Презентация к уроку _Философия Средних веков_

Содержание

Слайд 2

Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства

Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в
в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.

Слайд 3

Источники формирования средневековой философии.

Древнегреческая философия.

Священное писание(Библия).

Источники формирования средневековой философии. Древнегреческая философия. Священное писание(Библия).

Слайд 4

ПОЗИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в

ПОЗИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира,
котором источником и причиной всего сущего выступает Бог.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.

Слайд 5

НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Августин Блаженный (354-430);
Фома Аквинский (1225-1274);
Пьер Абеляр (1079-1142);
Уильям Оккам (1285-1349)

НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: Августин Блаженный (354-430); Фома Аквинский (1225-1274); Пьер Абеляр (1079-1142); Уильям Оккам (1285-1349)

Слайд 6

Основные этапы развития философии средневековья

ПАТРИСТИКА
(учение «отцов церкви»)
охватывает с I по

Основные этапы развития философии средневековья ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I
IX вв.
разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
школьно-университетскую дисциплина, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 7

ПАТРИСТИКА.

Патристика- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование

ПАТРИСТИКА. Патристика- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства,
христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
Апологетическая.
Систематичекая.

Слайд 8

Этапы патристики.

Апологетика (II-III в.в.)
Классическая патристика (IV-V в.в.)
Заключительный период (VI-VIII в.в.)

Этапы патристики. Апологетика (II-III в.в.) Классическая патристика (IV-V в.в.) Заключительный период (VI-VIII в.в.)

Слайд 9

Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.;
заложил основы

Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.; заложил основы
католицизма;
основал исповедальный жанр в философии и литературе;
предложил линейное представление о времени;
обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;
выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)

Августин Блаженный как видный представитель патристики

Слайд 10

Спор о природе универсалий (общих понятий)

Реализм
- направление теологической философии, сторонники которого считали

Спор о природе универсалий (общих понятий) Реализм - направление теологической философии, сторонники
подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах.

Номинализм
Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 11

СХОЛАСТИКА.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого

СХОЛАСТИКА. Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума
разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Слайд 12

Этапы схоластики.

Ранняя форма (XI-XII в.в.)
Зрелая форма (XII-XIII в.в.)
Поздняя схоластика

Этапы схоластики. Ранняя форма (XI-XII в.в.) Зрелая форма (XII-XIII в.в.) Поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.)
(XIII-XIV в.в.)

Слайд 13

Фома Аквинский - представитель схоластики

Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к

Фома Аквинский - представитель схоластики Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев
Библии, к произведениям Аристотеля;
логически доказал существование Бога;
систематизировал схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Слайд 14

Труды Фомы Аквинского.

два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии»

Труды Фомы Аквинского. два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма
и «Сумма против язычников» («Сумма философии»),
дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»),
комментарии на:
несколько книг Библии,
12 трактатов Аристотеля,
«Сентенции» Петра Ломбардского,
трактаты Боэция,
трактаты Псевдо-Дионисия,
анонимную «Книгу о причинах»,
ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы,
стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика».

Слайд 15

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.

Доказательство через движение.
Доказательство через производящую причину .
Доказательство

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. Доказательство через движение. Доказательство через производящую
через необходимость .
Доказательство от степеней бытия .
Доказательство через целевую причину.