Буддийская логика. Введение в праманаварттику

Содержание

Слайд 2

Умозаключение посредством логики для себя (5п)

1.Определение феномена.
«Феномен – это объект достоверного познания

Умозаключение посредством логики для себя (5п) 1.Определение феномена. «Феномен – это объект
или существующее»
(Согласно буддийской философии феномены и есть существующие объекты, а объекты недостоверного познания не существуют)

Слайд 3

Умозаключение посредством логики для себя (5п)

2. Классификация феноменов по способу познания:

Явные феномены.
Познаются

Умозаключение посредством логики для себя (5п) 2. Классификация феноменов по способу познания:
напрямую с помощью наших органов чувств.
Не нуждаемся в логики для их познания.
Чашка, стол и т.п.

Скрытые феномены.
Их невозможно увидеть, услышать, осязать, обонять, почувствовать на вкус, но они существуют. Познаются с помощью логики. Предыдущая жизнь, пустота, непостоянство и т.п.

Весьма скрытые феномены.
Обычные существа их не могут познать ни с помощью своих органов восприятия ни с помощью прямой логики.
Познаются с помощью косвенной логики при опоре на духовны опыт Будды.
Тонкие механизмы кармы, прямое постижение пустоты и т.п.

Слайд 4

Умозаключение посредством логики для себя (5п)

3. Классификация феноменов по способу утверждения и

Умозаключение посредством логики для себя (5п) 3. Классификация феноменов по способу утверждения
отрицания:

Феномены утверждения.
То что может быть познано, без необходимости познавания того, что является его противоположностью.
Подразделяются:
1.Форма(все материальные объекты; 5 внешних форм и 5 внутренних)
2.Сознание(ум). Характеристики: бесформность, способность к познанию, по природе ум чист и ясен). Первичный ум(6-ментальное сознание и 5 сознаний органов чувств) познает объект в общем, а вторичный специф. хар-ки объекта.
3. Композитный фактор (неассоцируемый составной фактор), - класс непостоянных
составных (производных) феноменов, которые не относятся ни к форме ни к сознанию (собака, человек)

Феномены отрицания.
Утверждающее отрицание – вид логического отрицания, когда вы отрицаете, но одновременно на месте отрицаемого утверждаете, что то другое.
Неутверждающее отрицание – это такое отсутствие, когда в замен объекта отрицания, ничто не утверждается.

Слайд 5

Умозаключение посредством логики для себя (5п)

4. Постоянные и непостоянные феномены:

Постоянные феномены.
Это феномены

Умозаключение посредством логики для себя (5п) 4. Постоянные и непостоянные феномены: Постоянные
не подверженные изменениям, не обладающие возникновением, пребыванием, разрушением, не способные функционировать. (Пространство, отсутствие чего либо)

Непостоянные феномены.
Это феномены, подверженные грубым и тонким изменениям, способные функционировать.

5. Классификация феноменов по общим или отдельным.

Слайд 6

Анализ феноменов

1. Сравнительный анализ двух феноменов:

Между двумя феноменами (объектами) существуют 4 типа

Анализ феноменов 1. Сравнительный анализ двух феноменов: Между двумя феноменами (объектами) существуют
отношений:

Обычно неверно полагают, что если феномены не тождественны, то они противоречат друг другу.

1. ТОЖДЕСТВО (пребывают во взаимном включении)

2. ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ (существуют 3 альтернативы)

3. ЧЕТЫРЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ (существуют 4 альтернативы)

4. ПРОТИВОРЕЧИЕ (пребывают во взаимном исключении)

Слайд 7

Анализ феноменов

1. Сравнительный анализ двух феноменов:
ТОЖДЕСТВО
Определение: В отношении тождества находятся феномены,

Анализ феноменов 1. Сравнительный анализ двух феноменов: ТОЖДЕСТВО Определение: В отношении тождества
имеющие один и тот же смысл.
Пример: НЕПОСТОЯННЫЕ и ПРОИЗВОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ;
ДОЧЬ ТАНЯ

Когда контуры двух кругов (феноменов понятий) полностью совпадают

Слайд 8

Анализ феноменов

1. Сравнительный анализ двух феноменов:
ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Два сравниваемых феномена Р (русская

Анализ феноменов 1. Сравнительный анализ двух феноменов: ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ Два сравниваемых феномена
женщина) и Q (русский человек) находятся в соотношении трех альтернатив, если имеет место:

Q

Р

-первая альтернатива, то что является одновременно и Р и Q (Алла Пугачева)

-вторая альтернатива, то что является Р, и оно обязательно является Q, но то, что является Q не обязательно является Р (Р однонаправленно проникает в Q) (русский мужчина)
-третья альтернатива, то что не является не Р не Q (калмык)

Слайд 9

Анализ феноменов

1. Сравнительный анализ двух феноменов:
ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Примеры: Логическое соотношение между 1БИ

Анализ феноменов 1. Сравнительный анализ двух феноменов: ТРИ АЛЬТЕРНАТИВЫ Примеры: Логическое соотношение
(истина страдания) и 2 БИ (источник страдания)

Истина страдания

Источник страдания

1. Что является и тем и другим?

Омрачения, гнев, зависть и т.п.

2.Что является истиной страдания, но является источником страдания

Головная боль

3. Что не является не тем и не другим

Нирвана

Слайд 10

Анализ феноменов

1. Сравнительный анализ двух феноменов:
ЧЕТЫРЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Два сравниваемых феномена Р (ДРЕВЕСИНА)

Анализ феноменов 1. Сравнительный анализ двух феноменов: ЧЕТЫРЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Два сравниваемых феномена
и Q (СТОЛ) находятся в соотношении четырех альтернатив, если имеет место:

-первая альтернатива, то что является одновременно и Р и Q (деревянный стол)

-вторая альтернатива, то что является Р, но не является Q (деревянный стул)
-четвертая альтернатива, то что не является не Р не Q (собака)

-третья альтернатива, то что является Q, но не является P (железный стол)

и P и Q

не P и не Q

Слайд 11

Анализ феноменов

1. Сравнительный анализ двух феноменов:
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Все что есть Р с необходимостью не

Анализ феноменов 1. Сравнительный анализ двух феноменов: ПРОТИВОРЕЧИЕ Все что есть Р
есть Q, и все что есть Q с необходимостью не есть Р

Q

Р

Противоречие не обязательно означают взаимоисключающую противоположность. Есть совестимое противоречие и несовместимое

Слайд 12

«КЮНТАГ» - тибетский термин переводится как «существующий лишь в названии», «номинальный», «воображаемый»:

«КЮНТАГ» - тибетский термин переводится как «существующий лишь в названии», «номинальный», «воображаемый»:
это только имя.
Следует различать два вида кюнтага:
-существующий кюнтаг; этот вид кюнтага имеет объектную основу наименования
-несуществующий кюнтаг; этот вид кюнтага лишен объектной основы, нечто приписанное, в действительности вообще не существующее.
Например, пространство- существующий кюнтаг. Почему пространство является кюнтагом? Дело в том, что пространство - это абстрактное понятие, означающее отсутствие препятствий, оно существует просто как название и никакой «плотной» основы не имеет. Но оно существует. А вот «я», имеющее независимое субстанциональное существование, - это несуществующий кюнтаг. ваше «я» кажется вам независимым и субстанциональным, но на самом деле такого «я» нет. Это лишь название, лишенное всякой основы. Иначе говоря, независимое и субстанциональное «я» - не­существующий кюнтаг, нечто приписанное феномену, но на самом деле являющееся голым ярлыком; это нечто, являющееся лишь плодом воображения.

Слайд 13

«ШЕНВАНГ» - тибетский термин переводится как «зависимый от другого», «взаимозависимый».
Это основа

«ШЕНВАНГ» - тибетский термин переводится как «зависимый от другого», «взаимозависимый». Это основа
для обозначения, на которую накладывается название.
Буддийская философия утверждает, что все феномены существуют взаимозависимым способом: они зависят от простого мысленного обозначения, присвоенного объектной основе.
Шенванг вашего «я» - взаимозависимое существование вашего тела и ума. Такое «я» существует. А самосущее «я» - несуществующий кюнтаг.

Слайд 14

«ЙОНДУП»- тибетский термин переводится как «совершенно установленный». Это конечный способ существования феномена,

«ЙОНДУП»- тибетский термин переводится как «совершенно установленный». Это конечный способ существования феномена,
установленный как отсутствие кюнтага в шенванге.
Если анализировать феномен вашего «я», то речь идет об отсутствии иллюзии самосущего «я» (несуществующего кюнтага) во взаимозависимом «я» (шенванге). Это и называется «йондуп».
В случае вашего «я» йондуп - ваша абсолютная природа.
Шенванг - условная, относительная природа.
А кюнтаг- объект отрицания, которого на самом деле нет, но он кажется вам существующим. Он подлежит устранению в процессе достоверного познания - как обман, иллюзия.

Слайд 16

Источники:
Геше Джампа Тинлей. Буддийская логика.
Под. ред. И.С. Урбанаевой(отв. ред.) и А.Ю.

Источники: Геше Джампа Тинлей. Буддийская логика. Под. ред. И.С. Урбанаевой(отв. ред.) и
Коноваловой. - Улан-Удэ: Издательство "Дже Цонкапа", 2011- 359 с. Формат 60x84(1/16). Тираж 999 экз.
В новой книге известного тибетского наставника досточтимого Геше Джампа Тинлея дается современный комментарий к основному содержанию логического трактата древнего индийского ученого Дхармакирти ‘Праманаварттика’ (‘Толкование праманы’). Этот классический текст по теории достоверного познания, написанный в качестве комментария к ‘Праманасамуччая’ основоположника буддийской логики Дигнаги, лег в основу классического буддийского философского образования. Досточтимый Геше Тинлей освещает содержание трех из четырех глав ‘Праманаварттики’. Книга предназначается всем, кто стремится к систематическому изучению буддийской философии и практики, но будет также интересна широкому кругу читателей, прежде незнакомых с буддизмом и его научным потенциалом.