Роль Льва Николаевича Толстого в развитии русской философии

Содержание

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой (09.09.1828 — 10.11.1910)

Лев Николаевич Толстой (09.09.1828 — 10.11.1910)

Слайд 3

Детство

Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской

Детство Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой
семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел. После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало. В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.

Слайд 4

Обучение

В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один

Обучение В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и
из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс.
В 1849 году уехал в Ясную Поляну из Петербурга. Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».

Слайд 5

Военная служба

В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» –

Военная служба В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство»
далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну.
За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II

Слайд 6

Творческий путь и признание

В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в

Творческий путь и признание В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером
Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым.
В 1862 году он посватался к одной из дочерей своей старой знакомой Любови Александровны Иславиной (в замужестве Берс) – Софье. В ту пору его будущей супруге было 18 лет, а графу – уже 34 года. В браке у Толстых родилось девять мальчиков и четыре девочки, но пятеро детей умерли еще в детстве.
Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.

Слайд 7

Гениальный писатель и глубокий мыслитель Л. Н. толстой занимает важное место в

Гениальный писатель и глубокий мыслитель Л. Н. толстой занимает важное место в
русской философии второй половины XIX в. В центре его религиозно - философских исканий стоят вопросы понимания бога, смысла жизни, соотношения добра и зла, свободы и нравственного совершенствования человека

Слайд 8

Перелом в идеи

После «Войны и мира» великим произведением автора стал роман «Анна

Перелом в идеи После «Войны и мира» великим произведением автора стал роман
Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году. После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества.
Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали. Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп».

Слайд 9

Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от

Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от
богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира. Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви. К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой.

Слайд 10

Для Толстого подлинной, не замутненной цивилизацией является "Природная" первожизнь, которая включает в

Для Толстого подлинной, не замутненной цивилизацией является "Природная" первожизнь, которая включает в
себя вечную природу и звездное небо, рождение и смерть, труд, жизнь, какой ее представляет непредвзятый взгляд на мир простого человека из народа. Именно такая жизнь и является единственно нужной. И все жизненные процессы, считает Толстой, направляет непогрешимый, всемирный, всепроникающий дух. Он в каждом человеке и во всех людях, взятых вместе, вкладывает в каждого стремление к тому, что должно, велит людям бессознательно жаться друг к другу, дереву расти к солнцу, цветам увядать к осени. И его блаженный голос заглушает шумное развитие цивилизации.

Слайд 11

Наиболее полно нравственную позицию Толстого раскрывает его учение о непротивлении злу насилием.

Наиболее полно нравственную позицию Толстого раскрывает его учение о непротивлении злу насилием.
Толстой исходил из предположения, что Бог установил в мире закон добра, которому должны следовать люди. Сама по себе человеческая природа естественно благостна, безгрешна. И если человек творит зло, то только по незнанию закона добра. Добро само по себе есть разумное, и лишь оно ведет к жизненному благополучию и счастью. Осознание этого предполагает "Высшую Разумность", которая всегда хранится в человеке. В отсутствии такого выходящего за рамки повседневной жизни понимания разумности и заключается зло. Понимание добра сделает невозможным появление зла, считает Толстой. Но для этого важно "Пробудить" в себе высшую разумность путем отрицания обычных представлений о разумности повседневной жизни. А это вызывает душевный дискомфорт переживания людей, ибо всегда страшно отказаться от привычного, видимого ради необычного, невидимого.

Слайд 12

Смерть и бессмертие Л. Н. Толстого

28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой

Смерть и бессмертие Л. Н. Толстого 28 октября (10 ноября) 1910 года
тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало.