Гносеология (теория познания)

Содержание

Слайд 2

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно
развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Гносеология (теория познания)

Слайд 3

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая
новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

Гносеология (теория познания)

Слайд 4

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объектом

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объектом
познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение.

Гносеология (теория познания)

Слайд 5

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и
теориях. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Гносеология (теория познания)

Слайд 6

Гносеология (теория познания)

Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых,

Гносеология (теория познания) Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика.
познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Слайд 7

Гносеология (теория познания)

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению

Гносеология (теория познания) Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к
физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

Слайд 8

Гносеология (теория познания)

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы

Гносеология (теория познания) В познании большую роль играют логическое мышление, способы и
образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний.

Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.

Слайд 9

Гносеология (теория познания)

Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу,

Гносеология (теория познания) Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее
а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Вопрос об отражении тесно связан с вопросом о творческой природе познания. Механическое копирование, где и кем бы оно ни осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная дилемма является, по существу, ложной. Лишь при поверхностном, одностороннем и абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и творчества. Творчество есть специфический человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество – созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция.

Слайд 10

Гносеология (теория познания)

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное

Гносеология (теория познания) В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:
отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при художественном или обыденном познании.

Слайд 11

Гносеология (теория познания)

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах.

Гносеология (теория познания) Проблемы теории познания в наше время выступают в различных
Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления.

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию.