Матрица. Ввод матрицы

Слайд 2

Двумерные массивы, состоящие из строк и столбцов, называются матрицами.
Рассмотрим матрицу, состоящую из

Двумерные массивы, состоящие из строк и столбцов, называются матрицами. Рассмотрим матрицу, состоящую
четырех строк и пяти столбцов:
С т о л б ц ы
1 2 3 4 5
Строки
Матрицы имеют имя и размерность - A[n, m], где n – число строк, а m – число столбцов. Например, элементу A[3,4] соответствует число 3, а элементу A[4,4] соответствует число 56.
Матрицы, в которых число строк равно числу столбцов, называются квадратными. Свойством квадратных матриц является наличие главной и побочной диагонали. Главная диагональ проходит с левого верхнего угла в правый нижний, а побочная - с правого верхнего в левый нижний. Рассмотрим квадратную матрицу 3х3 - A[3,3]:
Главная диагональ
Побочная диагональ
Элементами главной диагонали будут: A[1,1] = 3; A[2,2] = 6; A[3,3] = 4.
Элементами побочной диагонали будут: A[1,3] = 5; A[2,2] = 6; A[3,1] = 9.

Слайд 3

Легко заметить, что у элементов главной диагонали номер строки совпадает с номером

Легко заметить, что у элементов главной диагонали номер строки совпадает с номером
столбца, а у побочной диагонали – номера строк идут по возрастанию, а номера столбцов по убыванию.
Матрицы заполняются слева направо, сверху вниз, то есть сначала заполняется первая строка, затем – вторая и т.д.
Матрицы можно заполнять с клавиатуры и с помощью генератора случайных чисел.

Слайд 4

Пример заполнения матрицы с клавиатуры:
Program а8;
Const n=3; m=4; - указание количества строк и

Пример заполнения матрицы с клавиатуры: Program а8; Const n=3; m=4; - указание
столбцов
Var
A:array [1..n, 1..m] of integer; - описание матрицы
i, j: integer; - описание переменных для ввода матрицы (i – номер строки, j – номер столбца
Begin - начало программы
For i:=1 to n do - начиная с первой строки, двигаемся по столбцам
For j:=1 to m do и заполняем матрицу, вводя данные с клавиатуры.
Read (A[I, j]) - вводим элемент с клавиатуры
End. - конец программы
(Сначала входим в первую строку и вводим числа в 1,2,3,4 ячейку, затем переходим на 2-ю строку и заполняем 1,2,3,4 ячейку, затем переходим на 3-ю строку и заполняем 1,2,3,4 ячейку. Фактически, двигаемся по таблице слева направо, сверху вниз.)

Слайд 5

Пример заполнения матрицы с помощью генератора случайных чисел:
Program а8;
Const n=3; m=4; - указание

Пример заполнения матрицы с помощью генератора случайных чисел: Program а8; Const n=3;
количества строк и столбцов
Var
A:array [1..n, 1..m] of integer; - описание матрицы
I, j: integer; - описание переменных для ввода матрицы
Begin
Randomize; - подключение генератора случайных чисел
For i:=1 to n do - начиная с первой строки, двигаемся по столбцам
begin - открываем операторную скобку
For j:=1 to m do и заполняем матрицу, виде таблицы
begin - открываем операторную скобку
A [I, j]:= random (100); - присваиваем элементу случайное число
Write (A [I, j]:3) - выводим его на экран
End; - закрываем операторную скобку
Writeln - переход на следующую строку
End - закрываем операторную скобку
End. - конец программы