Русская культура на рубеже XVII-XVIII веков

Содержание

Слайд 2

XVII – ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ ОТ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ

XVII – ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ ОТ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ.
ВРЕМЕНИ. СОВРЕМЕННИКИ НАЗЫВАЛИ ЕГО «БУНТАШНЫМ». *ВЕЛИКАЯ СМУТА, * ВОССТАНИЯ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВАМИ ИВАНА БОЛОТНИКОВА И СТЕПАНА РАЗИНА * РАСКОЛ ВНУТРИ САМОЙ ЦЕРКВИ – ВСЕ ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА КУЛЬТУРЕ, ПРИДАВ ЕЕ ПАМЯТНИКАМ НЕВИДАННУЮ ДОТОЛЕ СОЦИАЛЬНУЮ ОСТРОТУ И ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ. ГЛАВНОЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ КУЛЬТУРЫ СТАЛ БУРНО ПРОТЕКАВШИЙ ПРОЦЕСС ЕЕ ОБМИРЩЕНИЯ - ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ

Слайд 3

ВЕЛИКАЯ СМУТА

Смута – эпоха кризиса государственности в России, сопровождалась народными выступлениями, мятежами,

ВЕЛИКАЯ СМУТА Смута – эпоха кризиса государственности в России, сопровождалась народными выступлениями,
правлениями самозванцев, польской и шведской интервенциями, разрушением гос. Власти и разорением страны.

Слайд 4

РАСКОЛ В ЦЕРКВИ

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение

РАСКОЛ В ЦЕРКВИ Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века
от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников . Патриарх Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил некоторые обряды . Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды.

Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши

Слайд 5

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРЕ 17 В

В начале 17 века продолжается начатое в 16

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРЕ 17 В В начале 17 века продолжается начатое в
веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.
К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный московское барокко. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филя
повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.
В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.

Слайд 6

17 веке основным художественным центром становится Оружейная палата – «первая русская

17 веке основным художественным центром становится Оружейная палата – «первая русская Академия
Академия художеств» Иконописная школа Оружейной палаты возникла в 40-х годах XVII века.
Во главе ее стоял тонкий ценитель искусства боярин Хитрово. Все живописные работы возглавлял Симон Ушаков
В иконописи XVII века сочетаются строгое соблюдение сложившихся православных традиций и иностранные веяния, повлекшие за собой обновление художественных приемов.
Стремление подчеркнуть красоту и великолепие земного мира как отражения красоты мира небесного привело к декоративной насыщенности, детализованности, изобилию форм, развитию архитектурных фонов, усилению роли орнамента в иконе, появлению свето-теневой моделировки.
Повышенная эмоциональность живописи этого периода достигается не столько выразительностью ликов и поз, сколько насыщенностью композиций и подвижностью форм.

Спас Нерукотворный. Симон Ушаков

Слайд 7

СИМОН ФЕДОРОВИЧ УШАКОВ (1626—1686)
Знаменитый московский иконописец из потомственных дворян. По-видимому, в юном

СИМОН ФЕДОРОВИЧ УШАКОВ (1626—1686) Знаменитый московский иконописец из потомственных дворян. По-видимому, в
возрасте Симон получил серьезную художественную подготовку, основательно освоил искусство "знамения" (рисования).

«Богоматерь Елеуса-Киккская».

Святая Троица

Слайд 8

РИСОВАЛ, СИМОН ОБРАЗЫ СВЯТЫХ НА СОСУДАХ ЦЕРКОВНЫХ, НА ЧЕКАННОЙ БЛЯХЕ ИЛИ УКРАШЕНИЕ

РИСОВАЛ, СИМОН ОБРАЗЫ СВЯТЫХ НА СОСУДАХ ЦЕРКОВНЫХ, НА ЧЕКАННОЙ БЛЯХЕ ИЛИ УКРАШЕНИЕ
НА ОБЛАЧЕНИИ И ШАПКЕ АРХИМАНДРИТА. А ТУТ ТРЕБОВАЛИСЬ ОСОБОЕ ЗНАНИЕ РИСУНКА, ВКУС И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. РАСПИСЫВАЛ МАСТЕР ФРЕСКАМИ ХРАМЫ, ДЕЛАЛ ЭСКИЗЫ ДЛЯ ЗНАМЕН, МОНЕТ И УКРАШЕНИЙ. ОБРАЩАЛСЯ ИЗОГРАФ И К РИСОВАНИЮ С "ЖИВСТВА", ТО ЕСТЬ С НАТУРЫ. СИМОН УШАКОВ САМ БЫЛ МАСТЕРОМ РИСУНКА И ПРЕКРАСНЫМ ИКОНОПИСЦЕМ: НЕСЛУЧАЙНО В МОСКВЕ ИМЕЛ СЛАВУ ПЕРВОГО ИКОНОПИСЦА. В СВОИ ИКОНЫ ОН ВВОДИЛ ПОРТРЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ПЕЙЗАЖИ. ИМЕННО С ЕГО ТВОРЧЕСТВОМ СВЯЗЫВАЮТ ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД ОТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОПИСИ К СВЕТСКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ.

Тайная вечеря

«Богоматерь Владимирская»
(«Древо государства Московского»)

Слайд 9

ПАРСУНА

Парсуна – промежуточный этап перехода от иконописной живописи к светской. Парсуна

ПАРСУНА Парсуна – промежуточный этап перехода от иконописной живописи к светской. Парсуна
– промежуточный этап перехода от иконописной живописи к светской

Слайд 10

ПРИЗНАКИ ПАРСУНЫ
Соединение иконописных и живописных приемов в одном произведении.
Трехчетвертной поворот лица,

ПРИЗНАКИ ПАРСУНЫ Соединение иконописных и живописных приемов в одном произведении. Трехчетвертной поворот
корпус дается фронтально.
Лицо моделируется объемно, корпус в плоскостном изображении.
Лицо пишется с натуры при сохранении иконописных традиций в изображении рук и ног.
Отсутствие на живописном портрете подписи мастера.

Слайд 12

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени.

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени.

Современники называли его «бунташным». На это повлияли политические события:
1____________________________________________________
2_____________________________________________________
3______________________________________________________
Появились новые тенденции в Архитектуре:
1._____________________________________________________
2._____________________________________________________
3.______________________________________________________-
Живопись развивалась в 2-х направлениях:
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________