Изучение хронотопа в художественном произведении

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ:

роль, значение и функции времени-пространства в структуре художественного целого.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ: роль, значение и функции времени-пространства в структуре художественного целого.

Слайд 3

Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет особенности

Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет особенности
метода, стиля, способствует отражению своеобразия национального мышления художника слова. Время и пространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константы содержания и формы литературного произведении.

Слайд 4

ТИПЫ ВРЕМЕНИ-ПРОСТРАНСТВА:

Социальный,
культурно-исторический,
психологический,
биологический,
физический . Каждый из них, обладая специфическими

ТИПЫ ВРЕМЕНИ-ПРОСТРАНСТВА: Социальный, культурно-исторический, психологический, биологический, физический . Каждый из них, обладая
свойствами, характеризует определенную грань бытия человека, получающего отражение в художественном творчества.

Слайд 6

УРОВНИ ХРОНОТОПА:

Взаимодействие рассказчика и персонажа;
Взаимодействие писателя, героя-рассказчика, действующих лиц и воображаемого

УРОВНИ ХРОНОТОПА: Взаимодействие рассказчика и персонажа; Взаимодействие писателя, героя-рассказчика, действующих лиц и
читателя. (Их хронотопы соединяются в ходе «диалога», проводимого в авторском сознании).
Само произведение. (Оно становится своеобразным участником коммуникации вследствие того, что его хронотоп пересекается с хронотопом читателя и с хронотопом внетекстового мира).

Слайд 7

ОСОБЕННОСТИ ХРОНОТОПА В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

ОСОБЕННОСТИ ХРОНОТОПА В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

Слайд 8

ХРОНОТОП

Время в художественном произведении

Пространство в художественном произведении

-биографическое
Историческое
Космическое
Календарное
Суточное
Абстрактное и конкретное
Завершенное и незавершенное

Замкнутое и

ХРОНОТОП Время в художественном произведении Пространство в художественном произведении -биографическое Историческое Космическое
открытое
Земное и космическое реально видимое и изображаемое
Абстрактное и конкретное

-биографическое
Историческое
Космическое
Календарное
Суточное
Абстрактное и конкретное
Завершенное и незавершенное

-биографическое
Историческое
Космическое
Календарное
Суточное
Абстрактное и конкретное
Завершенное и незавершенное

Слайд 9

ДВА МИРА В ПОВЕСТИ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

Диканька Петербург

ДВА МИРА В ПОВЕСТИ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» Диканька Петербург

Слайд 10

ХРОНОТОП В ПОВЕСТИ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Конкретное Конкретное Конкретное историческое Конкретное
Календарное
Завершенное

Петербург

Диканька

время

Пространство

Время

Пространство

ХРОНОТОП В ПОВЕСТИ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» Конкретное Конкретное Конкретное историческое Конкретное Календарное

Слайд 11

КАРТИНЫ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ

Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и

КАРТИНЫ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни
крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня…
Хохот награждал затейника. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик… Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от блеска снега.

Слайд 12

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА

… на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях была

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА … на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях
привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились, и с низкими поклонами, казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его.

Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; дома росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш.

Слайд 13

«Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.

«Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.
А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.» (А.С. Пушкин)
Настоящая веселость, искренняя, непринужденная поэзия Жеманство, чопорность

Диканька

Петербург

Слайд 14

«Светел , безоблачен поэтический мир, в котором живут кузнец Вакула и прелестная

«Светел , безоблачен поэтический мир, в котором живут кузнец Вакула и прелестная
Оксана…
Но рядом с этим светлым миром существует другой мир, в котором главенствует раболепие и корысть, лукавство и высокомерие. В резко обличительном контрасте сталкивает фантазия писателя образ народной Украины и официальный лик екатерининского Петербурга.

Слайд 15


Диканька

Пространство

Время

Сказочный мир детства, прекрасная сказка, в которой изображается жизнь, такой, какой она

Диканька Пространство Время Сказочный мир детства, прекрасная сказка, в которой изображается жизнь,
должна быть и какой представляется народу в его мечтах.

Вневременной мир, вечный, как борьба добра и зла. Время – «Ночь перед Рождеством» вынесено автором в заглавие: это последняя ночь, когда нечистая сила (зло) имеет возможность вторгаться в жизнь людей, происходит борьба добра и зла, гордыни и истинной любви.