Презентация на тему Золотой век классицизма

Содержание

Слайд 2

Результат вашего проекта

создайте
модель понятия «классицизм»

Результат вашего проекта создайте модель понятия «классицизм»

Слайд 3

Предположите, что окажется важным для создания модели понятия «классицизм»?

Определите основные компоненты модели

Предположите, что окажется важным для создания модели понятия «классицизм»? Определите основные компоненты модели этого понятия
этого понятия

Слайд 4

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

Для создания модели понятия «классицизм» окажется необходимым понять:
Концепцию человека в восприятии

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Для создания модели понятия «классицизм» окажется необходимым понять: Концепцию человека
художников-классицистов;
Картину мира, отраженную в произведениях классицистов;
Основные эстетические принципы классицизма, то есть концепцию прекрасного.

Слайд 5

Почему век классицизма называют «золотым»?

Ответить на этот вопрос вам помогут разные виды

Почему век классицизма называют «золотым»? Ответить на этот вопрос вам помогут разные
искусства:
Живопись (какова концепция человека, отраженная в живописи классицизма?);
Архитектура (как отразился в архитектуре классицизма античный идеал гармонии?);
Скульптура (какое художественное воплощение нашли основные принципы классицизма в скульптуре?)
Садово-парковое искусство (в чем истоки прелести и пышной красоты садов и парков классицизма?)

Слайд 6

Эпоха возникновения классицизма как литературного направления
Классицизм (в переводе с латинского classicus –

Эпоха возникновения классицизма как литературного направления Классицизм (в переводе с латинского classicus
образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала.

Слайд 7

Людовик четырнадцатый – «король-солнце»

Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти кардинала

Людовик четырнадцатый – «король-солнце» Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти
Мазарини. Именно в эту эпоху, продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма, связанный с именами Мольера, Корнеля, Расина, Буало, Пуссена, Вольтера.

Слайд 8

Возникновение классицизма в России

В Россию классицизм пришел почти на век позже

Возникновение классицизма в России В Россию классицизм пришел почти на век позже
и связан прежде всего с именем Петра Великого. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру.
Похоже, не правда ли, на ситуацию во Франции: хаос и гармония, разрушение и расцвет.

Слайд 9

Золотой век Екатерины

При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных,

Золотой век Екатерины При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных,
тревожных лет, классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.

Слайд 10

Как вы думаете, что эпоха укрепления абсолютизма требовала от искусства?


Как вы думаете, что эпоха укрепления абсолютизма требовала от искусства?

Слайд 11

Проверьте свои предположения:

Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению монархического абсолютистского государства;
Основной пафос

Проверьте свои предположения: Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению монархического абсолютистского государства;
искусства – служение обществу, утверждение человека – деятеля, подчинившего чувства разуму, способного на самопожертвование во имя выполнения высшего долга;
Долг искусства – утверждать веру в то, что гармония противостоит хаосу – и внешнему (разобщенность и смута), и внутреннему (стихия страстей в человеке).

Слайд 12

Классицизм в живописи

Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен (18 век).

Классицизм в живописи Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен (18
Господствующий в произведениях художника ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека.
Картина «Царство Флоры» создана на основе античной легенды: герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека неразрывна с жизнью природы, всё подчиняется разумным законам мироздания.

Слайд 13

В основе сюжета картины «Танкред и Эрминия» лежит легенда о том, как

В основе сюжета картины «Танкред и Эрминия» лежит легенда о том, как
герой Танкред берет в плен прекрасную волшебницу Эрминию, полюбившую его. Танкред сражается с мавром и, несмотря на победу, умирает от ран. На полотне Пуссена изображен момент, когда Эрминия отсекает мечом свои прекрасные волосы, обладающие волшебной силой, чтобы перевязать своему любимому раны и спасти его.

Слайд 14

Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет. По античному преданию, счастливые

Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет. По античному преданию, счастливые
пастухи страны Аркадии не знали зла и смерти. Но подпись на гробнице: «И я был в Аркадии», - повергает их в смущение и печаль. Оказывается, в мире есть смерть – открытие этого закона мироздания пришло к героям картины лишь сейчас.
Каков общий эмоциональный тон картины: ощущается в состоянии пастухов трагизм этого открытия или нет?

Слайд 15

«Человек и мироздание». Как решает Пуссен эту вечную философскую тему: подчинен человек

«Человек и мироздание». Как решает Пуссен эту вечную философскую тему: подчинен человек
законам мироздания или противостоит им?

Слайд 16

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА

МАСТЕР РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА - Антон Лосенко.

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА МАСТЕР РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА - Антон Лосенко.

Картина «Владимир и Рогнеда» создана на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве.
По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.

Слайд 17

Как вы думаете, почему художник изобразил Владимира не жестоким убийцей, а влюбленным

Как вы думаете, почему художник изобразил Владимира не жестоким убийцей, а влюбленным
рыцарем? Как в этом отразилась классицистическая концепция человека?

Слайд 18

Русский парадный портрет 18 века

Один из крупнейших портретистов 18 века – Дмитрий

Русский парадный портрет 18 века Один из крупнейших портретистов 18 века –
Левицкий.
Его творчество включает все виды портрета – от монументально-парадного до камерного. Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица – обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.

Слайд 19

Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного

Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного
в Россию Потёмкиным в качестве придворного живописца. Как вы думаете, почему эти картины так схожи?

Слайд 20

Камерный портрет

Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера: лики

Камерный портрет Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера:
словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской.

Слайд 21

Вступите в диалог с искусствоведами: прокомментируйте каждое из следующих положений

Живопись классицизма отличает

Вступите в диалог с искусствоведами: прокомментируйте каждое из следующих положений Живопись классицизма
уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором размещены главные герои. Полотно часто напоминает театральную сцену.
Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое. Даже страдание героев не искажает их лица: они остаются изящны и благородны, как прекрасные герои античных трагедий.
В колорите доминируют ясные, чистые цвета. Нет полутонов и оттенков, смешения и «буйства» красок.
Русский парадный портрет подчеркивает не столько индивидуальность человека, сколько его общественную роль: «монарх», «ученый», «поэт».

Слайд 22

Классицизм в архитектуре

Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма. Пожалуй, именно в архитектуре

Классицизм в архитектуре Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма. Пожалуй, именно в
и садово-парковом искусстве традиции классицизма сохранились дольше всего. Всемирной славой пользуются произведения российского зодчества 18-начала 19 веков, в первую очередь ансамбли Петербурга и его пригородов. Они придают «Северной Пальмире» неповторимый облик, который превратил ее в один из самых красивых городов мира.
Один из памятников раннего классицизма в Северной столице – Адмиралтейство, созданное по проекту А.Захарова. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга.

Слайд 23


Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на эти прямые линии

Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на эти прямые линии улиц,
улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных ансамблей. Как это обнаруживает классицистический идеал прекрасного?

Слайд 26

Перед вами Дом Пашкова в Москве, созданный архитектором Василием Баженовым. Какие черты

Перед вами Дом Пашкова в Москве, созданный архитектором Василием Баженовым. Какие черты классицизма вы видите?
классицизма вы видите?

Слайд 27

Русская дворянская усадьба

Удивительны русские дворянские усадебные ансамбли: Архангельское, Останкино, Кусково и

Русская дворянская усадьба Удивительны русские дворянские усадебные ансамбли: Архангельское, Останкино, Кусково и
многие другие.
Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах – крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру.

Слайд 28

Основной комплекс поместья обычно располагался на высоком берегу реки или холме, а

Основной комплекс поместья обычно располагался на высоком берегу реки или холме, а
потому был виден издалека. Белые колонны символизировали свет и чистоту, желтые стены здания – «золотой век», зеленые крыши вместе с окружающей зеленью садов и парков – надежду и вечную молодость, обширные поляны и лужайки – Елисейские поля.

Слайд 29

Русская дворянская усадьба не раз вдохновляла художников своей нежной поэтичностью, легкой печалью,

Русская дворянская усадьба не раз вдохновляла художников своей нежной поэтичностью, легкой печалью,
тонкой красотой ( картины С.Жуковского и В.Борисова-Мусатова).

Слайд 30

Идеал античности в эстетике классицизма

Всмотритесь в эти архитектурные произведения: Парфенон – храм

Идеал античности в эстетике классицизма Всмотритесь в эти архитектурные произведения: Парфенон –
Афины Парфенос в Греции, созданный в середине 5 века до нашей эры; колоннада Казанского собора в Петербурге, Пантеон в Париже. Что общего вы в них находите? Что это обращение к идеалу античности открывает нам в классицистической концепции Прекрасного?

Слайд 31

Скульптура классицизма

Скульптура классицизма

Слайд 32

Этьен Фальконе «Медный всадник»

В середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать памятник

Этьен Фальконе «Медный всадник» В середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать
основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, для чего был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе. В духе просветительской философии 18 века Фальконе представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса, стремительный порыв сочетается в ней с торжественным величием. Доставка цельного камня, прозванного «гром-камнем», на котором высится фигура Петра, заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем переправляли на барже по воде.

Слайд 33

Как вы думаете, что в скульптуре Петра Великого символизируют:

Вздыбленный конь.
Россию, которую

Как вы думаете, что в скульптуре Петра Великого символизируют: Вздыбленный конь. Россию,
реформы Петра превратили в мощное государство.
Цельный камень в виде огромной волны.
Память о том, что именно Петр Первый завоевал для России выход к морю.
Змея, которую попирает конь Петра.
Противники петровских реформ.
Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость.
Главные цели реформаторской деятельности Петра: просвещение, торговля и военная мощь.

Слайд 34

Обратите внимание на один из основных художественных приемов классицистов – аллегоричность (отражение

Обратите внимание на один из основных художественных приемов классицистов – аллегоричность (отражение
отвлеченного понятия через конкретный образ)

В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Победить льва ему помогает Бог. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.
Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: скульптуры олицетворяют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра.

Слайд 35

Садово-парковое искусство классицизма

Замечательным образцом садово-паркового искусства классицизма является Версаль – резиденция французских

Садово-парковое искусство классицизма Замечательным образцом садово-паркового искусства классицизма является Версаль – резиденция
королей, возведенная при Людовике четырнадцатом. Три проспекта, как три луча, стянуты к дворцовому комплексу.

Слайд 36

В парке, созданном по проекту А.Ленотра, природа приняла рациональные, подчас геометрические

В парке, созданном по проекту А.Ленотра, природа приняла рациональные, подчас геометрические формы,
формы, предписанные ей разумом человека. Строгая симметрия аллей и прудов, ряды подстриженных цветников и деревьев, скульптуры античных богов и героев, среди которых также изваяния царственных особ французского двора, - таков парк Версаля.

Слайд 37

Версаль часто становился источником вдохновения для русских художников – прежде всего Александра

Версаль часто становился источником вдохновения для русских художников – прежде всего Александра Бенуа
Бенуа

Слайд 38

Петергоф

Удивителен и ансамбль Петергофа. Хотя он и создавался почти на столетие позже

Петергоф Удивителен и ансамбль Петергофа. Хотя он и создавался почти на столетие
Версаля, в нем отразились многие черты классицизма. Понаблюдайте и скажите – какие?

Слайд 39

Проверьте себя

Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в

Проверьте себя Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом,
котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающего своими просторами и чистотой пропорций.
В комплекс входят архитектурные павильоны, которые строгим благородством линий и колоннами напоминают античные сооружения;
Перед нами рукотворная красота, природа лишена ее естественного облика – всё подчинено разумной уравновешенности: строго продуманные дорожки и тропинки, симметрия, разумная правильность.

Слайд 40

Регулярный парк и картина мира в классицизме

Сады и парки, подобные Версалю и

Регулярный парк и картина мира в классицизме Сады и парки, подобные Версалю
Петергофу, называются регулярными: их удивительная красота сотворена по законам гармонии, симметрии, уравновешенности и обнаруживает представление классицистов о мире, противостоящем стихии хаоса. Эта «украшенная природа» есть воплощение не столько естественности, сколько идеального образа мира, стройного и гармоничного целого.

Слайд 41

Обратите внимание на синтез архитектурных сооружений, скульптурных композиций, природного окружения – это

Обратите внимание на синтез архитектурных сооружений, скульптурных композиций, природного окружения – это
характерно для классицизма. Как вы думаете – о чем говорит эта идея архитектурно-природного комплекса?

Слайд 42

Создайте модель понятия «классицизм», используя следующие параметры:

классицизм

концепция
человека

картина
мира

концепция
прекрасного

Создайте модель понятия «классицизм», используя следующие параметры: классицизм концепция человека картина мира концепция прекрасного