Философия и педагогика свободы

Содержание

Слайд 2

Понятие «свобода»

По Гоббсу, «свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать

Понятие «свобода» По Гоббсу, «свободный человек – тот, кому ничто не препятствует
желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это делать» . Гоббс Т. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль 1991. – С. 163.

Слайд 3

Критика

Г.Гегель "Обыкновенный человек полагает, что он свободен, если ему дозволено действовать по

Критика Г.Гегель "Обыкновенный человек полагает, что он свободен, если ему дозволено действовать
своему произволу, между тем именно в произволе заключена причина его несвободы" . Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1991. – С. 80.
Свобода не равна произволу

Слайд 4

Руссо о произволе

«Знаете ли, – пишет Ж.-Ж. Руссо, – какой верный способ

Руссо о произволе «Знаете ли, – пишет Ж.-Ж. Руссо, – какой верный
сделать вашего ребёнка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа». Руссо считает, что суть истинной свободы состоит в том, чтобы «предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти».

Слайд 5

Понятие «свобода»

Свобода – познанная необходимость
Свободен в выборе не тот, кто не имеет

Понятие «свобода» Свобода – познанная необходимость Свободен в выборе не тот, кто
стесняющих препятствий. Отсутствие их дает человеку только внешнюю свободу. Свободен тот, кто принимает во внимание обстоятельства внешнего мира (стесняющие преграды), но ощущает себя внутренне свободным в выборе решений в этих обстоятельствах.

Слайд 6

Человек, чтобы стать свободным должен овладеть своим телом и духом

Существует внешняя и

Человек, чтобы стать свободным должен овладеть своим телом и духом Существует внешняя
внутренняя свобода. Внешняя свобода – это отсутствие ограничений. Внутренняя свобода – это умение пользоваться своими силами, владение самим собой.
Человек, по Гегелю, должен воспринимать себя как предмет владения. Человек лишь посредством усовершенствования своего собственного тела и духа «вступает во владение собой и становится собственностью самого себя" Только так, становясь собственностью самого себя, он может приобрести внутреннюю свободу. Владение же телом и духом достигается образованием, занятиями, привычками и представляет собой "внутреннюю собственность духа" .
Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1991. С. 109.

Слайд 7

Свобода и владение собой

РЕБЕНОК только должен по мере своего развития, говоря гегелевским

Свобода и владение собой РЕБЕНОК только должен по мере своего развития, говоря
языком, может вступить во владение самим собой. Взрослые забирают свободу в обмен на заботу. Но! Драма заключается в том, становясь личностью ребенок начинает требовать свое право владеть собой.
Он заявляет: "Я сам".

Слайд 8

Существует феномен отказ от владения собой (отчуждение собственности)

Владение любой собственностью проявляется в

Существует феномен отказ от владения собой (отчуждение собственности) Владение любой собственностью проявляется
пользовании, потреблении. Человека нельзя подвести под определение вещи. Поэтому, даже насильственно забирая у человека его право на выбор, право принимать решения, другой человек никогда не сможет лишить его этого права, если он добровольно от него не откажется. В истории есть примеры отчуждения личности: рабство, крепостничество. Но даже раб, не имеющий никаких прав, имеет возможность выбора: он может смириться со своим положением, а может и бороться.
Рабом можно стать добровольно

Слайд 9

Механизм бегства
Авторитаризм

Механизм бегства Авторитаризм

Слайд 10

С. 124

отказ от независимости своей личности, слить свое "я" с кем-нибудь или

С. 124 отказ от независимости своей личности, слить свое "я" с кем-нибудь
с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду
В виде
подчинения и
господства
бегство от невыносимого одиночества

Слайд 11

Механизм
Разрушительность

Механизм Разрушительность

Слайд 12

С. 157

Разрушительность - это результат непрожитой жизни в отношении других и себя.

С. 157 Разрушительность - это результат непрожитой жизни в отношении других и себя.

Слайд 13

механизм
Автоматизирующий конформизм

механизм Автоматизирующий конформизм

Слайд 14

С. 159

Жизнь по общепринятому шаблону, и становится точно таким же, «как все»
Этот

С. 159 Жизнь по общепринятому шаблону, и становится точно таким же, «как
механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него . Отказавшись от собственного "я" и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности.

Слайд 15

Идея свободы в педагогике

«Очень важно, – писал Я.А. Коменский, – чтобы люди

Идея свободы в педагогике «Очень важно, – писал Я.А. Коменский, – чтобы
научились и умели свободно, по собственному решению избирать верно понятые вещи и так же пользоваться ими».
К.Д. Ушинский считал, что «воспитание, если оно только не иезуитское воспитание, не имеет даже права создавать вполне законченных убеждений, не имеет даже права посягать на свободу души человеческой».

Слайд 16

Г.Гегель

называет педагогику "искусством делать людей нравственными" . Искусство проявляется в том, чтобы

Г.Гегель называет педагогику "искусством делать людей нравственными" . Искусство проявляется в том,
научить человека пользоваться свободой на благо, а не на зло, и в отношении себя, и в отношении других людей и общества.
Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1991. – С. 205.

Слайд 17

Задача

Школа и учитель должны дать ребенку объективные знания или знание объективного, выбор

Задача Школа и учитель должны дать ребенку объективные знания или знание объективного,
же своего жизненного пути человек должен сделать сам и не в младенческом возрасте, а тогда, когда он осознал себя как личность и в состоянии быть активным деятелем в данном обществе.

Слайд 18

Свободу «от» и свобода «для»

Классики понимают свободу не как свободу «от», а

Свободу «от» и свобода «для» Классики понимают свободу не как свободу «от»,
как свободу «для» успешного осуществления деятельности.
К.Д. Ушинский: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».

Слайд 19

Роль ограничений

Ограничения нужны, чтобы защитить его от неразумной воли.
Ограничения нужны для того,

Роль ограничений Ограничения нужны, чтобы защитить его от неразумной воли. Ограничения нужны
чтобы сформировать, укрепить дух.
Ограничения нужны, чтобы оградить окружающих от произвола ребенка.
Но! Ограничение произвола ребенка не должно подменяться произволом взрослого.

Слайд 20

Свобода является условием духовного и нравственного развития личности

Я.Корчак: "Пусть дитя грешит".

Свобода является условием духовного и нравственного развития личности Я.Корчак: "Пусть дитя грешит".

Слайд 21

Нужно направлять свободу ребенка

В.А.Сухомлинский: «Азбука воспитания человечности в том, чтобы ребенок, отдавая

Нужно направлять свободу ребенка В.А.Сухомлинский: «Азбука воспитания человечности в том, чтобы ребенок,
тепло своей души другим людям, находил в этом личную радость. Главное же в этой сфере воспитательной работы, как показывает опыт, – переживание ребенком горя, забот, страданий другого человека, личное участие в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии» .
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – С. 210-211.

Слайд 22

Ситуация выбора

Совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне актуализируется

Ситуация выбора Совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне актуализируется необходимость поиска решения.
необходимость поиска решения.

Слайд 23

Конфликты выбора

внутреннего плана (борьба мотивов)
внешнего плана (между субъектами,
между субъектом и

Конфликты выбора внутреннего плана (борьба мотивов) внешнего плана (между субъектами, между субъектом и обществом)
обществом)

Слайд 24

Проблема свободы выбора

В умении пользоваться свободой.
Ограничение свободы неизбежно, если личность не ИМЕЕТ

Проблема свободы выбора В умении пользоваться свободой. Ограничение свободы неизбежно, если личность
МЕРЫ В САМОМ СЕБЕ

Слайд 25

Виды ситуаций выбора

Выбор между заданными альтернативами
Свободы мнения
Свободы коллективного решения
Индивидуальной свободы на основе

Виды ситуаций выбора Выбор между заданными альтернативами Свободы мнения Свободы коллективного решения
самоопределения, самореализации

Слайд 26

Требования к ситуациям выбора
Должны находиться в зоне интересов личности.
Должны постепенно включаться в

Требования к ситуациям выбора Должны находиться в зоне интересов личности. Должны постепенно
систему отношений по мере становления субъектом своей жизни и деятельности.
Выбор должен быть реальным, иметь последствия.
Произвол личности должен быть ограничен.
Основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности.
Должны быть механизмы защиты от ошибок выбора.

Слайд 27

Развитие отношений свободы в воспитательных отношениях

 
Добровольное самоограничение
на основе самоопределения

Развитие отношений свободы в воспитательных отношениях Добровольное самоограничение на основе самоопределения Осознанные
Осознанные попытки
пользоваться свободой забота доверие
Неосознанное
стремление к
свободе
сотрудничество
Создание условий для доверие забота самоопределения
Формирование умения
пользоваться свободой
Ограничение
свободы

Слайд 28

О передаче ответственности

Нужно постепенно передавать ответственность за самого себя и окружающее жизненное

О передаче ответственности Нужно постепенно передавать ответственность за самого себя и окружающее жизненное пространство
пространство

Слайд 29

Известные системы воспитания

Л.Н. Толстой «Ясная поляна»
Р. Штейнер «Вальдорфская школа»
М. Мотессори «Дом ребенка»

Известные системы воспитания Л.Н. Толстой «Ясная поляна» Р. Штейнер «Вальдорфская школа» М. Мотессори «Дом ребенка»

Слайд 31

Л.Н. Толстой

Одна общая и вместе с том противоречащая сама себе мысль чувствуется

Л.Н. Толстой Одна общая и вместе с том противоречащая сама себе мысль
во всей истории педагогики – общая, потому что все требуют большей меры свободы школы, противоречащая, потом что каждый предписывает законы, основанные на своей теории и тем самым стесняет свободу
(Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. С. 91)

Слайд 32

Яснополянская школа

Яснополянская школа

Слайд 33

Рудольф Штейнер

.

Рудольф Штейнер .

Слайд 34

1919 год

Открытие «Свободной Вальдорфской школы» для рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте

1919 год Открытие «Свободной Вальдорфской школы» для рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте

Слайд 35

Антропософия

Мудрость о человеке

Антропософия Мудрость о человеке

Слайд 36

Концепция

«Социальной трехчленности». Суть: в жизни человека существуют три сферы жизни: духовно-культурная, экономическая,

Концепция «Социальной трехчленности». Суть: в жизни человека существуют три сферы жизни: духовно-культурная,
политико-правовая. Эти общественные функции должны управляться параллельно и независимо друг от друга. В управлении должна быть децентрализация.

Слайд 37

Педагогические основы

РИТМ – ЧЕРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (вдох-выдох)
ОБУЧЕНИЕ ПО ЭПОХАМ
ЖИВОЕ СЛОВО (образы)
ЗАНЯТИЕ ИСКУССТВОМ
ЭВРИТМИЯ (зримая

Педагогические основы РИТМ – ЧЕРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (вдох-выдох) ОБУЧЕНИЕ ПО ЭПОХАМ ЖИВОЕ СЛОВО
речь)

Слайд 38

Эвритмия

Эвритмия

Слайд 39

Вальдорфская кукла

Вальдорфская кукла

Слайд 40

Вальдорфские буквы

Вальдорфские буквы

Слайд 41

М. Монтессори

.

М. Монтессори .

Слайд 42

Педагогика М. Монтессори

Свобода деятельности
Развивающая среда
Ориентация на саморазвитие

Педагогика М. Монтессори Свобода деятельности Развивающая среда Ориентация на саморазвитие