Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее удалось

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее удалось совместить
совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта
Иоганна Фихте
Фридриха Шеллинга
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Людвига Фейербаха

Слайд 3

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Слайд 4

учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;
немецкая классическая философия значительно

учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; немецкая классическая философия значительно
обогатила логико-теоретический аппарат;
рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

Слайд 5

Кант, Иммануил (1724-1804)

Кант — первый из философов нового времени осознанно подошел

Кант, Иммануил (1724-1804) Кант — первый из философов нового времени осознанно подошел
к учению о категориях:
“Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.
Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении.

Слайд 6

Кант выделял:

Кант выделял:

Слайд 7

тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве".
-

тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве".
антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве".
тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого"
- антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого".
тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность".
- антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в
мире только согласно законам природы".
тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно, необходимое существо".
- антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.

Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно

Слайд 8

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)

Философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) Философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма.
Вслед за Кантом считал, что философия должна быть фундаментом всех наук. Подчеркивал значение вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства (т.н. "практической философии").

Слайд 9

«Опыт критики всяческого откровения»
«Наукоучение»
«Основы естественного права»

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены

«Опыт критики всяческого откровения» «Наукоучение» «Основы естественного права» Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:
в его работах:

Слайд 10

Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение

Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение
так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по
И. Фихте описываются схемой:

Слайд 11

Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)

Шеллинг разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию). Он

Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) Шеллинг разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию). Он
выдвинул и обосновал идею тождества бытия и мышления.
Шеллинга весьма ценили в России за то, что он “остро чувствовал моральные обязанности и поэтические возможности философии” (А. Гулыга). В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – полити­ческого характера развития истории.

Слайд 12

Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:

мировая история,
история познания

история
развития идей

Ф. Шеллинг выделяет три вида истории: мировая история, история познания история развития идей

Слайд 13

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)

Великий немецкий философ-систематик, Аристотель Нового времени, идеалист, создатель

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) Великий немецкий философ-систематик, Аристотель Нового времени, идеалист,
диалектики (как учения о развитии, становлении, противоречиях).
Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий самым фундаментальным образом. Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а "корень всякого движения и жизненности", что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство-многообразие мира.

Слайд 14

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Слайд 15

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

теория объективного
идеализма

общий философский
метод –

Основной заслугой Гегеля является разработанные им: теория объективного идеализма общий философский метод – диалектика
диалектика

Слайд 16

«Феноменология духа»
«Энциклопедия философских наук»
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»

«Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук» «Наука логики» «Философия природы» «Философия духа» «Философия
«Философия права»

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:

Слайд 17

Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)

Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к

Фейербах, Людвиг (1804 – 1872) Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел
критическому переосмыслению религии как типа сознания и далее, к критике философского идеализма. Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”. Он не просто подверг критике веру в Бога, не просто декларировал атеизм. Людвиг считал, что Бог – это абсолютизированный обобществленный человек. Он выдвинул тезис: “Человек – человеку Бог”. Каждый человек – это Бог, т. е. для каждого из нас любой человек, наделенный всеми самыми хорошими качествами, является Богом.