Проблемы социальной философии. Лекция 13

Содержание

Слайд 2

Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей,

Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп
объединенных не на основе общности/а на основе совместных интересов и договоре.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.
Политическая сфера жизни общества – это сфера отношений по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
Духовная сфера – это сфера отношений по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.

Слайд 3

Сущность общества

Натуралистические теории - общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. 
Идеалистическое

Сущность общества Натуралистические теории - общество рассматривается как естественное продолжение природных и
понимание - общество представляет собой комплекс идей и верований.
Формационный подход оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40 – 50 гг. XIX в. Формационный подход выделяет из всего хаоса социальных отношений – отношения материальные, а внутри них – прежде всего экономические, производственные в качестве первичных.
Цивилизационный подход анализируя (Н.И. Данилевский, О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби) все общества и культуры, делит их на первичные (первобытные) и цивилизованные (время существования последних на Земле невелико – примерно 5 – 6 тыс. лет). 

Слайд 4

Глобализация – «родная дочь» технического прогресса, создавшего информационную среду, которая позволила экономикам

Глобализация – «родная дочь» технического прогресса, создавшего информационную среду, которая позволила экономикам
разных стран слиться в общемировую систему и обеспечила оперативное перемещение капитала, товаров и рабочей силы.

Слайд 7

Антиглобализация – движение противников глобализации

Антиглобализация – движение противников глобализации

Слайд 8

Глобализация также породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»:

Глобализация также породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»:
экологических, демографических, политических. Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества.

Слайд 9

Глобальные проблемы (от лат. globus – шар) можно определить как проблемы, возникающие в результате мощного

Глобальные проблемы (от лат. globus – шар) можно определить как проблемы, возникающие
развития производительных сил в условиях научно-технической революции (НТР) и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой. 

Слайд 10

Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:

1. Группа актуальных политических проблем, которая включает

Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам: 1. Группа актуальных политических проблем,
в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного, химического и бактериологического оружия; в последнее время проблема предотвращения международного терроризма.
2. Экологическая группа глобальных проблем, связанных с разрушением природной основы существования мировой цивилизации: загрязнение воздуха, водных ресурсов, эрозия почв, разрушение озонового слоя планеты и т. п.
3. Проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей: проблемы обеспечения продовольствием, энергией, проблемы рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.
4. Группа актуальных социальных проблем: демографическая проблема (чрезмерное увеличение народонаселения Земли), проблема борьбы с опасными, быстро распространяющимися заболеваниями (СПИД и др.), проблема предотвращения генетической биологической катастрофы.
5. Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира, проблемы ликвидации безграмотности, сохранения культурного наследия в малоразвитых странах.

Слайд 11

Сегодняшний кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба. Среди самых острых глобальных проблем

Сегодняшний кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба. Среди самых острых глобальных проблем
современности исследователи обычно называют: проблему сохранения мира, экологический кризис (истощение природных ресурсов, загрязнение биосферы и стремительный рост населения земного шара), проблему человеческой «телесности» и кризис человеческой духовности.
Глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, изменения социальных и нравственных установок личности и общества.

Слайд 12

Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства, которая

Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства, которая
побуждает людей к бесконечной погоне за новыми вещами, что наносит вред духовному развитию личности, поскольку человек целью и смыслом своей жизнедеятельности начинает считать производство и потребление вещей. Выход из этой ситуации ряд мыслителей видит в самоограничении производства и потребления, принятия идеологии «нового аскетизма», переориентации людей на духовные ценности. Необходима переориентация человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.

Слайд 13

ПРОБЛЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ.

Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного

ПРОБЛЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного
мира на Земле по общему признанию является самой актуальной из всех существующих глобальных проблем.

Слайд 14

Еще одно оружие будущего – климатическое, позволяющее направить на противника грозные силы

Еще одно оружие будущего – климатическое, позволяющее направить на противника грозные силы
природы в виде засухи, наводнения или урагана.

Слайд 15

Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще

Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще
ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона.
Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов.

Слайд 17

Начиная с XVI – XIX вв., когда было сделано большое число полезных

Начиная с XVI – XIX вв., когда было сделано большое число полезных
для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияния человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.
В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничным, всеобщая компьютеризация и т.д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Слайд 18

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей
человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема – проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:
истощение недр – на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет);
загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;
уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычные образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;
применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Слайд 19

Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные

Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные
и отрицательные (негативные). К положительным воздействиям человека на биосферу можно отнести воспроизводство природных ресурсов, восстановление запасов подземных вод, полезащитное лесоразведение, рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и некоторые другие мероприятия.
Отрицательное (негативное) воздействие человека на биосферу проявляется в самых разнообразных и масштабных акциях: вырубке леса на больших площадях, истощении запасов пресных подземных вод, засолении и опустынивании земель, резком сокращении численности, а также исчезновении видов животных и растений, и т. д.
Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Большинство острейших экологических ситуаций в мире, и в частности в России, так или иначе связаны с загрязнением окружающей среды (Чернобыль, кислотные дожди, опасные отходы и т.’ д.).

Слайд 20

Без принятия мер глобального масштаба «коллапс» неотвратим!!!

Без принятия мер глобального масштаба «коллапс» неотвратим!!!

Слайд 21

Чем отрицательные последствия НТР грозят человечеству?

Чем отрицательные последствия НТР грозят человечеству?

Слайд 22

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству?

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству?

Слайд 23

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству?

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству?

Слайд 24

  Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило

Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило пред
пред человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

Слайд 25

Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы.

Решение

Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы. Решение
этой проблемы невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов рядовых людей.

Наше затуманенное будущее

Слайд 26

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА — КРИЗИС ДУХОВНОСТИ:

Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные,

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА — КРИЗИС ДУХОВНОСТИ: Практически все светские и религиозные, глобальные и
древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.
Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

Слайд 27

Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно

Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно
было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более — завтра.
Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания .

Слайд 28

Нет свежего взгляда на мир.
Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего

Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего
характера.
Иногда говорят, что из XIX столетия к нам пришли две идеи
достойные быть названными идеями века
Одна идея — социалистическая, другая — научно-технологическая.
Считалось, что, опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности

Слайд 29

Обе эти идеи сейчас — в руинах.
И та, и другая столкнулись

Обе эти идеи сейчас — в руинах. И та, и другая столкнулись
с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

Слайд 30

Благородна была давняя мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства, высокого

Благородна была давняя мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства, высокого
человеческого достоинства, удовлетворения всех запросов — духовных и материальных.

Слайд 31

Новых ярких, принципиальных, объединяющих идей наш век не породил.
И все человечество

Новых ярких, принципиальных, объединяющих идей наш век не породил. И все человечество
сейчас в каком-то идейном вакууме.
Такова судьба светских, научных и философско-социологических идей.

Выбор своей дороги

Слайд 32

Таковы некоторые глобальные проблемы современности.
Они реальны.
Их нельзя не видеть.
Однако

Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако
не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся.
Есть угрозы, но есть и надежды.
Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству.

Слайд 33

ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО: основные философские концепты

ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО: основные философские концепты

Слайд 34

Предвидение-направление познавательной деятельности человеческого сознания, в результате которого происходит формирование представлений о

Предвидение-направление познавательной деятельности человеческого сознания, в результате которого происходит формирование представлений о
будущем того или иного объекта.
Провидение— целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности.

Слайд 35

СПОСОБЫ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО

НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
специальное научное исследование, предметом которого являются свойства или состояния

СПОСОБЫ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ специальное научное исследование, предметом которого являются свойства
объекта в будущем.

НЕНАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ
не основано на специальном научном исследовании, в его основе - вера в сверхестественные силы, повседневный опыт человека

ИНТУИТИВНОЕ
основано на чувствах, на интуиции, на обращении к внутреннему голосу

РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКОЕ
основано на обращении к сверхестественным,божественным силам, которые могут оказать влияние на будущее

АСТРОЛОГИЧЕСКОЕ
основано на обращении к небесным телам с целью познания будущего

ЭМПИРИЧЕСКОЕ
основано на повседневном опыте людей(народные приметы)

Слайд 36

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНЦЕПТЫ БУДУЩЕГО

1.ЦИКЛИЧЕСКИЕ
(индуизм, буддизм, джайнизм) -история –это постоянная смена циклов (рождение-становление-отмирание-исчезновение-возрождение).

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНЦЕПТЫ БУДУЩЕГО 1.ЦИКЛИЧЕСКИЕ (индуизм, буддизм, джайнизм) -история –это постоянная смена циклов

Счастливое будущее с таких позиций видится в том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от бесконечных «перевоплощений» души после смерти и попасть в «нирвану» - качественно иное состояние, при котором отсутствуют желания и страдания.

Слайд 37

2. ЛИНЕЙНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
(Иудаизм, христианство, ислам)
история будущего представляется в виде прихода «спасителя-мессии»,

2. ЛИНЕЙНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (Иудаизм, христианство, ислам) история будущего представляется в виде прихода
установления «царства божия», наступления «конца света», «Страшного суда», а затем – «вечного блаженства» для праведников и «вечных мук» для грешников.
ЗНАЧЕНИЕ
Впервые была предпринята попытка вывести закономерности и опираясь на них давать предположения о будущем.
Был сделан вывод о том, что существуют объективные силы, которые определяют будущее человека (ОТСЮДА – КОНЦЕПЦИИ ФАТАЛИЗМА В ТРАКТОВКЕ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА)

Слайд 38

ФУТУРОЛОГИЯ
Термин «футурология» предложил использовать Осип Флетхайм (1) в 40-ые гг. ХХ века.

ФУТУРОЛОГИЯ Термин «футурология» предложил использовать Осип Флетхайм (1) в 40-ые гг. ХХ

«философия будущего», противостоящая всем социальным учениям прошлого и настоящего.
«наука о будущем», «история будущего», предметом исследования которой должны быть перспективы развития всех
Ее задача – разработка проблем гносеологии и логики теоретического исследования, научных принципов типологии прогнозов, классификации методов прогнозирования, разграничения таких взаимосвязанных понятий, как гипотеза и прогноз, прогноз и закон, анализ и прогноз, прогноз и план и т.д.
1) Futurologie. Der Kampf um die Zukunft. Verlag Wissenschaft und Politik, Köln 1970.

(1909 -1999)

Слайд 39

МОДЕЛИ ГРЯДУЩИХ КОНФЛИКТОВ
Запад всегда с опаской относился к России, особенно после второй

МОДЕЛИ ГРЯДУЩИХ КОНФЛИКТОВ Запад всегда с опаской относился к России, особенно после
мировой войны. В глазах западных европейцев Россия всегда представлялась агрессором. Запад и Россия принадлежат к Христианскому миру, но к двум его противостоящим частям - католической и православной. История России глубочайшими корнями уходит в Византию, а Византия и Запад всегда были враждебны друг другу
«столкновение между Индией и Западом богато таким опытом, которого не имеет никакое другое общество в мире»
ЗАПАД ВСЕМ ПРЕДЛАГАЕТ «СЕКУЛЯРИЗИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. НАВЯЗЫВАЕТ ЕГО»

ЗАПАД - РОССИЯ

ЗАПАД - ИНДИЯ

ЗАПАД – ИСЛАМ

Слайд 40

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗМА

В 1960 г. Уолт Ростоу - книга «Стадии экономического роста. Некоммунистический

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗМА В 1960 г. Уолт Ростоу - книга «Стадии экономического роста.
манифест».
ИДЕЯ: уровень социально-экономического развития страны определяется не общественно-экономической форма­цией на той или иной стадии ее развития, а промышленным потенциалом. Единица измерения — величина валового национального продукта (ВНП) на душу населения.

Слайд 41

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Первичная — сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добывающая промыш­ленность,
Вторичная —

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Первичная — сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добывающая промыш­ленность, Вторичная
обрабатывающая промышленность
Третич­ная — сфера обслуживания и духовного производства.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

В «доиндустриальном обществе» на каждого дипломи­рованного специалиста с высшим образованием - сто низкоквалифицированных работников,
В «постиндустриальном обществе» дипломированными специалис­тами окажется подавляющее большинство работников обществен­ного производства, недипломированны­ми остается меньшинство, а уж неграмотными — и вовсе ничтож­ная часть уходящих на пенсию стариков

Слайд 42

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ
Высокая рождаемость – высокая смертность – низкая продолжительность жизни (<50 лет)
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
Падение

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ Высокая рождаемость – высокая смертность – низкая продолжительность жизни
смертности – падение рождаемости – возрастание продолжительности жизни (до 70 лет)
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
Уравновешивание рождаемости и смертности – рост продолжительности жизни (до 90 лет)

РАСХОДЫ СЕМЬИ

В «доиндустриальном обществе
90% - на питание
В «индустриальном обществе» доля расходов на питание неук­лонно снижается, за ее счет растут расходы на одежду, а особенно на жилище, транспорт, культуру.
В постиндустриальном обществе произойдет падение доли расходов на питание и одежду в до ничтожной величины примерно нескольких процентов и рост за этот счет доли расходов на жилище, транспорт и культуру до колос­сальной величины, сопоставимой с долей расходов на питание в «доиндустриальном обществе».

Слайд 43

ЭЛВИН ТОФФЛЕР 1928- 2016

Шок будущего: Третья волна
Бешено ускоряется темп жизни.
Одежда, домашняя

ЭЛВИН ТОФФЛЕР 1928- 2016 Шок будущего: Третья волна Бешено ускоряется темп жизни.
обстанов­ка, все вещи, окружающие человека, сами по себе теряют пре­жнюю престижную ценность.
Чем чаще человек может позво­лить себе их менять, тем выше его престиж в глазах «общества массового потребления». Начинается царство «вещей одноразо­вого пользования».
Разваливается социальный институт семьи и брака, тесный круг друзей. На каждые две свадьбы — один развод!
«Друзей» меняют, как перчатки, по мере надобности в «нужных людях» для продвижения по службе или успеха в обществе.
Преступность, наркомания, массовая деморализация людей растут как на дрож­жах.

Слайд 44

Вместо привычного стиля жизни появляется множество разно­образных «стилей жизни»
СМИ становятся средствами массового

Вместо привычного стиля жизни появляется множество разно­образных «стилей жизни» СМИ становятся средствами
оглупления людей, бесцеремонной и бессмысленной манипуляции личностью человека.
Искусство превращается в стремительно сменяющие друг друга модные кривлянья, в «по­теху одноразового пользования».
Наука, подбираясь к секре­там управления развитием физического и психического обли­ка человека, готовится поставить массовое оглупление людей и манипуляцию личностью на «научную» основу, ускоряет процесс превращения гомо сапиенс в какой-то кибернетичес­кий организм.

Слайд 45

РИМСКИЙ КЛУБ
Аурелио Печчен

РИМСКИЙ КЛУБ Аурелио Печчен

Слайд 46

Римский клуб, был создан в 1968 г. по инициативе А. Печчеи. Печчеи

Римский клуб, был создан в 1968 г. по инициативе А. Печчеи. Печчеи
пригласил око­ло полусотни видных ученых, бизнесменов и общественных деяте­лей Запада регулярно со­бираться для обсуждения проблем, поднятых экологической и тех­нологической «волной»
РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ РАБОТЫ - ДОКЛАДЫ

Слайд 48

ДОКЛАД ФОРРЕСТЕРА-МЕДОУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ БУДУЩЕГО:
рост мирового народонаселения,
рост про­мышленного производства
и производства

ДОКЛАД ФОРРЕСТЕРА-МЕДОУЗА КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ БУДУЩЕГО: рост мирового народонаселения, рост про­мышленного производства и
продовольствия,
уменьшение минеральных ресурсов
рост загрязнения природ­ной среды.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И:
резко сократить темпы рос­та населения и промышленного производства, сведя их к уров­ню простого воспроизводства людей и машин по принципу «ну­левого роста».
Да­лее во всех статьях Форрестера и Медоуза упрекали за попытку ожи­вить неомальтузианство.

Слайд 49

ДОКЛАД М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ)

«Человечество на поворотном пун­кте».

ДОКЛАД М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ) «Человечество на поворотном пун­кте».

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ БУДУЩЕГО:
При сохранении существующих тенденций катастрофа ожидается прежде всего в регионах, охватывающих развивающиеся страны мира; позднее она скажется и на развитых странах, которые и без того будут испытывать растущие трудности.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
возможно скорее перейти не к «нулевому», а к «органическо­му росту», дифференцировав темпы роста в зависимости от уровня развития страны с увеличением помощи развивающимся странам и с упором на форсирование решения мировой продовольственной и нефтяной проблемы.
СНОВА МАЛЬТУЗИАНСТВО

Слайд 50

С. ХАНТИНГТОН

Самые опасные столкновения в будущем, скорее всего, будут происходить из-за

С. ХАНТИНГТОН Самые опасные столкновения в будущем, скорее всего, будут происходить из-за
заносчивости Запада, нетерпимости ислама и синской (азиатской) самоуверенности.
В мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой.

Слайд 51

Во время холодной войны мир был поделен на «первый», «второй» и «третий».

Во время холодной войны мир был поделен на «первый», «второй» и «третий».

Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев.

Слайд 52

С. Хантингтон предлагает следующую типологию государств:

Государства-члены. Те государства, которые полностью идентифицируют себя

С. Хантингтон предлагает следующую типологию государств: Государства-члены. Те государства, которые полностью идентифицируют
с определенной цивилизацией (например, Италия – с европейской, Египет – с исламской цивилизациями);
«Сердцевинные государства». Считают себя главным источников культуры данной цивилизации (например, Россия – государство-идентификатор православной цивилизации);
«Одинокие государства». У них отсутствует культурная общность с другими обществами. (Эфиопия, изолированная от соседних исламской и африканской цивилизаций особым языком, господствующей в ней христианской религией и «имперским прошлым»; Япония с которой никто не делит ее особую культуру);
«Надтреснутые государства». Разделены по группам населения, принадлежащим к разным цивилизациям (например, Канада (проблема франкоязычного Квебека) или Шри-Ланка);
«Расколотые государства». Преобладает одна цивилизация, но их лидеры хотели бы изменить цивилизационную идентичность (Турция, Мексика).

Слайд 54

Запад - ислам

Как только был ликвидирован идеологический раздел Европы, вновь возродился ее

Запад - ислам Как только был ликвидирован идеологический раздел Европы, вновь возродился
культурный раздел на западное христианство, с одной стороны, и православие и ислам — с другой.
Стремительный рост населения в арабских странах, особенно в Северной Африке, увеличивает эмиграцию в страны Западной Европы.
В свою очередь наплыв эмигрантов, происходящий на фоне постепенной ликвидации внутренних границ между западноевропейскими странами, вызвал острое политическое неприятие.
В Италии, Франции и Германии расистские настроения приобретают все более открытую форму, а начиная с 1990 г. постоянно нарастают политическая реакция и насилие в отношении арабских и турецких эмигрантов.

Слайд 55

Про Россию

В глобальном же масштабе самой значительной расколотой страной остается Россия.
И

Про Россию В глобальном же масштабе самой значительной расколотой страной остается Россия.
совсем неясно, как же обстоит дело с Россией, желающей присоединиться к Западу.
Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же основные цели: свободу, равенство и процветание.
Но Россия традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом.
И если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как россияне, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебным

Слайд 56

Ф. ФУКУЯМА

Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма

Ф. ФУКУЯМА Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у
не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. В последнее десятилетие изменилась интеллектуальная атмосфера крупнейших коммунистических стран, в них начались важные реформы. Этот феномен выходит за рамки высокой политики, его можно наблюдать и в широком распространении западной потребительской культуры, в самых разнообразных ее видах: это крестьянские рынки и цветные телевизоры – в нынешнем Китае вездесущие; открытые в прошлом году в Москве кооперативные рестораны и магазины одежды; переложенный на японский лад Бетховен в токийских лавках; и рок-музыка, которой с равным удовольствием внимают в Праге, Рангуне и Тегеране.

Слайд 57

Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной

Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной
цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, – вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя.
В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории.
Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала. Какое-то время эта ностальгия все еще будет питать соперничество и конфликт.
Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями. Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?