Символизм - это литературно-художественное направление

Содержание

Слайд 2

Символизм- это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через

Символизм- это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
символы.

Слайд 3

Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892г.
1894г.

Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892г.
Три сборника стихотворений «Русские символисты».

Слайд 4

Экзистенциализм (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку

Экзистенциализм (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку
перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

Слайд 5

«Старшие» 1890-х гг
Д.Мережковский, В.Брюсов, З. Гиппиус, Ф.Сологуб, К. Бальмонт.
Не принимали действительности и

«Старшие» 1890-х гг Д.Мережковский, В.Брюсов, З. Гиппиус, Ф.Сологуб, К. Бальмонт. Не принимали
обращались к запредельному миру в мистических переживаниях.
А. Блок, А. Белый,
И.Анненский, В. Иванов.
Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным.

Символисты:

«Младшие» 1900-х гг

Слайд 6

Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния,

Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния,
тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

Слайд 7

Идеи Ф. Ницше- выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике.

Идеи Ф. Ницше- выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике.
(лишенный закономерности и потому не постижимый разумом)
Христианство и рационализм «угнетают волю к жизни»
Надо преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла».

Источники символизма:

Слайд 8

Рационализм-направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе не

Рационализм-направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе не
отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания.
Иррационализм- идеалистическое течение в ф., признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т.д. как основу познания.

Слайд 9

«Теоретическая философия»
«Оправдание добра»
«Духовные основы жизни»- помимо наличной действительности есть сфера божественного, т.е.

«Теоретическая философия» «Оправдание добра» «Духовные основы жизни»- помимо наличной действительности есть сфера
абсолютных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
Человек принадлежит двум мирам-материальному и идеальному.
Добро, истина и красота- три ипостаси идеального бытия.

Вл. Соловьёв (1853-1900)- поэт, критик, философ, публицист.

Слайд 10

Владимир Соловьёв.

Владимир Соловьёв.

Слайд 11

Зинаида Гиппиус.

Зинаида Гиппиус.

Слайд 12

Картина Борисова-Мусатова.

В картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску.

Картина Борисова-Мусатова. В картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску.
Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

Слайд 13

И. Крамской «Неизвестная».

И. Крамской «Неизвестная».

Слайд 14

«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Картина

«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Картина
является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная» художник окружил картину ореолом таинственности.
На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Существует версия, что прототипом к картине послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева[1]. Крамской познакомился c ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

Слайд 15

М. Врубель «Демон»

М. Врубель «Демон»

Слайд 16

«Демон»

«Демон»

Слайд 17

М.Врубель «Царевна-лебедь»

М.Врубель «Царевна-лебедь»

Слайд 18

М.Врубель «Пан»

М.Врубель «Пан»

Слайд 19

Поэтика намёка и иносказания;
Отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи,

Поэтика намёка и иносказания; Отношение к слову, как к шифру некоей духовной
знаковое наполнение обыденных слов;
Апология(восхваление) мига, в котором отражается Вечность;
Стремление создать картину идеального мира, сущ-го по законам Вечной Красоты;
Глубокий историзм, изысканная образность.
Музыкальность и лёгкость слога.

Основные черты символизма: