Предмет и назначение философии

Содержание

Слайд 2

Философия от греч. phileo – любовь, стремление, жажда, sophia – мудрость; т.е.

Философия от греч. phileo – любовь, стремление, жажда, sophia – мудрость; т.е.
дословно переводится – любовь к мудрости.

Слайд 3

благоговейное отношение к жизни –
вот что может помочь России (1921 г.)

любовь

благоговейное отношение к жизни – вот что может помочь России (1921 г.)
к знанию,
воля к производительному (физическому и умственному) труду,

Слайд 4

3 уровня знаний:
обыденное, стихийно-эмпирическое знание;
конкретно-научное знание (добывается усилиями ученых в области природы,

3 уровня знаний: обыденное, стихийно-эмпирическое знание; конкретно-научное знание (добывается усилиями ученых в
общества, техники, человека, языка и др.);
мировоззренческое знание – стихийное и сознательное («проклятые вопросы»).

Слайд 5

Мировоззрение – это совокупность обобщенных представлений о мире и человеке, о месте

Мировоззрение – это совокупность обобщенных представлений о мире и человеке, о месте
человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение включает знания, ценностные ориентации и установки к действию. Именно поэтому мировоззрение является также программой действий человека, социальной группы или общества в целом

Слайд 6

Исторические типы мировоззрений

Исторические типы мировоззрений

Слайд 7

Характерные черты мифологического мировоззрения
синкретизм – нерасчлененность естественного и сверхъестественного миров;
2) антропоморфизм –

Характерные черты мифологического мировоззрения синкретизм – нерасчлененность естественного и сверхъестественного миров; 2)
рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком; при этом человек не выделяется из природы;
3) допонятийность – чувственное мировосприятие;
4) анонимность: миф – продукт коллективного творчества;
5) связь с магией как духовно-практическим отношением человека к миру: миф включает элементы ритуально-магических техник;
6) миф – не простое повествование: живут в мифе и мифом.


Слайд 8

Характерные черты религиозного мировоззрения
1) раздвоение мира на естественный и сверхъестественный;
2) теоцентризм; вера

Характерные черты религиозного мировоззрения 1) раздвоение мира на естественный и сверхъестественный; 2)
в сверхъестественное связана с культом;
3) социоантропоморфизм – рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком и обществом; человек выделяется из природы и противопоставляется ей как телесное существо, наделенное бессмертной душой;
4) преобладание образно-эмоционального мировосприятия;
5) разделение веры и знания, разум подчинен вере;
6) догматизм и авторитаризм. Религиозное мировоззрение основывается на Священном Писании и знаниях, открытых богоизбранным лицам путем Откровения. Рациональная критика этих «основ» и их пересмотр исключаются.

Слайд 9

Характерные черты философского мировоззрения
1) антропоцентризм – сфокусированность всех проблем на человеке;
2) рациональное

Характерные черты философского мировоззрения 1) антропоцентризм – сфокусированность всех проблем на человеке;
(категориально-логическое) мировосприятие («мышление в понятиях»);
3) мир как поле действия объективных сил;
4) разум ставится выше веры; основывается на знании;
5) методологическая оснащенность поиска истины;
6) критичность и антидогматизм, опора на знание (а не веру и догматы). Философствование раздвигает горизонты жизненного мира человека с помощью критики сложившихся представлений о природе, человеке и обществе. Критика – форма бытия философии;
7) свободомыслие, терпимость к иномыслию и открытость новому знанию;
8) ориентирует человека на коммуникацию и самореализацию без мистико-магических ритуалов и обрядов.

Слайд 10

Структура философского мировоззрения
3 области знания:
гуманитарные (человек)
естественнонаучные (природа)
технические знания (техника)

Структура философского мировоззрения 3 области знания: гуманитарные (человек) естественнонаучные (природа) технические знания (техника)

Слайд 11

Объект философии – отношение «человек и мир».
Предмет философии – предельные основания (конечные

Объект философии – отношение «человек и мир». Предмет философии – предельные основания
цели, смыслы) отношения человека к миру.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Слайд 12

Философия – вид интеллектуальной деятельности человека, связанный с осмыслением предельных оснований культуры

Философия – вид интеллектуальной деятельности человека, связанный с осмыслением предельных оснований культуры
и отношения человека к миру.

Слайд 13

Истинное призвание философии состоит в ответе на вопросы:
1) что я могу знать?

Истинное призвание философии состоит в ответе на вопросы: 1) что я могу

2) Что я должен делать?
3) На что я смею надеяться?
4) «Что есть человек?»

Слайд 14

Философия выступает как знание (миропонимание, мирообразы, философемы), стиль мышления, мироощущение (чувственно-эмоциональное переживание),

Философия выступает как знание (миропонимание, мирообразы, философемы), стиль мышления, мироощущение (чувственно-эмоциональное переживание),
система ценностей и образ жизни (жизнь «под знаком вечности»).
Особенности философского знания: всеобщность (философия как «учение о тотальности бытия» Э. Кассирера), рефлексивность, аксиологичность, антропоцентричность

Слайд 15

Структура философии

Структура философии

Слайд 17

Типы философии:
по характеру рациональности: полигисторский (доксографический), технический, эпистемный, софийный. Неизменность софийного

Типы философии: по характеру рациональности: полигисторский (доксографический), технический, эпистемный, софийный. Неизменность софийного
ядра философии;
по решению основного вопроса философии: материализм и идеализм. Виды материализма: наивный, механистический, диалектический, научный; виды идеализма: субъективный, объективный.
по числу «первоначал»: монизм, дуализм, плюрализм;
по характеру ментальности (образ мышления): интеллектуализм (разум) и волюнтаризм (воля);
по предметной ориентированности: космизм, антропоцентризм, теоцентризм, натурализм, философия духа, философия техники, философия языка;
по историческим эпохам: философия Древнего мира (VI в. до н.э. – начало VI в. после н.э.); Средневековая философия (V – ХIV вв.), философия Возрождения (ХV – ХVI вв.), философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.) и философия Новейшего времени (сер. ХIХ – ХХ вв.).
по типам рациональности: классическая философия, неклассическая философия, постнеклассическая философия («философия постмодерна»).

Слайд 18

Стили философствования

Стили философствования

Слайд 19

Способы понимания философии
«софийный» тип;
«эпистемический» тип (от греч. επιστημη - «точно установленное

Способы понимания философии «софийный» тип; «эпистемический» тип (от греч. επιστημη - «точно
знание», «наука»);
«технематическим» (от греч. τεχνημα - «искусное произведение», «изобретение», «выдумка», «ловкий трюк» и т.п.)

Слайд 20

Основные методы философии
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;

Основные методы философии • диалектика; • метафизика; • догматизм; • эклектика; •
рационализм.

Слайд 21

Функции философии
Мировоззренческая функция – связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения.
2. Методологическая

Функции философии Мировоззренческая функция – связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения.
функция – связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека. Включает логико-гносеологическую и прогностическую подфункции.
3. Аксиологическая функция – связана с осмыслением и формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок («принципов жизни») на их реализацию.
4. Коммуникативная функция – связана с осознанием общности и взаимопонимания между людьми, способствует рационализации коммуникативного опыта и сбалансированию общественного бытия, обосновывая идеалы и нормы коммуникации, свободной от господства.

Слайд 22

5. Социально-критическая функция – содействует выявлению и развенчанию негативного опыта, привычек, идолов,

5. Социально-критическая функция – содействует выявлению и развенчанию негативного опыта, привычек, идолов,
предрассудков и стереотипов, сковывающих ищущую мысль и преобразующее действие, а также способствует прояснению скрытых допущений, идей, побуждений и влечений, обусловливающих формы организации и реализации общественно-исторической деятельности.
6. Гуманистическая (или культурно-воспитательная) функция – связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод, а также с выявлением, обобщением и передачей (трансляцией) от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества, помогающих человеку адаптироваться в окружающем мире.
7. Интеллектуально-терапевтическая функция – состоит в укреплении внутреннего духовного «стержня» и развитии способности стойко преодолевать жизненные трудности, а также в исцелении и утешении человека философским словом: «Философия как целительница души» (Цицерон).