презентация 1 по фсф (22г)

Содержание

Слайд 2

ПЛАН:
1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. 3. Философия,

ПЛАН: 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения:
ее предмет, структура и функции.
4. Основной вопрос философии, его две стороны.

Слайд 3

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев П.В. , Панин А.В. Философия – Проспект, 2009 г.
Гуревич

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Алексеев П.В. , Панин А.В. Философия – Проспект, 2009 г.
П.С. Философия, учебник для бакалавров М. Издательство Юрист, 2012 г.
Спиркин А. Г. Философия 3-е издание. Учебник для бакалавров. М., Издательство Юрист,2012 г.
Лавриенко В. А. Философия, учебник для бакалавров М. Издательство Юрист, 2012 г.
Липский Б.И. Философия, учебник для бакалавров М. Издательство Юрист, 2012 г.
Марков Б.В. Философия – СПб.: Питер. 2009 г.

Слайд 4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия. – М., 1998.
Канке В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия. – М., 1998.
А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2005.
Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. – М., 2003.
Немировская А. З. Философия. – М., 1996.
Мир философии: Кн. для чтения. В 2-х ч. – М., 1991.
Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. – М., 2004.
Таранов П. С. Мудрость трех тысячелетий. – М., 1997.
Таранов П. С. Энциклопедия высокого ума. – М., 1997.

Слайд 5

1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения.
В повседневной жизни перед человеком стоят не

1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. В повседневной жизни перед человеком
только вопросы, связанные с решением практических задач: житейских, производственных и т. п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир, каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего — материальное или духовное начало?

Слайд 6

Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли

Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли
человек познать окружаю­щий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.

Слайд 7

Каждый мыслящий человек обладает определенным мировоззрением, то есть определенными представлениями о

Каждый мыслящий человек обладает определенным мировоззрением, то есть определенными представлениями о мире,
мире, о месте в нем человека, о смысле человеческого бытия и т.д.

Слайд 8

Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл,

Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл,
на веру в Бога или же на знания, добытые наукой к настоящему времени. Другими словами, эти размышления зависят от типа мировоззрения.

Слайд 9

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем
человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Слайд 10

Мировоззрение всегда являет собой сплав разнообразных компонентов. И как в сплаве различные

Мировоззрение всегда являет собой сплав разнообразных компонентов. И как в сплаве различные
сочетания составляю­щих, их пропорции дают разный металл, так что-то похожее происходит и с мировоззрением.

Слайд 11

В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль, во-первых, обобщенные

В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль, во-первых, обобщенные
знания. Они состоят: а) из повседневных, или жизненно-практических; б) профессиональных; в) научных.
Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезный фундамент получает соответствующее мировоззрение.

Слайд 12

Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а

Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а
что плохо, что получает одобрение или осуждение).

Слайд 13

В третьих, формы и нормы поведения.
Значимость последнего компонента — поведения — обусловлена

В третьих, формы и нормы поведения. Значимость последнего компонента — поведения —
тем, что без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Именно через поведение человека его мировоззрение находит свою реализацию. Ведь неслучайно о человеке судят не по тому, что он говорит, а по тому, что делает.

Слайд 14

В структуре мировоззрения выделяют следующие уровни в зависимости от глубины отражения действительности:
миросозерцание

В структуре мировоззрения выделяют следующие уровни в зависимости от глубины отражения действительности:
— фиксируются лишь внешние прояв­ления бытия;
миропредставление — здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над ра­зумом;
миропонимание — это самый глубокий уровень отра­жения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Слайд 15

Мировоззрение выполняет следующие функции:
1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе,

Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе,
человеке с целью создания обобщенной картины действительности;
2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека;
3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений;
4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;
5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Слайд 16

Итак, мировоззрение — это своеобразная интегративная целостность знаний и ценностей, разума

Итак, мировоззрение — это своеобразная интегративная целостность знаний и ценностей, разума и
и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту целостную систему духовного мира человека, которая побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мысли. Функционирование мировоззрения должно: а) обеспечить эффективность познавательно-ориентационной деятельности человека; б) быть духовным побудителем его социально-практической
деятельности. Таким образом, мировоззрение выполняет две взаимосвязанные функции: познавательно-ориентационную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками) и социально-практическую (которая основывается на мировоззренческих убеждениях и принципах деятельности).

Слайд 17

Существует несколько критериев классификации мировоззрения
(схема 1.1). По критерию всеобщности можно выделить такие

Существует несколько критериев классификации мировоззрения (схема 1.1). По критерию всеобщности можно выделить
типы мировоззрения, как индивидуальное, групповое (профессиональное, национальное, классовое), общечеловеческое и др. Однако вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система.
По степени исторического развития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, средневековое, современное и др.
По степени теоретической «зрелости» — жизненно-практическое и теоретическое.

Слайд 19

Вопрос 2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мировоззрение носит исторический характер. Это

Вопрос 2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Мировоззрение носит исторический характер.
означает, что индивидуальное мировоззрение меняется в течение жизни отдельного человека, а общественное мировоззрение эволюционирует вместе с развитием социальной общности, человечества. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость выделения его исторических типов.

Слайд 20

На протяжении истории человеческой цивилизации сформировались
такие типы мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

На протяжении истории человеческой цивилизации сформировались такие типы мировоззрения: мифологический, религиозный и
Обычно эти типы мировоззрения не отделены друг от друга какой-либо четкой границей или исторической датой. В реальности, особенно в современном мировоззрении, всегда можно отыскать элементы всех его исторических форм. Тем не менее такая классификация дает возможность обнаружить определенную закономерность социального функционирования
и развития мировоззрения как определенной реальности. Рассмотрим исторические типы мировоззрения подробнее.

Слайд 21

Мифологическое мировоззрение.
Мифология (от греч. mifos -сказание и loqos — слово, понятие, учение)

Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч. mifos -сказание и loqos — слово, понятие,
форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Мифология является универсальным
типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов
первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая
в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фантазии,
в котором явления природы или культуры представлены в
наивно-антропоморфной форме.

Слайд 22

Сравнительное изучение мифов
разных народов показало, что, во-первых, очень похожие мифы
существуют у разных

Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, очень похожие мифы существуют
народов, в разных частях мира и, во-вторых,
миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в
которую создавался.. Примерами мифов являются древневавилонский эпос о герое Гильгамеше, древнегреческие мифы о Геракле и его подвигах, о "золотом веке", о титане Прометее, похитившем у богов огонь и давшего его людям, а также научившим их искусствам, ремеслам, знаниям, умениям счета и письма и др. Многие мифы древних народов связывались в художественные повествования, примерами которых являются древнегреческие поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера, индийский эпос "Рамаяна", и др. легенды, баллады, сказки, предания. Мифы соединяли в себе зачатки знания, религиозных, магических и культовых представлений, элементы искусства. Они формировали представление о мире, выполняли важные воспитательные функции, утверждая в сознании людей принятые нормы и ценности, обеспечивали целостность духовной жизни общества и связь поколений.

Слайд 23

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
происхождение Вселенной, Земли

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной,
и человека;
объяснение природных явлений;
жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения;
вопросы чести, долга, этики и нравственности

Слайд 24

Отличительными особенностями мифологии являются: - художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному

Отличительными особенностями мифологии являются: - художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к
миру человека; - иррационально-фантастический характер, широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
- антропоморфизм, т.е. очеловечивание природы перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил; - слитность, нерасчлененность миропонимания, отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); - по своей сути мифология была продуктом народного творчества, обобщала опыт народной жизни.
- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
Мифология явилась основой для возникновения более развитых форм миропонимания - религии и философии. .

Слайд 25

С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека. Миф

С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека. Миф
как специфическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилизационно развитых обществ ( схема 1.2).

Слайд 27

Религиозное мировоззрение.
Религия —(от лат. religio - благочестие, святость) - миропонимание,

Религиозное мировоззрение. Религия —(от лат. religio - благочестие, святость) - миропонимание, основанное
основанное на вере в существование сверхъестественного Абсолюта (Бога), который признается верховным, священным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибутами развитых религий являются вероучение (религиозная доктрина, в которой раскрываются присущие данной религии представления о Боге, мире и человеке), церковь (религиозная организация, учреждения, священнослужители, ведущие работу с верующими) и культ (система религиозных ритуалов, обрядов, таинств). форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении умственного труда.

Слайд 28

Это второй исторический тип мировоззрения.
Условиями для его формирования стали: переход от

Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от
первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении умственного труда.

Слайд 29

Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни,

Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые
которые она отображала. Этапами ее эволюции были
первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм),
национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство)
и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Слайд 30

Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли,

Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли,
жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
• нравственно-этические проблемы.

Слайд 31

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается
не мифическими, а иными средствами. Выделим такие:
а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимость человека и природы;

Слайд 32

б) мир удваивается: на ряду с реальным выделяется сакральный ( священный) как

б) мир удваивается: на ряду с реальным выделяется сакральный ( священный) как
прообраз и цель деятельности человека, и между ними устанавливается граница. Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Мэру и т. п.);
в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;

Слайд 33

г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел

г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел
мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;
д) если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

Слайд 34

Религия — явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения,

Религия — явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения, которые,
которые, казалось бы, отрицают ее мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире. Это в значительной мере связано с тем, что она по-своему отображает большой жизненный опыт человечества, сохраняет систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, моральных идеалов, которые так нужны современному человечеству.

Слайд 35

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия,

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия, милосердия,
милосердия, долга, справедливости. Но в религиозном мировоззрении могут отражаться и противоположные настроения, идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям другой веры и т. п.
т.о. и мифология, и религия, и философия различными способами и в различных формах осмысляют сходные вопросы: о сущности бытия, о природе и происхождении мира, о смысле человеческой жизни и смерти, об идеалах и ценностях, которым должен следовать человек и т.п. Поэтому важно понимать в чем заключается их единство, а в чем - коренные различия.

Слайд 36

Философское мировоззрение.
Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается тем, что

Философское мировоззрение. Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается тем, что
оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Слайд 37

Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и

Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и
действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что
же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает? Объединяет их общая направленность — дать картину мира,
включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Слайд 38

Тем не менее ответы на эти вопросы представители различных видов мировоззрения ищут

Тем не менее ответы на эти вопросы представители различных видов мировоззрения ищут
своими путями. Что же касается современного философского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенности:
а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия;

Слайд 39

б) философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и

б) философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая
первая форма систематизированного теоретического мышления вообще.
Оно направлено на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени достоверности и надежности таких решений;

Слайд 40

в) отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозною состоит в том, что

в) отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозною состоит в том, что
религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность.

Слайд 42

г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически

г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически
опирается на научные знания. Но если в начале своего существования философское мировоззрение базировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного использования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе с тем философия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она выступает общей методологией научного познания;

Слайд 43

д) философия стремится ставить и решать предельные, абсолютные
проблемы человеческого бытия;
е) философия исследует

д) философия стремится ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия; е)
познавательное, ценностное, социально- политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости.

Слайд 44

Таким образом, философское мировоззрение — закономерный
этап в духовном развитии человечества, которое было

Таким образом, философское мировоззрение — закономерный этап в духовном развитии человечества, которое
обусловлено
как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.

Слайд 45

Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные

Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные
формы деятельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации.
Подводя краткие итоги, отметим следующее:

Слайд 46

1. Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем

1. Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем
человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности.

Слайд 47

3. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения
отличается тем, что реализует свою

3. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует
мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.

Слайд 48

Вопрос 3.Философия ,её предмет структура и функции.
Философия (с греч. - любовь к

Вопрос 3.Философия ,её предмет структура и функции. Философия (с греч. - любовь
истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие и универсальные законы природы, общества и мышления

Слайд 49

Структура философского знанияВ структуре философского знания , среди огромного числа составляющих элементов

Структура философского знанияВ структуре философского знания , среди огромного числа составляющих элементов
можно выделить следующие основные разделы;
онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;
гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;
аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;
праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
антропология – философское учение о человеке;
социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Слайд 50

методология - учение о способе , методе познания;
логика - наука о

методология - учение о способе , методе познания; логика - наука о
мышлении;
этика - учение о морали и нравственности;
эстетика – учение о красоте и гармонии;
риторика – наука о красноречии.
Кроме того выделяют несколько относительно самостоятельных философских дисциплин;
история философии ,философия истории , философия науки , философия право, философия религии, философия искусства.

Слайд 53

Итак, философия — сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно

Итак, философия — сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно
самостоятельных дисциплин, которым присуща своя специфика; она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека, поэтому ее нельзя сводить к науке.

Слайд 54

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно
связана с общественно-исторической практикой людей и

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей
познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат. functio — выполнение). Функции философии — это отношение философии к другим областям человеческого знания и сферам жизни, на которые она оказывает определенное влияние. К важней шим функциям философии можно отнести следующие:

Слайд 55

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке,

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе,
обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой социальной и природной действительности, философия является основой социальной ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их
достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий
для анализа и сравнения различных типов мировоззрений

Слайд 56

Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует
наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального

Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы
мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека.

Слайд 57

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку
общих принципов и норм познавательной деятельности.

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной
Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные
из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Слайд 58

Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений,

Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений,
исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.

Слайд 59

Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной

Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной
позиции в межличностных и социально-культурных диалогах.

Слайд 60

Воспитательная функция. Философия стремится к формированию
мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм

Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм
в жизнедеятельности человека. Она прививает интерес и вкус к самовоспитанию, усиливает стремление человека к самосовершенствованию, содействует творческому подходу к жизни, поиску жизненных приоритетов.

Слайд 61

Аксиологическая функция. Аксиология — учение о ценностях,
философская теория общезначимых принципов, которые определяют

Аксиологическая функция. Аксиология — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, которые
выбор людьми направления их деятельности, характер поступков. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. И ценность философии в этих поисках состоит не в том, что она дает готовые ответы на острые вопросы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и более широкий духовный опыт человечества как настоящую мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает, а с другой — предлагает.

Слайд 62

Интегративная функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей.

Интегративная функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей.
Его целостное философское осмысление — необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. Выполняя эту функцию, философия в идеале стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и отрицательный исторический опыт.

Слайд 63

Критическая функция. Формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов, конечно, сопровождается критикой всяких

Критическая функция. Формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов, конечно, сопровождается критикой всяких
предрассудков, ошибок, стереотипов, которые возникают на этом пути. Задача критического мышления — разрушать, расшатывать догмы и устаревшие взгляды. Это означает, что в системе культуры философия осуществляет критическую «селекцию», аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям.

Слайд 64

Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность
конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на

Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека
основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Слайд 65

Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о

Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о
формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.
Названные функции имеют как индивидуально-личностное,так и общественное значение.Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.

Слайд 66

ВЫВОДЫ
1. Поскольку потребность в жизненном самоопределении характерна для всех людей, но не

ВЫВОДЫ 1. Поскольку потребность в жизненном самоопределении характерна для всех людей, но
все люди являются философами, то первейшей формой ориентации человека в жизни является мировоззрение, которое является совокупностью представлений о месте человека в мире.
2. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности.
3. Ценность философии — в пробуждении творческого, конструктивного
осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в «потрясении» сознания. Потрясение — пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Слайд 69

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а
бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Слайд 70

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы:

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы:
что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе

Слайд 71

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления
— соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
• объективный идеализм;
• субъективный идеализм;
• материализм;
• вульгарный материализм;
• дуализм;
• деизм;
гносеологической (познавательной) стороны:
• гностицизм;
• агностицизм;
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм.

Слайд 72

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали,

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали,
что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).

Слайд 73

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес,

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро; французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин и др. Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Слайд 74

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт)

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт)
абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ( XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Слайд 75

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи
и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

Слайд 76

• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является

• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является
воплощением "мира идей";
• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слайд 77

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей"

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей"
и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Слайд 78

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том,

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том,
что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Слайд 79

Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.)

Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.)
признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Слайд 80

Гносеологическая сторона ОВФ представлена:
• эмпиризмом (сенсуализмом);
• рационализмом.
Основателем эмпиризма является

Гносеологическая сторона ОВФ представлена: • эмпиризмом (сенсуализмом); • рационализмом. Основателем эмпиризма является
Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Слайд 81

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт. Основная идея

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт. Основная идея
рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

Слайд 82

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен,

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен,
не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

Слайд 83

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители
гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
• мир познаваем;
• возможности познания неограничены.

Слайд 84

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):
• мир непознаваем;

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): • мир непознаваем; •
возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы.

Слайд 85

. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки

. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки
(противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует, Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".

Слайд 86

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно
достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.