 году, достаточно

«Успех работ Голубкиной, представленных на парижском Весеннем салоне в 1899 году, достаточно
ясно доказывал, что она достигла законченной творческой деятельности.»

Слайд 14

Стремясь научиться работать по мрамору, Голубкина в 1902 году в третий

Стремясь научиться работать по мрамору, Голубкина в 1902 году в третий раз
раз едет в Париж,
где овладевает этим замечательным мастерством в совершенстве.
Голубкина говорила:
«Мрамор – царь перед гипсом.»

Слайд 15

Портрет
Е.П. Носовой.
1912. Мрамор.

Портрет Е.П. Носовой. 1912. Мрамор.

Слайд 16

Капранова, И. Неизвестная Голубкина. Камеи // Третьяковская галерея. – 2012. - №2.

Капранова, И. Неизвестная Голубкина. Камеи // Третьяковская галерея. – 2012. - №2.
– С.48 – 57.

Статья Ирины Капрановой о малой пластике Голубкиной, о ее камеях.

Слайд 17

«Последние исследования показали, что Голубкина начала заниматься камеями не в 1920-х годах,

«Последние исследования показали, что Голубкина начала заниматься камеями не в 1920-х годах,
как традиционно считали, а значительно раньше.
В 20-е годы скульптор лишь продолжает совершенствовать мастерство в косторезной мастерской преподавателя ВХУТЕМАСа Софьи Бобровой.»

Слайд 18

Калугина, О. Московская академия Анны Голубкиной : К 100 – летию мастерской

Калугина, О. Московская академия Анны Голубкиной : К 100 – летию мастерской
скульптора // Русское искусство. – 2010. -№2. – С. 138 – 143.

Слайд 19

Последние 17 лет А.С.Голубкина жила и работала в Москве, часто выезжая в

Последние 17 лет А.С.Голубкина жила и работала в Москве, часто выезжая в
Зарайск к родным. Свою мастерскую она сняла
в 1910 году в
Б.Лёвшинском переулке.
Это был уютный двухэтажный особняк: просторный светлый зал и две небольшие жилые комнаты. Здесь были созданы многие шедевры Голубкиной,
здесь она проработала до конца жизни.

«Березка». 1927

Слайд 21

Михаил Ромм, который был в 1918 году учащимся мастерской скульптуры А.С. Голубкиной

Михаил Ромм, который был в 1918 году учащимся мастерской скульптуры А.С. Голубкиной
в Свободных государственных художественных мастерских, вспоминал:
«… По-настоящему первым моим учителем была Анна Семеновна Голубкина, скульптор…
Она не скульптуре учила.
Учила чему-то другому.
Те, кто учился у Голубкиной, прежде всего, учились отношению к работе
как к святыне…
И так она относилась и к материалу, и к глине, и к человеку.»

Слайд 22

«Л.Н. Толстой» – последняя работа
скульптора.

Последняя ее работа — «Лев Толстой» —

«Л.Н. Толстой» – последняя работа скульптора. Последняя ее работа — «Лев Толстой»
косвенно стала причиной смерти художницы. Она намеревалась выполнить вариант композиции в дереве. Это был массивный блок из дерева, а Голубкиной было запрещено поднимать тяжелое после перенесенной операции в 1922 году. Забыв о здоровье и возрасте, она резко подвинула его и вскоре почувствовала себя нехорошо. Решила поехать к сестре в Зарайск — считала, что сестра сумеет вылечить.
Анна Голубкина умерла
7 сентября 1927 года.
Профессор А. Мартынов, долгие годы лечивший художницу, говорил, что немедленная операция наверняка спасла бы ее…

Слайд 23

Могила А.С. Голубкиной в Зарайске. Автор памятника –
Е.Ф. Белашова.

Могила А.С. Голубкиной в Зарайске. Автор памятника – Е.Ф. Белашова.

Слайд 24

Она была первой…
В отношении Анны Голубкиной эти слова можно повторять не один

Она была первой… В отношении Анны Голубкиной эти слова можно повторять не
раз.
Первая русская женщина-скульптор, получившая награду Парижского салона, главного законодателя художественных вкусов Европы.
Она явила отечественному зрителю пластическую природу дерева.
Наконец, Анна Голубкина оказалась первой женщиной скульптором в мире, в чьей мастерской уже в 1932 году был создан мемориальный музей.
Имя файла: Скульптор-Серебряного-века.-К-150-летию-со-дня-рождения-Анны-Семеновны-Голубкиной-(28.01.1864---07.09.1927.pptx
Количество просмотров: 59
Количество скачиваний: 0