Экономические представления в Древней Греции и средневековье

Содержание

Слайд 2

Экономические представления древнегреческих мыслителей

Экономические представления древнегреческих мыслителей

Слайд 3

Ксенофонт

Экономические взгляды Ксенофонта (430-  355 г. до н.э.) - ученика известного

Ксенофонт Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного
древнегреческого философа Сократа - изложены в  работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство как науку о  ведении и  обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в  обеспечении производства полезных вещей. К  ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с  тем в  интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

Слайд 4

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в  области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось
руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к  физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с  животными.

Слайд 5

Платон

Экономические идеи занимали значительное место в  сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347

Платон Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347
гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в  проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о  неизбежности деления государства на две части: на богатых и  бедных.

Слайд 6


Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление.
явление. В  его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и  рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в  качестве основной производительной силы, а  их эксплуатация  - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки.

Слайд 7

Аристотель

Наибольший вклад в  развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности Аристотель

Аристотель Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности
(384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделял платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и  идеализмом, он шел к  материализму. Его политические взгляды изложены в  работе «Политика» и  других произведениях. Он  - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и  свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов.

Слайд 8


Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть

Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только
только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в  гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с  естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и  способны только к  физическому труду. Раб приравнивался к  другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в  их имущество.

Слайд 9

Экономические представления среднедневековых мыслителей

Экономические представления среднедневековых мыслителей

Слайд 10

Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Автором одной из значительных

Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Автором одной из значительных
концепций является мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332 – 1406 гг.), который жил в северо-африканских странах Магриба. К тому времени здесь распространились постулаты Корана.

Слайд 11

В концепции Ибн-Хальдуна не отвергается богоугодность торговли, подчеркивается возвышенное отношение к труду,

В концепции Ибн-Хальдуна не отвергается богоугодность торговли, подчеркивается возвышенное отношение к труду,
порицание скупости, жадности и расточительства. Основным достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Ибн-Хальдун считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

Слайд 12

Наиболее значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский итальянский монах Фома Аквинский

Наиболее значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский итальянский монах Фома Аквинский
(Аквинат) (1225 – 1274 гг.). Основной его труд – трактат «Сумма теологии», в нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий.

Слайд 13

Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и

Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и
в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым; и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в нравственном усовершенствовании. Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.