Глухова_Полная лекция

Содержание

Слайд 2

Диаграмма вариантов использования

Лекция 1

Диаграмма вариантов использования Лекция 1

Слайд 3

План лекции

Назначение диаграммы вариантов использования
Компоненты диаграммы вариантов использования
Примеры

?

План лекции Назначение диаграммы вариантов использования Компоненты диаграммы вариантов использования Примеры ?

Слайд 4

Диаграмма вариантов использования (ДВИ)…

= Диаграмма прецедентов;
Описывает функциональное назначение системы, т.е. то, что

Диаграмма вариантов использования (ДВИ)… = Диаграмма прецедентов; Описывает функциональное назначение системы, т.е.
система будет делать в процессе своего функционирования;
Является исходной концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки.

Слайд 5

Кому и в каких случаях нужны сценарии
— Разработчикам. Очень удобно, когда ветвистое требование описано при помощи

Кому и в каких случаях нужны сценарии — Разработчикам. Очень удобно, когда
основного и альтернативного потока событий.
— Заказчикам. Описано человеческим языком, заказчик своевременно может подтвердить, что это именно то, чего он ждет, или поправить.
— Тестировщику. Почти готовый тест-кейс
— Всей проектной команде. Если сценарий нужно согласовать, а на каждом совещании пара-тройка альтернативных вариантов сценария звучит иначе, поможет строго описанный поток событий.

Слайд 6

Суть диаграммы прецедентов

Проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актеров (действующих

Суть диаграммы прецедентов Проектируемая система представляется в виде множества сущностей или актеров
лиц), взаимодействующих с системой с помощью так называемых вариантов использования (прецедентов).
Таким образом,
Основными компонентами ДВИ являются:
актеры
прецеденты
отношения

Слайд 7

Вариант использования

= Прецедент =use case;
Определяет последовательность действий, которая должна быть выполнена проектируемой

Вариант использования = Прецедент =use case; Определяет последовательность действий, которая должна быть
системой при взаимодействии ее с соответствующим актером.

Имя ВИ начинается с большой буквы и обозначается оборотом глагола или существительного, обозначающего действие

Слайд 8

Актер

= Actor = действующее лицо
Представляет собой внешнюю по отношению к моделируемой системе

Актер = Actor = действующее лицо Представляет собой внешнюю по отношению к
сущность
Взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей и решения частных задач.
Может рассматриваться как некая роль относительно конкретного варианта использования.

Слайд 9

Актер

Стандартное графическое изображение актера:

Актер всегда находится вне системы, его внутренняя структура

Актер Стандартное графическое изображение актера: Актер всегда находится вне системы, его внутренняя
никак не воспринимается.
Примеры актеров: клиент банка, банковский служащий, продавец, сотовый телефон.

Слайд 10

Отношения

Один актер может взаимодействовать с несколькими вариантами использования и наоборот.
2 варианта

Отношения Один актер может взаимодействовать с несколькими вариантами использования и наоборот. 2
использования, определенные для одной и той же сущности, не могут взаимодействовать друг с другом, т.к. любой из них самостоятельно описывает законченный вариант использования этой сущности.

Слайд 11

Виды отношений

1) ассоциативное отношение (отношение ассоциации, association relationship)
2) отношение расширения (extend relationship)
3)

Виды отношений 1) ассоциативное отношение (отношение ассоциации, association relationship) 2) отношение расширения
отношение обобщения (generalization relationship)
4) отношение включения (include relationship)

Слайд 12

Отношение ассоциации

Отношение между вариантом использования и актером, отражающее связь между ними.
Оно

Отношение ассоциации Отношение между вариантом использования и актером, отражающее связь между ними.
устанавливает, какую конкретную роль играет актер при взаимодействии с экземпляром варианта использования.

Обозначение: в виде прямой линии. Могут быть дополнительные обозначения (кратность связи, направление связи, наименование связи)

Слайд 13

Отношение расширения

Определяет взаимосвязь базового варианта использования с некоторым другим вариантом использования, функциональное

Отношение расширения Определяет взаимосвязь базового варианта использования с некоторым другим вариантом использования,
поведение которого задействуется базовым не всегда, а только при выполнении некоторых дополнительных условий.

Стрелка указывает на базовый вариант использования!

Слайд 14

Отношение включения

Указывает, что некоторое заданное поведение для одного варианта использования включается в

Отношение включения Указывает, что некоторое заданное поведение для одного варианта использования включается
качестве составного компонента в последовательность поведения другого варианта использования.

Слайд 15

Отношение обобщения

Служит для указания того факта, что некоторый вариант использования А может

Отношение обобщения Служит для указания того факта, что некоторый вариант использования А
быть обобщен до варианта использования Б (или актер А может быть обобщен до актера Б).

Стрелка указывает в сторону родительского ВИ (актера)

Слайд 16

Примеры

ДВИ процесса оформления заказа на покупку товара

Примеры ДВИ процесса оформления заказа на покупку товара

Слайд 17

Примеры

Диаграмма прецедентов для процесса постройки дома

Примеры Диаграмма прецедентов для процесса постройки дома

Слайд 18

Примечание как элемент ДВИ

Примечание (Note) в языке UML предназначено для включения в

Примечание как элемент ДВИ Примечание (Note) в языке UML предназначено для включения
модель произвольной текстовой информации, имеющей непосредственное отношение к контексту разрабатываемого проекта.
Примечание может относиться к любому элементу диаграммы.

Слайд 19

Пример 1. Разблокировать учетную запись пользователя (простой короткий пример, без альтернативного потока событий):

Пример 1. Разблокировать учетную запись пользователя (простой короткий пример, без альтернативного потока событий):

Слайд 20

Пример 2. Авторизация пользователя:

Пример 2. Авторизация пользователя:

Слайд 21

Диаграмма классов

Лекция 2

Диаграмма классов Лекция 2

Слайд 22

Что такое диаграмма классов
Компоненты диаграммы классов и их назначение
Пример диаграммы классов
Расширение языка

Что такое диаграмма классов Компоненты диаграммы классов и их назначение Пример диаграммы
UML для построения моделей программного обеспечения и бизнес-систем

План лекции

?

Слайд 23

Диаграмма классов

Является центральным звеном объектно-ориентированного подхода
Содержит информацию об объектах системы и

Диаграмма классов Является центральным звеном объектно-ориентированного подхода Содержит информацию об объектах системы
статических связях между объектами
Отражает декларативные знания о предметной области
Оперирует понятиями класса, объекта, отношения, пакета

Слайд 24

Класс

Класс – это множество объектов, которые обладают одинаковой структурой, поведением и отношениями

Класс Класс – это множество объектов, которые обладают одинаковой структурой, поведением и
с объектами из других классов.

Простейший вид класса состоит только из секции имени

Класс с указанием атрибутов (переменных)

Полное описание класса, состоящее из 3 разделов (секций) – секции имени, секции атрибутов, секции операций

Слайд 25

Класс

Имя класса должно быть уникально
Имя класса должно начинаться с заглавной буквы.
Класс

Класс Имя класса должно быть уникально Имя класса должно начинаться с заглавной
может не иметь экземпляров или объектов. В этом случае он называется абстрактным классом, а для обозначения его имени используется курсив

Слайд 26

Атрибуты класса

Атрибут = свойство, которое является общим для всех объектов данного класса
Общий

Атрибуты класса Атрибут = свойство, которое является общим для всех объектов данного
формат записи атрибутов:
<квантор видимости> <имя атрибута> [кратность]: <тип атрибута> = <исходное значение> {строка-свойство}

Слайд 27

Атрибуты класса. Квантор видимости

Квантор видимости может принимать одно из следующих значений: +,

Атрибуты класса. Квантор видимости Квантор видимости может принимать одно из следующих значений:
#, - , ~.
«+» - атрибут с областью видимости типа общедоступный (public).
«#» - атрибут с областью видимости типа защищенный (protected).
«-» - атрибут с областью видимости типа закрытый (private).
«~» - атрибут с областью видимости типа пакетный (package).

Слайд 28

Атрибуты класса. Имя атрибута

Представлено в виде уникальной строки текста
Имя атрибута является единственным

Атрибуты класса. Имя атрибута Представлено в виде уникальной строки текста Имя атрибута
обязательным элементом в синтаксическом обозначении атрибута
Должно начинаться со строчной буквы
По практическим соображениям записывается без пробелов

Слайд 29

Атрибуты класса. Кратность атрибута

Кратность атрибута характеризует общее количество конкретных атрибутов данного типа,

Атрибуты класса. Кратность атрибута Кратность атрибута характеризует общее количество конкретных атрибутов данного
входящих в состав отдельного класса.
Формат: [нижняя граница . . верхняя граница]
Примеры: [0..1], [0..*], [1..3,5..7]

Слайд 30

Атрибуты класса. Тип атрибута

Выражение, определяемое некоторым типом данных (например, в зависимости от

Атрибуты класса. Тип атрибута Выражение, определяемое некоторым типом данных (например, в зависимости
языка программирования)
В простейшем случае – осмысленная строка текста.
Пример:
цвет: Color
имяСотрудника[1..2]: String;
видимость: Boolean

Слайд 31

Атрибуты класса. Исходное значение

Служит для задания некоторого начального значения в момент создания

Атрибуты класса. Исходное значение Служит для задания некоторого начального значения в момент
отдельного экземпляра класса
Пример:
цвет: Color = (255, 0, 0)
имяСотрудника[1..2]: String = ‘Иван Иванов’;
видимость: Boolean = истина

Слайд 32

Атрибуты класса. Строка-свойство

Служит для указания дополнительных свойств атрибута, которые могут характеризовать особенности

Атрибуты класса. Строка-свойство Служит для указания дополнительных свойств атрибута, которые могут характеризовать
изменения значений атрибута в ходе выполнения соответствующей программы.
Это значение принимается за исходное значение атрибута, которое не может быть изменено в дальнейшем.
Пример:
заработнаяПлата: Currency = $500 {frozen}

Слайд 33

Операции класса

Представляют собой некоторый сервис, который предоставляет каждый экземпляр класса или объект

Операции класса Представляют собой некоторый сервис, который предоставляет каждый экземпляр класса или
по требованию своих клиентов.
Правила записи операций:
<квантор видимости> <имя операции> (список параметров): <выражение типа возвращаемого значения> {строка-свойство}

Слайд 34

Операции класса. Список параметров

Список параметров является перечнем разделенных запятой формальных параметров, каждый

Операции класса. Список параметров Список параметров является перечнем разделенных запятой формальных параметров,
из которых, в свою очередь, может быть представлен в следующем виде:
<вид параметра> <имя параметра> : <выражение типа> = <значение параметра по умолчанию>

Слайд 35

Операции класса. Строка-свойство

Строка-свойство служит для указания значений свойств, которые могут быть применены

Операции класса. Строка-свойство Строка-свойство служит для указания значений свойств, которые могут быть
к данной операции.
Например, для указания последовательности действий будет использована строка-свойство вида:
{concurrency = имя} ,
где имя может принимать одно из следующих значений:
sequential (последовательная),
concurrent (параллельная),
guarded (охраняемая)

Слайд 36

Операции класса. Примеры

+нарисовать (форма : Многоугольник = прямоугольник, цветЗаливки : Color =

Операции класса. Примеры +нарисовать (форма : Многоугольник = прямоугольник, цветЗаливки : Color
(0, 0, 255));
-изменитьСчетКлиента (номерСчета : Integer) : Currency;
#выдатьСообщение() : (‘Ошибка деления на ноль’).

Слайд 37

Отношения между классами

Базовыми отношениями на диаграмме классов являются:
отношения ассоциации (association);
отношения обобщения (generalization);
отношения

Отношения между классами Базовыми отношениями на диаграмме классов являются: отношения ассоциации (association);
агрегации (aggregation);
отношения композиции (composition);
отношения зависимости (dependency);
отношения реализации (realization).

Слайд 38

Отношение ассоциации

Отношение ассоциации свидетельствует о наличии произвольного отношения между классами.
На диаграммах

Отношение ассоциации Отношение ассоциации свидетельствует о наличии произвольного отношения между классами. На
ассоциация обозначается сплошной линией.

Кратность и направление ассоциации

Имя ассоциации

Слайд 39

Ассоциация - самый слабый вид связи.
Обычно ассоциация возникает, когда один класс

Ассоциация - самый слабый вид связи. Обычно ассоциация возникает, когда один класс
вызывает метод другого или если при вызове метода в качестве аргумента передаётся объект другого класса.
Для примера напишем простой класс:
class MonstAr
{
private:
attack(int damage) // damage - урон
{}
};

Слайд 40

Отношение обобщения

Является отношением классификации между более общим элементом (родителем или предком) и

Отношение обобщения Является отношением классификации между более общим элементом (родителем или предком)
более частным или специальным элементом (дочерним или потомком)
При обобщении рисуется сплошная линия. Стрелочка - пустой треугольник.

Слайд 41

MonstAr
{
private:
attack(int damage) // damage - урон
{}
};
BigMonstAr : public MonstAr //

MonstAr { private: attack(int damage) // damage - урон {} }; BigMonstAr
большой
{
// определение класса
};
SmallMonstAr : public MonstAr // маленький {
// определение класса
};

Слайд 42

Отношение агрегации

Смысл: один из классов представляет собой некоторую сущность, которая включает в

Отношение агрегации Смысл: один из классов представляет собой некоторую сущность, которая включает
себя в качестве составных частей другие сущности.
Применяется для представления системных взаимосвязей типа «часть-целое».
На диаграммах агрегация показывается незакрашенным ромбом.

Слайд 43

Итак, в UML агрегация отражает связь классов, когда объект одного класса является

Итак, в UML агрегация отражает связь классов, когда объект одного класса является
атрибутом другого. Пример:
class MonstAr
{
public:
int a;
};

Слайд 44

Отношение композиции

Является частным случаем отношения агрегации.
Части не могут выступать в отрыве

Отношение композиции Является частным случаем отношения агрегации. Части не могут выступать в
от целого, т.е. с уничтожением целого уничтожаются составные части.

Слайд 45

class Claws; // claws - когти
class MonstAr
{
public:
Claws MonstArClaws;
};

class Claws; // claws - когти class MonstAr { public: Claws MonstArClaws; };

Слайд 46

Отношение зависимости

Используется в такой ситуации, когда некоторое изменение одного элемента модели может

Отношение зависимости Используется в такой ситуации, когда некоторое изменение одного элемента модели
потребовать изменения другого элемента.

Источник зависимости

Клиент зависимости

Слайд 47

Также возникает, когда один класс вызывает метод другого или если при вызове

Также возникает, когда один класс вызывает метод другого или если при вызове
метода в качестве аргумента передаётся объект другого класса, влияющего на объект первого класса.

Слайд 48

Отношение реализации

Отношение реализации свидетельствует о реализации классом некоторого интерфейса.
На диаграмме реализация

Отношение реализации Отношение реализации свидетельствует о реализации классом некоторого интерфейса. На диаграмме
показывается пунктирной линией и незакрашенной стрелочкой

Слайд 49

Пакеты

служат для группировки элементов модели
Любой пакет владеет своими элементами
любой элемент

Пакеты служат для группировки элементов модели Любой пакет владеет своими элементами любой
может принадлежать только одному пакету

Слайд 50

Пример диаграммы классов

На диаграмме классов основным классом является класс TemperatureMeasure, который и является

Пример диаграммы классов На диаграмме классов основным классом является класс TemperatureMeasure, который
измерителем температуры. В качестве измеренного значения формируется среднее арифметическое всех измерений - сумма всех измерений, деленная на их количество. Для получения измерений и их суммирования используется класс Sensor (в качестве датчика температуры). В консольной задаче сами измерения передаются в этот класс для суммирования. Класс состоит в отношении агрегации с основным классом TemperatureMeasure: мы сначала создаем объект класса Sensor, а потом передаем его в качестве параметра конструктора классу TemperatureMeasure, чтобы использовать его в качестве части класса.
Количество измерений формируется классом MeasureCount, который содержит статическое свойство total для подсчета общего измерений, а также свойство count для подсчета количества измерителей конкретного объекта TemperatureMeasure. Класс MeasureCount находится в отношении композиции с классом TemperatureMeasure: объект MeasureCount создается непосредственно при создании объекта TemperatureMeasure (в его конструкторе). Класс ITemperatureMeasure представляет собой интерфейс класса TemperatureMeasure и является своего рода поставщиком в отношении реализации. Наконец, класс ShowTemperature находится в отношении зависимости с классом TemperatureMeasure, поскольку реализация единственного метода Show класса ShowTemperature зависит от структуры класса TemperatureMeasure.

Слайд 51

Расширения языка UML

Расширения языка UML

Профиль для процесса разработки ПО
(The UML Profile

Расширения языка UML Расширения языка UML Профиль для процесса разработки ПО (The
for Software Development)

Профиль для бизнес-моделирования (The UML Profile for Business Modeling)

Слайд 52

Профиль для процесса разработки ПО

Управляющий класс (control) – отвечает за координацию

Профиль для процесса разработки ПО Управляющий класс (control) – отвечает за координацию действий других классов.
действий других классов.

Слайд 53

Профиль для процесса разработки ПО

Класс-сущность (entity) содержит информацию, которая должна храниться постоянно

Профиль для процесса разработки ПО Класс-сущность (entity) содержит информацию, которая должна храниться
и не уничтожаться с уничтожением объектов данного класса или прекращением работы моделируемой системы.

Слайд 54

Профиль для процесса разработки ПО

Граничный класс (boundary) – располагается на границе системы

Профиль для процесса разработки ПО Граничный класс (boundary) – располагается на границе
с внешней средой, но является составной частью системы.

Слайд 55

Интерфейс (interface)

в контексте языка UML является специальным случаем класса, у которого имеются

Интерфейс (interface) в контексте языка UML является специальным случаем класса, у которого
только операции и отсутствуют атрибуты.

Слайд 56

Диаграммы взаимодействия

Лекция 3

Диаграммы взаимодействия Лекция 3

Слайд 57

Что такое диаграммы взаимодействия?
Виды диаграмм взаимодействия
Основные компоненты (для каждого вида диаграмм)
Примеры
Общее и

Что такое диаграммы взаимодействия? Виды диаграмм взаимодействия Основные компоненты (для каждого вида
различное между видами диаграмм взаимодействия

План лекции

?

Слайд 58

Что такое диаграммы взаимодействия?

Диаграмма классов представляет собой логическую модель статического представления моделируемой

Что такое диаграммы взаимодействия? Диаграмма классов представляет собой логическую модель статического представления
системы
Однако элементы системы всегда взаимодействуют между собой
В языке UML это взаимодействие элементов рассматривается в информационном аспекте, т.е. объекты обмениваются некоторой информацией.
=> Диаграммы взаимодействий являются моделями, описывающими поведение взаимодействующих групп объектов.

Слайд 59

Виды диаграмм взаимодействия

Существуют 2 вида диаграмм взаимодействий:
1) диаграммы последовательности действий – sequence

Виды диаграмм взаимодействия Существуют 2 вида диаграмм взаимодействий: 1) диаграммы последовательности действий
diagram;
2) диаграммы кооперации (кооперативные диаграммы) – collaboration diagram

Слайд 60

Диаграммы последовательности действий

Диаграммы последовательности действий отображают взаимодействие объектов, упорядоченное по времени.
Основными компонентами

Диаграммы последовательности действий Диаграммы последовательности действий отображают взаимодействие объектов, упорядоченное по времени.
диаграмм последовательности действий являются:
- Объекты;
- Линия жизни;
- Сообщения.

Слайд 61

Объекты

Объект – экземпляр класса.

объектА: КлассВ

: КлассС

объектD

Объект-сирота

Объекты Объект – экземпляр класса. объектА: КлассВ : КлассС объектD Объект-сирота

Слайд 62

Графические элементы диаграммы последовательности

Графические элементы диаграммы последовательности

Слайд 63

Линия жизни и фокус управления

Объект С инициирует создание анонимного объекта из класса

Линия жизни и фокус управления Объект С инициирует создание анонимного объекта из класса D
D

Слайд 64

Сообщение

Представляет собой законченный фрагмент информации, который отправляется одним объектом другому;
Прием сообщения инициирует

Сообщение Представляет собой законченный фрагмент информации, который отправляется одним объектом другому; Прием
выполнение определенных действий;
разновидности сообщений:

Слайд 65

Сообщение

Сообщение, отправленное самому себе – рефлексивное (саморегулирование).

Сообщение Сообщение, отправленное самому себе – рефлексивное (саморегулирование).

Слайд 66

Ветвление потока

Ветвление потока

Слайд 67

Пример диаграммы последовательности

Пример диаграммы последовательности

Слайд 68

Диаграмма кооперации

Поведение системы описывается на уровне отдельных объектов, которые обмениваются между собой

Диаграмма кооперации Поведение системы описывается на уровне отдельных объектов, которые обмениваются между
сообщениями, чтобы достичь определенной цели или реализовать некоторый вариант использования.
Кооперация. (collaboration) - служит для обозначения множества взаимодействующих с определенной целью объектов в общем контексте моделируемой системы.

Слайд 69

Основные компоненты

Основные компоненты диаграммы кооперации:
- объекты;
- связи;
- сообщения.

Основные компоненты Основные компоненты диаграммы кооперации: - объекты; - связи; - сообщения.

Слайд 70

Объекты

Объект является отдельным экземпляром класса, который создается на этапе реализации модели (выполнения

Объекты Объект является отдельным экземпляром класса, который создается на этапе реализации модели
программы)

Виды объектов

Мультиобъект

Составной объект

Пассивный объект

Активный объект

Слайд 71

Мультиобъект

Представляет собой множество объектов, которые могут быть образованы на основе класса.

Мультиобъект Представляет собой множество объектов, которые могут быть образованы на основе класса.

Слайд 72

Активный объект

Активный объект имеет свой собственный поток управления и может инициировать деятельность

Активный объект Активный объект имеет свой собственный поток управления и может инициировать
по управлению другими объектами.

В контексте языка UML объекты делятся на активные и пассивные.

Слайд 73

Составной объект

Предназначен для представления объекта, имеющего сложную структуру и внутренние потоки управления.

Составной объект Предназначен для представления объекта, имеющего сложную структуру и внутренние потоки управления.

Слайд 74

Сообщение

В общем смысле под сообщением понимается законченный фрагмент информации, посылаемый одним объектом

Сообщение В общем смысле под сообщением понимается законченный фрагмент информации, посылаемый одним объектом другому.
другому.

Слайд 75

Пример диаграммы кооперации

Пример диаграммы кооперации

Слайд 76

Основное отличие между диаграммой последовательности и кооперации

На диаграмме кооперации изображаются только такие

Основное отличие между диаграммой последовательности и кооперации На диаграмме кооперации изображаются только
отношения между объектами, которые играют роль информационных каналов при взаимодействии.
На диаграмме кооперации не указывается время в виде дополнительного измерения.
Таким образом, в диаграмме последовательности делается акцент на временной аспект, в диаграмме кооперации – на статическое взаимодействие объектов системы.

Слайд 77

Диаграммы состояний, деятельности, компонентов, развертывания

Лекция 4

Диаграммы состояний, деятельности, компонентов, развертывания Лекция 4

Слайд 78

План лекции

Назначение диаграммы состояний,
Назначение диаграммы деятельности
Назначение диаграммы компонентов
Назначение диаграммы развертывания

?

План лекции Назначение диаграммы состояний, Назначение диаграммы деятельности Назначение диаграммы компонентов Назначение диаграммы развертывания ?

Слайд 79

Диаграмма состояний

Диаграмма состояний

Слайд 80

Основные вопросы

Сущность и назначение диаграммы состояний
Основные компоненты
Пример

Основные вопросы Сущность и назначение диаграммы состояний Основные компоненты Пример

Слайд 81

Назначение диаграммы состояний

Диаграммы UML, отражающие поведение элементов модели

Диаграмма последовательности
(временной аспект)

Диаграмма кооперации

Назначение диаграммы состояний Диаграммы UML, отражающие поведение элементов модели Диаграмма последовательности (временной
(информационное взаимодействие)

Диаграмма состояний. Описывает все возможные состояния, в которых может находиться объект, а также процесс смены состояний в результате наступления некоторого события

Диаграмма деятельности

Слайд 82

Основные компоненты диаграммы состояний

Основные компоненты диаграммы состояний:
- состояния;
- переходы.

Основные компоненты диаграммы состояний Основные компоненты диаграммы состояний: - состояния; - переходы.

Слайд 83

Состояние
Ожидает

Имя состояния – законченное предложение, начинается с заглавной буквы

В качестве имени состояния

Состояние Ожидает Имя состояния – законченное предложение, начинается с заглавной буквы В
используют глагол (звенит) или причастие (занят)

Секция имени

Список внутренних действий

Слайд 84

Список внутренних действий

Формат:
<метка действия ‘/’ выражение действия>
Возможные метки:
entry;
exit;
do.

Список внутренних действий Формат: Возможные метки: entry; exit; do.

Слайд 85

Начальное и конечное состояние

Особые состояния
на диаграмме состояний

Начальное состояние

Конечное состояние

Начальное состояние указывается

Начальное и конечное состояние Особые состояния на диаграмме состояний Начальное состояние Конечное
обязательно и оно должно быть одно. Конечных состояний может или не быть, или может быть несколько.

Слайд 86

Переход

Переход – отношение между двумя последовательными состояниями, которое указывает на факт смены

Переход Переход – отношение между двумя последовательными состояниями, которое указывает на факт
одного состояния другим.
Синтаксическая метка перехода состоит из трех частей, каждая из которых является необязательной:
<событие> [<условие>] / <действие>

Слайд 87

Пример диаграммы состояний

Пример диаграммы состояний

Слайд 88

Эквивалентные переходы

Эквивалентные переходы

Слайд 89

Диаграмма деятельности

Диаграмма деятельности

Слайд 90

Основные вопросы

Определение и назначение диаграммы деятельности
Понятие действия
Основные компоненты диаграммы деятельности
Пример

Основные вопросы Определение и назначение диаграммы деятельности Понятие действия Основные компоненты диаграммы деятельности Пример

Слайд 91

Диаграмма деятельности

Отражает динамику системы и представляет собой схемы потоков управления в системе

Диаграмма деятельности Отражает динамику системы и представляет собой схемы потоков управления в
от действия к действию, а также параллельные действия и альтернативные потоки .
В контексте языка UML деятельность представляет собой некоторую совокупность отдельных вычислений, выполняемых автоматом.

Слайд 92

Компоненты диаграммы деятельности

Основные элементы диаграмм деятельности:
- деятельность (действие)
- переход
- элемент выбора
- линия

Компоненты диаграммы деятельности Основные элементы диаграмм деятельности: - деятельность (действие) - переход
синхронизации (линейка синхронизации).

Слайд 93

Действие (деятельность)

Действие - исполнение определенного поведения в потоке управления системой

Имя может

Действие (деятельность) Действие - исполнение определенного поведения в потоке управления системой Имя
быть записано на естественном языке

… или на языке программирования

Слайд 94

Элемент выбора

Элементы выбора позволяют задавать альтернативные пути потока управления.

Условие – логическое

Элемент выбора Элементы выбора позволяют задавать альтернативные пути потока управления. Условие –
выражение, которое может принимать значение true или false

Условие 1

Условие 2

Слайд 95

Пример ветвления переходов

Пример ветвления переходов

Слайд 96

Линии синхронизации

Линии перехода могут иметь несколько входящих линий и 1 исходящую, либо

Линии синхронизации Линии перехода могут иметь несколько входящих линий и 1 исходящую,
1 вход и несколько выходов.

Слайд 97

Дорожки (Swimlane)

Группа действий между дорожками выполняется
соответствующим подразделением

Дорожки (Swimlane) Группа действий между дорожками выполняется соответствующим подразделением

Слайд 98

Пример диаграммы деятельности

Пример диаграммы деятельности

Слайд 99

Пример диаграммы деятельности

Пример диаграммы деятельности

Слайд 100

Пример диаграммы деятельности

Пример диаграммы деятельности

Слайд 101

Диаграммы реализации

Диаграммы реализации

Слайд 102

Основные вопросы

Виды и назначение диаграмм реализации
Основные компоненты
Примеры

Основные вопросы Виды и назначение диаграмм реализации Основные компоненты Примеры

Слайд 103

Виды диаграмм реализации

Диаграммы реализации

Диаграммы компонентов

Диаграммы развертывания

Виды диаграмм реализации Диаграммы реализации Диаграммы компонентов Диаграммы развертывания

Слайд 104

Диаграмма компонентов

Диаграмма компонентов разрабатывается для следующих целей:
визуализация общей организации структуры исходного кода

Диаграмма компонентов Диаграмма компонентов разрабатывается для следующих целей: визуализация общей организации структуры
программы;
спецификация исполнимого варианта программной системы;
представление концептуальной и физической схем баз данных.

Слайд 105

Компонент

Служит для обозначения элементов физического представления модели и может реализовывать некий набор

Компонент Служит для обозначения элементов физического представления модели и может реализовывать некий набор интерфейсов.
интерфейсов.

Слайд 106

Пример диаграммы компонентов

Пример диаграммы компонентов

Слайд 107

Пример диаграммы компонентов

Пример диаграммы компонентов

Слайд 108

Диаграмма размещения

Диаграмма размещения = диаграмма развертывания = диаграмма внедрения
Цели построения диаграммы развертывания:
указать

Диаграмма размещения Диаграмма размещения = диаграмма развертывания = диаграмма внедрения Цели построения
размещение исполнимых компонентов программной системы по отдельным физическим узлам;
показать физические связи между всеми узлами реализации системы на этапе ее исполнения;
выявить узкие места системы и реконфигурировать ее топологию для достижения наилучшей производительности.

Слайд 109

Диаграмма размещения

Узел представляет собой некоторый физически существующий элемент системы, обладающий некоторым вычислительным

Диаграмма размещения Узел представляет собой некоторый физически существующий элемент системы, обладающий некоторым
ресурсом.
Диаграмма размещения показывает наличие физических соединений – маршрутов передачи информации между аппаратными устройствами, задействованными в реализации системы.

Слайд 110

Пример диаграммы развертывания

Пример диаграммы развертывания