История русской философии

Содержание

Слайд 2

Период Киевской Руси

Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов

Период Киевской Руси Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих
церкви, византийских богословов.
Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати»
XI век

Слайд 3

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ:
Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
Философские мысли

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
выражаются через художественное творчество, литературную критику, публицистику, искусство;
Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
Большая роль проблем морали и нравственности;
Конкретность;
Широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Слайд 4

Проблема человека;
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора

Проблема человека; Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); Проблемы морали и
исторического пути России - между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.

ПРЕДМЕТ РУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ:

Слайд 5

Основные этапы:

Основные этапы:

Слайд 6

«Слово о законе и благодати»

Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи

«Слово о законе и благодати» Учение о смене в мировой истории ветхозаветной
закона эпохой благодати.
О нравственной ответственности человека
О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

Слайд 7

Истоки русской философии Православная мысль в средневековой России

«Речь Философа» (986) и крещение

Истоки русской философии Православная мысль в средневековой России «Речь Философа» (986) и
Руси (988)
«Слово о законе и благодати» митр. Иллариона (1051)
«Повесть временных лет» (нач. XII в.)
Нестяжатели и осифляне (кон. XV – нач. XVI вв.)
Максим Грек (1470-1556)
Переписка Ивана Грозного с А. Курбским (1564-1578)

Слайд 8

Илларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется

Илларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется
и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются морально-нравственные вопросы);
Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Слайд 9

Период Московского царства

«Москва – тритий Рим»

Из его обращения к великому князю Василию

Период Московского царства «Москва – тритий Рим» Из его обращения к великому
III.

Взгляд на московское государство как наследника исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея.

«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»

Слайд 10

Представители:
Сергий Радонежский,
Максим Грек,
Андрей Курбский,
Нил Сорский,
Вассиан Патрикеев,
Аввакум,
Никон,

Представители: Сергий Радонежский, Максим Грек, Андрей Курбский, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум,

Философий,
Юрий Крижанич и другие.

Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития русского государства XII—XVII вв.

 Главными темами являлись:
сохранение русской духовности;
христианство;
устройство государства;
познание.

Слайд 11

Сергий Радонежский - философ-богослов, идеалами которого были сила и могущество, универсальность и

Сергий Радонежский - философ-богослов, идеалами которого были сила и могущество, универсальность и
справедливость христианства; свержение монголо-татарского ига;
Философий – занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;
Максимилиана Грек – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
Андрей Курбский – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение царской власти, свободу, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей»;
Юрий Крижанич – выступал против схоластики; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

Слайд 12

XVII век – обособление философии от богословия.

Начало преподавания философских курсов в учебных

XVII век – обособление философии от богословия. Начало преподавания философских курсов в
заведениях нового типа : Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии

Братья Лихуды

Представители:
Философы эпохи петровских реформ:
Феофан Прокопович;
В. Н. Татищев;
А. Д. Кантемир;
Материалистическая философия середины и второй половины XVIII в.:
М. В. Ломоносов;
А. Н. Радищев и другие.

Слайд 13

XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра».

Ф.Прокопович
В.Татищев
И.Посошков
А.Кантемир

XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра». Ф.Прокопович В.Татищев И.Посошков А.Кантемир

Слайд 14

Русская философия XVIII в. включает два этапа в своем развитии:

Философия эпохи петровских

Русская философия XVIII в. включает два этапа в своем развитии: Философия эпохи
реформ:
Направленностью этой философии была социально-политическая:
вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости;
прав императора;
войны и мира;
познание нравственных ценностей.

материалистическое направление:
материалистические позиции;
борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права;
уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

Русская философия XVIII в. включает два этапа в своем развитии:

Философия эпохи петровских реформ:
Направленностью этой философии была социально-политическая:
вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости;
прав императора;
войны и мира;
познание нравственных ценностей.

материалистическое направление:
материалистические позиции;
борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права;
уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

Слайд 15

Ф.Прокопович

Был одним из первых в России философов – деистов ( природа, созданная

Ф.Прокопович Был одним из первых в России философов – деистов ( природа,
Богом, затем начинает самостоятельное развитие;
Развитие практических наук надо поощрять.

Слайд 16

Истоки русской философии Русское Просвещение

Киево-Могилянская коллегия (позднее – академия) (1632)
«Политика» Ю.

Истоки русской философии Русское Просвещение Киево-Могилянская коллегия (позднее – академия) (1632) «Политика»
Крижанича (1663)
Славяно-греко-латинская академия (1687)
Академия наук (1724)
М. В. Ломоносов (1711-1765)
Московский университет (1755)
М. М. Щербатов (1733-1790)
А. Н. Радищев (1749-1802)

Слайд 17

В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен».

Стремление подняться над фактологическим изложением событий;
Основой

В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен». Стремление подняться над фактологическим изложением
общественных изменений считал «силу человеческого разума»;
Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.

Слайд 18

А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч.

Особое внимание уделял проблемам нравственности

А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч. Особое внимание уделял проблемам нравственности
– «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.

Слайд 19

Послепетровская эпоха (XVIII век)

М.В.Ломоносов
Центром философской мысли становится Московский университет
Философский факультет должен быть

Послепетровская эпоха (XVIII век) М.В.Ломоносов Центром философской мысли становится Московский университет Философский
обязательной 2-х годичной начальной ступенью.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Слайд 20

Истоки русской философии Немецкая классическая философия и русские «любомудры»

Н. М. Карамзин

Истоки русской философии Немецкая классическая философия и русские «любомудры» Н. М. Карамзин
(1766-1826)
И. Б. Шад (1758-1834)
Д. М. Велланский (1774-1847)
М. Г. Павлов (1793-1840)
«Любомудры» (1823-1826)

Д. В. Веневитинов (1805-1827)

В. Ф. Одоевский (1803-1869)

Н. М. Карамзин (1766-1826)

Слайд 21

Социально-политическая философия декабристов
П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И.

Социально-политическая философия декабристов П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И.
Киреевского, В. Кюхельбекера;
Историческая философия П. Я. Чаадаева;
Философия западников и славянофилов
А. И. Герцена, Н. П. Огарева, К. Д. Кавелина, В. Г. Белинского, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;
Ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федорова, К. Н. Леонтьева;
Философия Достоевского;
Философия Толстого;
Революционно-демократическая философия — Н. Г. Чернышевского, народников Н. К. Михайловского, М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, анархиста П. А. Кропоткина, марксиста Г. В. Плеханова;
Либеральная философия В. С. Соловьёва.

Философия XIX века

Слайд 22

Философские искания XIX века

П.Я.Чаадаев «Философические письма» – в осуществлении истории есть Божья

Философские искания XIX века П.Я.Чаадаев «Философические письма» – в осуществлении истории есть
воля, Запад избран провидением, а отсталая Россия – на обочине цивилизованного мира;
в более поздних работах писал, что Россия имеет свою историческую миссию «…ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».

Слайд 23

А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, Т. Н.Грановский

Чаадаев стоял у истоков западничества

Славянофилы :
братья Аксаковы,
А.С.Хомяков

А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, Т. Н.Грановский Чаадаев стоял у истоков западничества Славянофилы : братья Аксаковы, А.С.Хомяков И.В. Кириевский
И.В. Кириевский

Слайд 24

П. Я. Чаадаев: Аномалии русской истории
Россия – исключение из общего правила
Отсутствие исторических

П. Я. Чаадаев: Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила
традиций
Отсутствие естественного начала исторического развития
Отсутствие естественного результата исторического развития
Отсутствие национального единства
Историческая неудача православия
Миссия России – урок потомству?

Слайд 25

Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России
П. Я.

Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России П.
Чаадаев: аномалии русской истории
И. В. Киреевский: особенности русского просвещения
А. С. Хомяков: доктрина соборности
А. И. Герцен: критика славянофильства
Н. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов
Владимир Соловьёв: философия Всеединства
Понятие Всеединства
Софиология
Историософия: Богочеловеческий процесс

Слайд 26

Хомяков А.С. (1804 - 1860)

особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия
Основной

Хомяков А.С. (1804 - 1860) особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского
труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен)
Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи.
В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм

Слайд 27

В.С.Соловьев (1853 – 1900гг)

Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл

В.С.Соловьев (1853 – 1900гг) Исходное понятие его учения – категория всеединства :
существования всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом
Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы; запад – эгоизм, а примирить их крайности должна третья сила – Россия.

Слайд 28

Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской культуры

Особенности генезиса западной культуры

Особенности генезиса русской

Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской культуры Особенности генезиса
культуры

Западная Европа – наследница классической (римской) античности.

Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством.

Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви.

Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью.

Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.

Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.

Слайд 29

2. Народничество (1860 - 1910 гг.)

Представители:
А.И. Герцен
Н.Г. Чернышевский
А. Григорьев
Н.Н. Страхов
П. Лавров
Потери

2. Народничество (1860 - 1910 гг.) Представители: А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский А.
связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой
Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.
Объективными условия:
слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.
Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Герцен Александр Иванович
(1812-1870 гг.) - основатель движения народничества

Слайд 30

3. Философия всеединства

Представители:
Владимир Соловьев,
Сергей и Евгений Трубецкие,

3. Философия всеединства Представители: Владимир Соловьев, Сергей и Евгений Трубецкие, Сергей Булгаков,

Сергей Булгаков,
Павел Флоренский,
Лев Карсавин
Семен Франк
Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле.
Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.

Слайд 31

Проявления всеединства

В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога

Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари,
и человека;
В гносеологическом отношении - это «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию.
В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.

Слайд 32

Философская мысль XIX века представлена не только в академических формах, но и

Философская мысль XIX века представлена не только в академических формах, но и
в литературе

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

Слайд 33

Ф.М.Достоевский (1821-1881)

Философско-религиозное направление, опора на русскую национальную почву.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
− проблема человека, его судьбы

Ф.М.Достоевский (1821-1881) Философско-религиозное направление, опора на русскую национальную почву. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: −
и смысла жизни, внутренний мир человека
− экзистенциальный подход
− нравственный выбор человека, борьба божественного и дьявольского начал
− высшая сущность человека – его свобода
− следование Богу, стремление к Богу в своих привычках и поступках, путь «богочеловека»

Слайд 34

В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России(XXвек)

Евразийство – одно

В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России(XXвек) Евразийство – одно
из философских течений 20-го века;
Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир;
Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов);
Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.

Слайд 35

Николай Бердяев (1874-1948)

Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»
единственный механизм творчества -

Николай Бердяев (1874-1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм творчества
свобода.
ввел и развил понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы,
трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Слайд 36

Религиозно-философский ренессанс

Религиозно-философские собрания и общества
Религиозно-философские собрания (1901‑1903)
Петербургское (Петроградское) религиозно-философ-ское общество (1907‑1917).

Религиозно-философский ренессанс Религиозно-философские собрания и общества Религиозно-философские собрания (1901‑1903) Петербургское (Петроградское) религиозно-философ-ское

Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва (1905‑1918)
Деятели религиозно-философского ренессанса
В. В. Розанов (1856-1919)
Д. С. Мережковский (1865-1941)
В. И. Иванов (1866-1949)
Андрей Белый (1880-1934)
Сборник «Вехи» (1909)
М. О. Гершензон (1869-1925)
Н. А. Бердяев (1874-1948)
С. Н. Булгаков (1871-1944)
Б. А. Кистяковский (1868-1920)
П. Б. Струве (1870-1944)
С. Л. Франк (1977-1950)

Слайд 37

Г. Г. Шпет (1879-1937)

Явление и смысл: Феноменология как основная наука и её проблемы

Г. Г. Шпет (1879-1937) Явление и смысл: Феноменология как основная наука и
(1914)
Первый опыт логики исторических наук (К истории рационализма XVIII века) (1915)
История как проблема логики (1916)
Сознание и его собственник (1916)
Мудрость или разум (1917)
Герменевтика и её проблемы (1918)
Скептик и его душа (1919)
Очерк развития русской философии (1922)
Эстетические фрагменты (1922-1923)
Внутренняя форма слова (1927)
Введение в этническую психологию (1927)

Основные сочинения

Слайд 38

Г. Г. Шпет (1879-1937)

Положительная философия
Положительная и отрицательная философия
Критика отрицательной философии
Укоренённость в тотальности
Рефлективность и

Г. Г. Шпет (1879-1937) Положительная философия Положительная и отрицательная философия Критика отрицательной
интуиция
Истина как проблема онтологии
Феноменология
Беспредпосылочность феномена
Проекция сущего в тотальном
Феномен как состояние-переход между частью и целым

Слайд 39

А. Ф. Лосев (1893-1988)

Античный космос и современная наука (1927)
Философия имени (1927)
Диалектика художественной формы (1927)
Музыка

А. Ф. Лосев (1893-1988) Античный космос и современная наука (1927) Философия имени
как предмет логики (1927)
Диалектика числа у Плотина (1928)
Критика платонизма у Аристотеля (1929)
Очерки античного символизма и мифологии (1930)
Диалектика мифа (1930)
История античной эстетики (1963-1994)
Античная философия истории (1977)
Эстетика Возрождения (1978)
Вл. Соловьёв и его время (1990)

Основные сочинения

Слайд 40

А. Ф. Лосев (1893-1988)

Диалектическая феноменология
Логико-смысловое конструирование
Алогическое становление
Символизм
Первокатегории
Теория мифа
«Эйдетическая» дефиниция мифа
«Конкретная» дефиниция

А. Ф. Лосев (1893-1988) Диалектическая феноменология Логико-смысловое конструирование Алогическое становление Символизм Первокатегории
мифа
«Мифы вокруг нас»

Слайд 41

Диалектическая феноменология Первокатегории

Эйдос есть единичность подвижного покоя самотождественного различия, данная как именно единичность

Диалектическая феноменология Первокатегории Эйдос есть единичность подвижного покоя самотождественного различия, данная как

Топос есть единичность подвижного покоя самотождественного различия, данная как самотождественное различие

Число («множество») есть единичность подвижного покоя самотождественного различия, данная как подвижной покой

В эйдосе мы имеем смысл, как некоторую категорию

В топосе перед нами расстилается некое умное пространство

В числе фиксируется специально подвижность смысла

Слайд 42

Философия русской эмиграции

«Евразийцы»:
Н.С. Трубецкой (1890-1938)
П.Н. Савицкий (1895-1968)
П.П. Сувчинский (1892-1985)
Г.В. Флоровский (1893-1979)
Л. П. Карсавин (1882-1952)
И. А. Ильин (1883-1954)

Философия русской эмиграции «Евразийцы»: Н.С. Трубецкой (1890-1938) П.Н. Савицкий (1895-1968) П.П. Сувчинский

Слайд 43

«Евразийцы»

Антиевропеизм
Запад и Восток
Католичество и православие
Евразия
Континентальность
Туранский тип личности
Философия

«Евразийцы» Антиевропеизм Запад и Восток Католичество и православие Евразия Континентальность Туранский тип
русской истории
Татаро-монгольская государственность
Имперский период
Революции 1917 г. и гражданская война
Политическая философия
Пореволюционная миссия России
Идеократия
«Новый правящий слой»

Слайд 44

Л. П. Карсавин (1882-1952)

Онтология
Всеединство
Триединство
Философия истории и социальная философия
Методология истории
«Симфоническая

Л. П. Карсавин (1882-1952) Онтология Всеединство Триединство Философия истории и социальная философия
личность»
Философия религии и этика
Метафизика любви
«Жизнь чрез смерть»

Слайд 45

И. А. Ильин (1883-1954)

Философия права
Божественный источник права
«Аксиомы правосознания»
«Закон духовного достоинства»

И. А. Ильин (1883-1954) Философия права Божественный источник права «Аксиомы правосознания» «Закон

«Закон автономии»
«Закон взаимного признания»
Этика (сопротивление злу силою)
Эстетика

Слайд 46

Русская и
советская философия XX в.

Представители:
Русская религиозная философия: С. Н. Булгакова, П.

Русская и советская философия XX в. Представители: Русская религиозная философия: С. Н.
А. Флоренского;
Философия космизма: Н. В. Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского;
Естественнонаучная философия: И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, М. М.Ковалевского;
Советская философия: Н. И. Бухарина, А. Богданова, А. Ф. Лосева, А. М. Деборина, Л. Гумилева. М. Мамардашвили, В. Асмуса, Ю. Лотмана;
Философия «русского зарубежья»: П. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева;

Слайд 47

5. Космизм

Представители:
Н.Ф. Федоров
(1829-1903)
К.Э. Циолковский
(1857-1935)
В.И. Вернадский
(1863-1945)
А.Л.Чижевский
(1897-1964)

Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о

5. Космизм Представители: Н.Ф. Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В.И. Вернадский (1863-1945)
Космосе и о человеке как «гражданине Мира»
В Фс понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом.
В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной