Немецкая классическая философия (80-е годы XVIII - 1 половина XIX в.в.) и философия марксизма (2 половина XIX века)

Содержание

Слайд 2

Особенности НКФ и философии марксизма
Философия И. Канта.
Философия Г.В.Ф. Гегеля.
Философия Л. Фейербаха.
Философия К.

Особенности НКФ и философии марксизма Философия И. Канта. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия
Маркса и Ф. Энгельса.

Слайд 3

1. Особенности НКФ и философии марксизма.

1. Философия выполняет функцию критики культуры, истории,

1. Особенности НКФ и философии марксизма. 1. Философия выполняет функцию критики культуры,
человеческих способностей.
«Философия есть … современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» (Г.В.Ф. Гегель)
2. Человек – деятельное существо. Исследуются различные виды деятельности – познание, общение, искусство, труд.
3. Разработка диалектического метода познания.
4. Вера в социальный прогресс.
5. Аксиологичность (от греч. ἀξία — ценность) философии.

Слайд 4

2. Философия Иммануила Канта (1724-1804)

2. Философия Иммануила Канта (1724-1804)

Слайд 5

Что я могу знать? (гносеология) «Критика чистого разума»

Кант совершает «коперниканский переворот» в

Что я могу знать? (гносеология) «Критика чистого разума» Кант совершает «коперниканский переворот»
философии.
Познание – не отражение действительности в человеческом сознании, а конструирование человеком познаваемого мира.
Человек создает знание об объекте, исходя из своих познавательных возможностей.
Важнейшие познавательный возможности: чувственность, рассудок и разум.

Слайд 6

Чувственность – способность созерцать, воспринимать предмет.
Рассудок – способность оперировать понятиями, составлять суждения

Чувственность – способность созерцать, воспринимать предмет. Рассудок – способность оперировать понятиями, составлять
о предметах чувственного созерцания.
Разум – способность вопрошать о сверхчувственном, трансцендентном (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы), выходить за пределы чувственного мира.
Чистый (теоретический) разум (наука) может познать только явления (феномены). «Вещи-в-себе» (ноумены) недоступны для теоретического познания.

Слайд 7

Что я должен делать? (этика) – «Критика практического разума»

1. Практический разум

Что я должен делать? (этика) – «Критика практического разума» 1. Практический разум
– нравственное сознание, способность определять человека к поступку.
2. Поступки человека делятся на: легальные – «сообразно долгу» (внешнее следование нравственному закону) и моральные – «ради долга» (внутреннее принятие необходимости нравственного закона, отсутствие мотива личной выгоды).
3. Основой поступков человека должен стать категорический императив (от лат. imperativus - повелительный) – практическое правило, обладающее всеобщей значимостью.

Слайд 8

Категорический императив

Основа категорического императива – «золотое правило нравственности»: относись к людям так,

Категорический императив Основа категорического императива – «золотое правило нравственности»: относись к людям
как хочешь, чтобы относились к тебе.
1. Поступай так, чтобы максима твоей воли стала принципом всеобщего законодательства.
2. Относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда как к средству.

Слайд 9

На что я смею надеяться? (вопрос о смысле жизни) – «Религия в

На что я смею надеяться? (вопрос о смысле жизни) – «Религия в
пределах только разума»

1. Человек – не добр и не зол: «первоначальные задатки добра» и «склонность ко злу» заложены одновременно в человеческой природе.
2. Человек должен выйти из естественного состояния «непрестанной вражды на почве того зла, которое присуще всем людям».
3. Для этого он должен делать все, что в его силах, чтобы стать лучше.
4. Человек смеет надеяться на счастье, если он достоин его и существует высшая инстанция – Бог.

Слайд 10

Философская система И. Канта – субъективный идеализм.
Субъективный идеализм – философское направление, представители

Философская система И. Канта – субъективный идеализм. Субъективный идеализм – философское направление,
которого отрицают существование объективной реальности, независимой от сознания человека, и признают в качестве первоначала мира индивидуальное сознание.

Слайд 11

3. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)

3. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)

Слайд 12

Диалектический метод познания

1. Диалектика - (от греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести

Диалектический метод познания 1. Диалектика - (от греч. διαλεκτική — искусство спорить,
рассуждение) – метод познания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания.
2. Весь мир – развивающееся целое. Развитие – это переход от существующего в возможности к существующему в действительности (от потенциальному к актуальному).
3. Источник развития – противоречие (борьба противоположных характеристик, принадлежащих единому целому).

Слайд 13

З закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник развития).
2.

З закона диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник
Закон перехода количественных изменений в качественные (описывает механизм развития).
3. Закон отрицания отрицания (отражает преемственность развития).

Слайд 14

Философская система Гегеля

1. Философская система Гегеля – система абсолютного идеализма.
2. Абсолютный идеализм

Философская система Гегеля 1. Философская система Гегеля – система абсолютного идеализма. 2.
– философское направление, представители которого признавали в качестве источника всего существующего внеиндивидуальное, безличное духовное начало – Абсолют (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный).
3. Начало мира – Абсолютная Идея. Все природные явления, формы организации общественной жизни, мир культуры, индивидуальное сознание человека – это этапы саморазвертывания Абсолютной Идеи.

Слайд 15

«Энциклопедия философских наук»

1. «Наука логики» (наука об идее в самой себе):
учение о

«Энциклопедия философских наук» 1. «Наука логики» (наука об идее в самой себе):
бытии
учение о сущности
учение о понятии.
2. «Философия природы» (наука об идее в её инобытии):
механика
физика
органика.
3. «Философия духа» (наука об идее на заключительной стадии своего развития):
учение о субъективном духе (сознание и самосознание отдельного человека)
учение об объективном духе (общественные отношения, история)
учение об абсолютном духе (искусство, религия, философия)

Слайд 16

4. Философия Людвига Фейербаха (1804-1872)
Антропологический
материализм
(«Основные положения
философии будущего»)

4. Философия Людвига Фейербаха (1804-1872) Антропологический материализм («Основные положения философии будущего»)

Слайд 17

Философская антропология должна стать новой религией

1. Человек – «единственный, универсальный и высший

Философская антропология должна стать новой религией 1. Человек – «единственный, универсальный и
предмет философии».
2. Человек – не только мыслящее существо, но и существо чувственное, телесное.
«Тело входит в мою сущность».

Слайд 18

3. Природа выступает базисом человека, культура – то, что делает человека именно

3. Природа выступает базисом человека, культура – то, что делает человека именно
человеком. «Искусство, религия, философия или наука составляют проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности».
4. «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком».

Слайд 19

5. Философия Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).

«Экономическо-философские рукописи 1844 года»,

5. Философия Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). «Экономическо-философские рукописи 1844
«Немецкая идеология», «Капитал», «Диалектика природы»

Слайд 20

Онтология

Материализм. Мыслящий дух – «высший цвет материи» (Ф. Энгельс).
Материальный мир постоянно движется.
«Движение,

Онтология Материализм. Мыслящий дух – «высший цвет материи» (Ф. Энгельс). Материальный мир
рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи <качество> атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» (Ф. Энгельс).

Слайд 21

3. Движение – не только перемещение, но изменение вообще.
4. Основные формы движения

3. Движение – не только перемещение, но изменение вообще. 4. Основные формы
материи:
- механическое (движение макротел)
- физическое (движение молекул)
- химическое (движение атомов)
- биологическое (движение клеток)
- социальное (изменения в обществе, в сознании человека).

Слайд 22

Гносеология

1. Познание – отражение человеческим сознанием действительности.
2. Прагматическая концепция истины (от греч.

Гносеология 1. Познание – отражение человеческим сознанием действительности. 2. Прагматическая концепция истины
πράγμα, πράγματος — «дело, действие»): истинное знание – то, которое полезно, значимо для человека. Практика – критерий истины.
3. Задача философии – не только познание мира, но и его изменение.

Слайд 23

«Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и

«Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и
пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека» (К. Маркс).

Слайд 24

Антропология

1. Человек – социальное существо.
«...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному

Антропология 1. Человек – социальное существо. «...сущность человека не есть абстракт, присущий
индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс).

Слайд 25

2. Человек – деятельное существо. Сущность человека – в практическом преобразовании действительности.

2. Человек – деятельное существо. Сущность человека – в практическом преобразовании действительности.

Слайд 26

3. Трудовая концепция антропосоциогенеза - происхождения человека и общества.
«Сначала труд, а затем

3. Трудовая концепция антропосоциогенеза - происхождения человека и общества. «Сначала труд, а
и вместе с ним членораздельная речь способствовали тому, что неразвитый мозг обезьяны превратился в мозг, способный мыслить» (Ф. Энгельс).

Слайд 27

Социальная философия

1. Материалистическое понимание общества.
Экономика, производственные отношения (отношения собственности на средства

Социальная философия 1. Материалистическое понимание общества. Экономика, производственные отношения (отношения собственности на
производства) - базис общества.
Право, политика, идеология мораль, наука, философия, искусство и т.д. – надстройка.

Слайд 28

«совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается

«совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается
юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (К. Маркс)