Всю жизнь мою несу я Родину в душе. В.А. Гаврилин Перезвоны

Содержание

Слайд 2

Колокола

Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живет в вас радость, клич

Колокола Колокола! Ваш звучный звон – Язык земли, меня вскормившей. Живет в
и стон
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола! Руси венец,
Червонным золотом горящий ,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим!
Г. Голуб

1. Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? Почему?
2. А где можно услышать колокола?
3. Колокольный звон – это новое явление или нет?

Слайд 3

Жизненные события связаны со звучанием колоколов

Им встречали воинов-победителей;
Оповещали о народном собрании (вече);
О

Жизненные события связаны со звучанием колоколов Им встречали воинов-победителей; Оповещали о народном
пожаре;
О нашествии врагов;
О церковном празднике.
Под звуки колокольчиков мчались по дорогам России путешественники.

Слайд 4

В.А. Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин (1939—1999) — советский и российский композитор, автор симфонических и

В.А. Гаврилин Валерий Александрович Гаврилин (1939—1999) — советский и российский композитор, автор
хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).

Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским голосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь.
Георгий Свиридов

Слайд 5

В.М. Шукшин

Василий Макарович Шукшин (1929 —1974) — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.

В

В.М. Шукшин Василий Макарович Шукшин (1929 —1974) — русский советский писатель, кинорежиссёр,
произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание советской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности.

«... Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве...»
В.А. Гаврилин

Слайд 6

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе В. Шукшина «Степан

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе В. Шукшина «Степан
Разин» (по роману «Я пришел дать вам волю»).

«В «Степане Разине» Шукшина в постановке Михаила Ульянова был опробован материал, который впоследствии вошел в мою большую работу «Перезвоны». Но это сочинение имеет у меня подзаголовок. Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо».
В. Гаврилин

«Перезвоны»

Слайд 7

В.А. Гаврилин

«ПЕРЕЗВОНЫ»

«Вечерняя музыка»

Что передает вечерняя музыка?

Какое чувства человека передал композитор?

ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА —

В.А. Гаврилин «ПЕРЕЗВОНЫ» «Вечерняя музыка» Что передает вечерняя музыка? Какое чувства человека
музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором.

Вечерняя тишина, покой, размышления.

(по прочтении В. Шукшина) хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца

Слайд 8

«Весело на душе»

На свете нет печальней повести, Чем жить по совести...

«Весело на душе» На свете нет печальней повести, Чем жить по совести...
В.А. Гаврилин

«Весело на душе»

Какие чувства передал композитор?

Напряжение, тревога

Слайд 9

«Есть старинный русский обычай – «вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим

«Есть старинный русский обычай – «вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он
звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память».
Академик Д.С. Лихачев

«Молитва»

Смысловая кульминация «Перезвонов» — «Молитва» — торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Произносятся слова «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Д.С. Лихачева, не утратившие своей актуальности и сегодня. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни — эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.

«Молитва»

Что ты скажешь об этом человеке?

Слайд 10

В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. От коллективного языческого

В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. От коллективного
ритуала – к молитвенному преображению личности. От веселого буйства языческих по природе игрищ – к христианскому покаянию.

1. Почему В.А.Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»?
2. Какие вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?

Подведем итог

«По моему замыслу, сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»
В.А. Гаврилин

Слайд 11

«Песня о колоколах»
Муз. Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

Бьют часы на старой башне,
Провожая

«Песня о колоколах» Муз. Е. Крылатова, слова Ю. Энтина Бьют часы на
день вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне:
Будет, будет даль светла!

Припев: Бой часов, как ключик золотой,
Двери yтра весело открой!
Окна yтpа настежь распахни,
Сyмpак ночи с улиц прогони.

Бьют часы на старой башне,
То, что ночью было страшным,
Светом залито дневным.
То, что ночью было страшным,
Стало теплым и домашним,
Стало милым и смешным.

Бьют часы на старой башне,
В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!

Припев.

Припев.