Презентация на тему Философия всеединства

Содержание

Слайд 2

В. С. Соловьёв Софиология и историософия

Онтология всеединства
Структура всеединства (дедукция категорий органической логики)
Исходные категории:

В. С. Соловьёв Софиология и историософия Онтология всеединства Структура всеединства (дедукция категорий
сущее, сущность, бытие
Категории бытия: воля, представление, чувство
Категории сущности: благо, истина, красота
Категории сущего: дух, ум, душа
Категории, определяющие идею как существо: атомы, монады, идеи, организм идей (переход к софиологии)
Софиология
Понятие Софии
Нетварная и тварная София
Историософия
Богочеловеческий процесс
Разделение церквей и его последствия
Теократическая утопия

Слайд 3

Онтология всеединства Исходные категории органической логики

Сущее (свободно сущее, или сверхсущее как таковое)

Сущность (содержание бытия)

Бытие (способ, или модус,

Онтология всеединства Исходные категории органической логики Сущее (свободно сущее, или сверхсущее как
бытия)

Слайд 4

Органическая логика Исходные категории у Гегеля и Соловьёва

У Гегеля бытие – субстантивированная связка.

У Соловьёва сущее

Органическая логика Исходные категории у Гегеля и Соловьёва У Гегеля бытие –
– субъект, бытие – предикат, точнее – множество предикатов,

S

P

Сущее

Б

Е

И

есть

Ы

Т

а сущность – отношения (связи) между предикатами.

Чистое бытие

Наличое бытие

Бытие- для-иного

Для-себя- бытие

и т.д.

Слайд 5

Органическая логика Исходные категории

Природа

Идея

Бог Эн-соф Логос Св. Дух

Действительность

Необходимость (первая материя)

Мощь

Бытие

Сущность

Сущее

Другое (бытие)

Сущее

Неабсолютное

Абсолютное
1-й полюс 2-й полюс

Органическая логика Исходные категории Природа Идея Бог Эн-соф Логос Св. Дух Действительность

Слайд 6

Органическая логика Категории бытия

Начало своего другого есть воля.

Чтобы сущий мог хотеть другого, оно должно представляться им.

Воздействие сущности даёт

Органическая логика Категории бытия Начало своего другого есть воля. Чтобы сущий мог
новое определение бытию как чувству.

Слайд 7

Органическая логика Категории сущности

Как содержание воли сущего идея есть благо.

Как содержание представления сущего идея есть истина.

Как содержание чувства

Органическая логика Категории сущности Как содержание воли сущего идея есть благо. Как
сущего идея есть красота.

Слайд 8

Органическая логика Переход к категориям сущего

или быть предикатами одного субъекта

(но что тогда будет содержанием его

Органическая логика Переход к категориям сущего или быть предикатами одного субъекта (но
воли, представления и чувства, кроме его собственной первоначальной сущности?),

или иметь каждый особенного, исключительно ему соответствующего субъекта

(но такая исключительность противоречила бы природе самих этих предикатов),

или принадлежать трём субъектам, которые обладали бы каждый всеми тремя предикатам

(отличаясь от других только различным взаимоотношением этих предикатов).

Три основные способы бытия (воля, представление, чувство) могут

Слайд 9

Органическая логика Переход к категориям сущего

Воля

Представ- ление

Чувство

… быть предикатами одного субъекта (но что тогда будет

Органическая логика Переход к категориям сущего Воля Представ- ление Чувство … быть
содержанием его воли, представления и чувства, кроме его собственной первоначальной сущности?),

Слайд 10

Органическая логика Переход к категориям сущего

Воля

Представ- ление

Чувство

… иметь каждый особенного, исключительно ему соответствующего субъекта (но такая исключительность противоречила

Органическая логика Переход к категориям сущего Воля Представ- ление Чувство … иметь
бы природе самих этих предикатов),

Слайд 11

Органическая логика Переход к категориям сущего

Воля

Воля

Воля

Представ- ление

Чувство

Представ- ление

Чувство

Чувство

Представ- ление

… принадлежать трём субъектам, которые обладали бы каждый всеми тремя

Органическая логика Переход к категориям сущего Воля Воля Воля Представ- ление Чувство
предикатами (отличаясь от других только различным взаимоотношением этих предикатов).

Слайд 12

Органическая логика Категории сущего

Дух есть сущее как субъект воли и носитель блага, а вследствие этого

Органическая логика Категории сущего Дух есть сущее как субъект воли и носитель
также субъект представления истины и чувства красоты.

Ум есть сущее как субъект представления и носитель истины, а вследствие этого также субъект воли, блага и чувства красоты.

Душа есть сущее как субъект чувства и носительница красоты и постольку подлежащее также воле блага и представлению истины.

Слайд 13

Органическая логика Общая схема

Красота

Чувство

Душа

Идея

Истина

Представ-ление

Ум

Логос

Благо

Воля

Дух

Абсолютное

Сущность (Идея)

Бытие (Логос)

Сущее (Абсолютное)

Органическая логика Общая схема Красота Чувство Душа Идея Истина Представ-ление Ум Логос

Слайд 14

Органическая логика Переход к софиологии

Благо есть единство всего и всех (любовь) как желаемое – единство

Органическая логика Переход к софиологии Благо есть единство всего и всех (любовь)
существенное.

Истина есть любовь как объективно представляемая – единство идеальное.

Красота есть любовь как проявленная и ощутимая – единство реальное.

Слайд 15

Органическая логика Переход к софиологии

Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Органическая логика Переход к софиологии Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Слайд 16

Органическая логика Переход к софиологии

В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».

Три идеи или три всеобщие единства, будучи

Органическая логика Переход к софиологии В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве». Три
лишь различными сторонами или положениями одного и того же, образуют вместе в своём взаимном проникновении новое конкретное единство, представляющее полное осуществление божественного содержания, всецелость абсолютной сущности, реализацию Бога как всеединого, «в котором обитает вся полнота Божества телесно».

Слайд 17

Мир явлений не есть чистая видимость, потому что в его основе лежат независимые от нас

Мир явлений не есть чистая видимость, потому что в его основе лежат
сущности – атомы.

Атомы следует понимать не как частицы, а как элементарные силы, причём – живые, сознательные силы – монады.

Поскольку взаимодействие монад предполагает их качественное различие, они суть идеи.

Совокупность идей как существ не может мыслиться ни как безусловное единство, ни как безусловное множество, но составляет организм идей.

Органическая логика Переход к софиологии

Слайд 18

Софиология Понятие Софии

Элементы организма божественного исчерпывают собою полноту бытия, т.е. это есть организм универсальный.

Но чем

Софиология Понятие Софии Элементы организма божественного исчерпывают собою полноту бытия, т.е. это
больше элементов в организме, тем менее возможно такое же их соединение в другом существе и тем более этот организм оригинален.

Поэтому организм универсальный, выражающий безусловное содержание божественного начала, есть особенное индивидуальное существо.

Слайд 19

Софиология Понятие Софии

Во всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо содержатся два единства:

с одной

Софиология Понятие Софии Во всяком организме (как множестве, сведённом к единству) необходимо
стороны, единство действующего начала, сводящего множественность элементов к себе как единому, –

с другой стороны, эта множественность как сведённая к единству, как определенный образ этого начала –

единство производящее или единство как начало,

единство произведённое или единство в явлении.

Логос

София

Слайд 20

Софиология Нетварная и тварная София

Софиология Нетварная и тварная София

Слайд 21

Софиология Нетварная и тварная София

Бог

Мир

С о ф и я

Мир в Боге

Бог в мире

Софиология Нетварная и тварная София Бог Мир С о ф и я

Слайд 22

Софиология Нетварная и тварная София

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами

Софиология Нетварная и тварная София Милый друг, иль ты не видишь, Что
– Только отблеск, только тени От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете – Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете?

Слайд 23

Софиология Нетварная и тварная София

София (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического процесса.

Нетварная София – это материально-телесная осуществлённость

Софиология Нетварная и тварная София София (Мировая Душа) – центральный персонаж теокосмического
самого абсолюта, отличная от него, но субстанциально от него неотделимая.

Тварная София – это разумная благоустроенность Космоса, либо разумная благоустроенность в человечестве.

София выступает, таким образом, посредником между Богом и миром и в этом качестве оказывается Церковью или человечеством.

Слайд 24

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от
менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.

Историософия Богочеловеческий процесс

Слайд 25

Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организма

Экономическое общество (земство)

Положительная наука

Техническое творчество

Материальная степень

Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организма Экономическое общество (земство) Положительная наука Техническое

Политическое общество (государство)

Отвлечённая философия

Изящное художество

Формальная степень

Духовное общество (церковь)

Теология

Мистика

Абсолютная степень

Сфера практической деятельности

Сфера знания

Сфера творчества

Слайд 26

Историософия Разделение церквей и его последствия

Положительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества

Историософия Разделение церквей и его последствия Положительный смысл истории заключается в свободном
в церковь и в свободном оцерковлении человечества.
Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры.
Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:
отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;
отрыв свободы от истины как её положительной цели;
отрыв знания от жизни;
разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
разрыв между национальным и вселенским;
разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.

Слайд 27

Историософия Теократическая утопия

Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от

Историософия Теократическая утопия Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой,
их крайностей. Такой силой должна стать Россия.
Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре.
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви.
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».

Слайд 28

Историософия Теократическая утопия

«С Востока свет. С Востока силы!» И, к вседержительству готов, Ирана царь под

Историософия Теократическая утопия «С Востока свет. С Востока силы!» И, к вседержительству
Фермопилы Нагнал стада своих рабов.
Но не напрасно Прометея Небесный дар Элладе дан. Толпы рабов бегут, бледнея, Пред горстью доблестных граждан.
И кто ж до Инда и до Ганга Стезёю славною прошёл? То македонская фаланга, То Рима царственный орёл.
И силой разума и права – Всечеловеческих начал – Воздвиглась Запада держава, И миру Рим единство дал.

Чего ж ещё недоставало? Зачем весь мир опять в крови? Душа вселенной тосковала О духе веры и любви!
И слово вещее – не ложно, И свет с Востока засиял, И то, что было невозможно, Он возвестил и обещал.
И, разливаяся широко, Исполнен знамений и сил, Тот свет, исшедший от Востока, С Востоком Запад примирил.
О Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята; Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса или Христа?

EX ORIENTE LUX