Влияние философии Соловьева на творчество Блока

Содержание

Слайд 2

Философское течение

Соловьев создал так называемую философию всеединства, в основе которой убеждение в том, что

Философское течение Соловьев создал так называемую философию всеединства, в основе которой убеждение
благо — в целостности, а зло — в раздробленности. Бог — абсолютная целостность, он неделим, его нельзя представить как сумму каких-то составных частей. К этому же идеалу стремятся человечество и весь мир. Стремление же к индивидуализации, обособлению, по Соловьеву, — источник страданий и зла.

Слайд 3

Крупнейший английский писатель конца XIX века Оскар Уайльд проповедует автономность искусства. Фридрих

Крупнейший английский писатель конца XIX века Оскар Уайльд проповедует автономность искусства. Фридрих
Ницше, противопоставляет мораль и знание: последнее достижимо только при выходе за пределы сковывающих свободную мысль моральных ограничений. На этом фоне учение Соловьева смотрится вызывающим анахронизмом.

Отношение концепции к главным тенденциям

Слайд 4

Он принадлежит к русскому экзистенциализму или персонализму.  В центре у него свободная

Он принадлежит к русскому экзистенциализму или персонализму. В центре у него свободная
личность. Для которой главной ценностью является свобода. Но свобода невозможна без творчества и наоборот. Он противопоставил дух материи, косность и догматизм творчеству. Задача человека в том, чтобы вырваться из материального мира и ворваться в мир свободы, где царит творчество и дух.  

Философия Бердяева

Слайд 5

Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых утонченных эпох в истории русской

Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых утонченных эпох в
культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрылись для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир (А. Блок, А. Белый). Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России

Слайд 6

Влияние

Объективные противоречия соловьёвского творчества впоследствии сыграют решающую роль в формировании поэтического мировоззрения

Влияние Объективные противоречия соловьёвского творчества впоследствии сыграют решающую роль в формировании поэтического
зрелого Блока. Антимония собственного мышления воспринималась Соловьёвым как выражение нереализованности его основной жизненной и творческой задачи. Блок осмысляет их совершенно по- новому. Он поэтически осознанно стремится к изображению «противоречий непримиримых и жаждущих примирения». То, что у Соловьёва было порой неосознанной чертой личности, у Блока становится свойством мироотношения и темой творчества. 

Слайд 7

Владимир Соловьёв всё ещё двоится перед нами. Он воспитал в себе две

Владимир Соловьёв всё ещё двоится перед нами. Он воспитал в себе две
силы, два качества, необходимые для того, чтобы нападать на врага разом, с двух сторон. Один Соловьёв – здешний – разбил врага его же оружием: он научился забывать время, он только усмирял его, набрасывая на косматую шерсть чудовища лёгкую фату смеха.. Если бы существовал только этот Вл. Соловьёв, - мы отдали бы холодную дань уважения метафизическому макиавеллизму и только; но мы хотим помнить, что этот был лишь умным слугою другого. Другой – нездешний – не презирал и не усмирял. Это был «честный воин Христов». Он занёс над врагом золотой меч .

Слайд 8

Образ Прекрасной Дамы

Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея

Образ Прекрасной Дамы Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея
поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Что оказало прямое воздействие на Блока.

Слайд 9

О Прекрасной Даме

Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней,

О Прекрасной Даме Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с
Он всё же жаждет встречи всей душой:
Я жду призыва, ищу ответа,  Немеет небо, земля в молчаньи,  За желтой нивой - далёко где-то -  На миг проснулось мое воззванье.

Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,  Узрев на миг бессмертные черты,  Безвестный раб, исполнен вдохновенья,  Тебя поет. Его не знаешь Ты.

Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Ты - другая, немая, безликая,  Притаилась, колдуешь в тиши