Предмет и функции философии. Специфика философских проблем. Исторические корни философии

Содержание

Слайд 2

Мировоззрение.

Мировоззре́ние — система взглядов на мир в целом и место человека

Мировоззрение. Мировоззре́ние — система взглядов на мир в целом и место человека
в нем, отношение человека к миру через призму собственного мироощущения и мировосприятия, а также обусловленные этим отношением основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Слайд 3

Структура мировоззрения

Эмоционально-психологический срез включает:
мироощущение
мировосприятие 
Познавательно-интеллектуальный срез мировоззрения составляет:
миропонимание

Структура мировоззрения Эмоционально-психологический срез включает: мироощущение мировосприятие Познавательно-интеллектуальный срез мировоззрения составляет: миропонимание

Слайд 4

Мировоззрение. Исторические формы.

МИФ – эмоционально-чувственный, художественно-образный способ восприятия и объяснения мира
РЕЛИГИЯ –

Мировоззрение. Исторические формы. МИФ – эмоционально-чувственный, художественно-образный способ восприятия и объяснения мира
эмоционально-рациональный способ восприятия и объяснения мира
ФИЛОСОФИЯ – рационально-теоретический, абстрактно-универсальный способ понимания мира
НАУКА – рационально-теоретическое, эмпирически обоснованное, объективное знание о мире

Слайд 5

Мировоззренческие признаки мифа.

Космоцентризм (природоцентризм)
Антропоморфизм
Синкретизм
Естественный путь овладения знанием
Художественно-образный язык выражения (архетипичность)

Мировоззренческие признаки мифа. Космоцентризм (природоцентризм) Антропоморфизм Синкретизм Естественный путь овладения знанием Художественно-образный язык выражения (архетипичность)

Слайд 6

Религия: мировоззренческие признаки

Теоцентризм
Онтологический дуализм
Креационизм
Провиденциализм
Иррационализм (приоритет веры над разумом)
Символизм, догматизм

Религия: мировоззренческие признаки Теоцентризм Онтологический дуализм Креационизм Провиденциализм Иррационализм (приоритет веры над разумом) Символизм, догматизм

Слайд 7

Философия как мировоззрение

Системность
Рациональность
Метафизичность
Субъективность
Всеобщность и Универсальность
Абстрактность
Антропологичность, антропоцентричность
Теоретичность
Логическая и методологическая обоснованность
Искусственный язык выражения
элитарность

Философия как мировоззрение Системность Рациональность Метафизичность Субъективность Всеобщность и Универсальность Абстрактность Антропологичность,

Слайд 8

Наука

Системность
Объективность
Рациональность
Методологическая и эмпирическая обоснованность
Искусственный язык выражения
элитарность

Наука Системность Объективность Рациональность Методологическая и эмпирическая обоснованность Искусственный язык выражения элитарность

Слайд 9

Фундаментальные принципы философского осмысления бытия. Категории онтологии.

Фундаментальные принципы философского осмысления бытия. Категории онтологии.

Слайд 10

1. Понятие «бытия» в истории философии
2. Способы, формы и уровни бытия
3. Учение

1. Понятие «бытия» в истории философии 2. Способы, формы и уровни бытия
о материи. Основные подходы и свойства
4.Принцип развития: основные трактовки
5. Принцип детерминизма
6. Основные концепции и свойства сознания

Слайд 11

Понятие бытия

Категория «БЫТИЕ» – систематизирующий принцип философии.
Понятие «БЫТИЕ» отвлекается от всех

Понятие бытия Категория «БЫТИЕ» – систематизирующий принцип философии. Понятие «БЫТИЕ» отвлекается от
конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования. С помощью понятия бытия определяется, что есть сущее как таковое, которое выступает как совокупность всех вещей, явлений и предметов.

Слайд 12

ОНТОЛОГИЯ – знание о сущем в его наиболее общих характеристиках, независимо от

ОНТОЛОГИЯ – знание о сущем в его наиболее общих характеристиках, независимо от
его частных форм – понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах существования.

Слайд 13

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОНТОЛОГИИ:

Космология, космогония
Проблема первоначала
Проблема соотношения бытия и небытия
Проблема соотношения общего и

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОНТОЛОГИИ: Космология, космогония Проблема первоначала Проблема соотношения бытия и небытия
единичного, абстрактного и конкретного.
Проблема соотношения бытия и мышления
Проблема субстанционального единства мира
Проблема изменчивости бытия (принцип развития)

Слайд 14

МАТЕРИАЛИЗМ – собирательный философский термин для обозначения различных учений о мире, утверждающих,

МАТЕРИАЛИЗМ – собирательный философский термин для обозначения различных учений о мире, утверждающих,
что онтологически первым началом бытия выступает «материальное» начало, а все иные формы бытия (дух, человек, общество) производны от него, и вторичны.

Слайд 15

ИДЕАЛИЗМ - собирательный философский термин для обозначения различных учений о мире, утверждающих,

ИДЕАЛИЗМ - собирательный философский термин для обозначения различных учений о мире, утверждающих,
что онтологически первым началом бытия выступает «духовное» начало (идеальная сущность, сущности), а материя (мир физических явлений) производны от этого субъективного, объективного или абсолютного духа, и вторичны.

Слайд 16

Трактовки бытия

Трактовки бытия

Слайд 18

Философия небытия

«Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, святого. На

Философия небытия «Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, святого.
всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения»… (Фридрих Энгельс)
«Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует» . (Парменид)

Слайд 19

Доказательства существования небытия

Доказательства существования небытия

Слайд 21

Субстанция (от лат. сущность, то, что лежит в основе)

Субстанция - категория, фиксирующая

Субстанция (от лат. сущность, то, что лежит в основе) Субстанция - категория,
первооснову как причину всего, единство сущности и существования.
Субстанция – не просто первооснова всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений.
Принцип субстанционального единства отвечает на вопрос является ли мир единым или множественным.

Слайд 22

Концепции бытия

Монизм – учение объясняющее единство мира, исходя из одной субстанции
Дуализм

Концепции бытия Монизм – учение объясняющее единство мира, исходя из одной субстанции
– исходит из признания существования двух равных, несводимых друг к другу первоначал
Плюрализм – исходит из признания существования множества самостоятельных, несводимых друг к другу начал бытия
Тождество - признание метафизического тождества мышления и бытия. Представляя собой одну из попыток разрешить основной вопрос философии, философия тождества фактически снимает его, растворяя различия духа и природы, мышления и бытия в лоне неподвижной абсолютной субстанции. Принцип тождества диаметрально противоположен принципу дуализма.

Слайд 23

Способы существования

Мир физических состояний (материальный, природный мир)
Мир психических состояний (мир сознания, объективированного

Способы существования Мир физических состояний (материальный, природный мир) Мир психических состояний (мир сознания, объективированного и индивидуализированного)
и индивидуализированного)

Слайд 24

Основные формы бытия

Бытие материального (бытие вещей, тел, процессов) – делится на бытие

Основные формы бытия Бытие материального (бытие вещей, тел, процессов) – делится на
природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком
Бытие идеального (духовного) – делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное
Бытие человека – делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие
Бытие социального – делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие самого общества

Слайд 25

Уровни бытия

- Актуальное бытие, уровень существования в действительности – наличное бытие в

Уровни бытия - Актуальное бытие, уровень существования в действительности – наличное бытие
данном пространственно-временном интервале
- Потенциальное бытие, уровень существования в возможности, т.е. то, которое может стать, а может и не стать актуальным

Слайд 26

Ноуменальное бытие – (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое

Ноуменальное бытие – (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) –
реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны
Феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Слайд 27

Подходы к понятию «материя»

- материалистический
- объективно-идеалистический
- субъективно-идеалистический
- позитивистский

Подходы к понятию «материя» - материалистический - объективно-идеалистический - субъективно-идеалистический - позитивистский

Слайд 28

Формы материализма

1. Наивный, или стихийный материализм (Милетская школа, Школа Инь-Ян, Школа Локаята) 
2. Метафизический,

Формы материализма 1. Наивный, или стихийный материализм (Милетская школа, Школа Инь-Ян, Школа
или вульгарный материализм (Ламетри, Гольбах, Гельвеций).
3. Диалектический материализм (Энгельс, Маркс)

Слайд 29

Диалектический материализм
Материя – вся объективная реальность, данная нам в ощущении, существующая независимо

Диалектический материализм Материя – вся объективная реальность, данная нам в ощущении, существующая
от человеческого сознания и отражаемая им.

Слайд 30

Атрибуты материи

Движение – постоянно и всеобъемлюще (прекращение одних форм движения материи замещается

Атрибуты материи Движение – постоянно и всеобъемлюще (прекращение одних форм движения материи
возникновением новых форм движения материи)
Самоорганизация – создание, совершенствование, воспроизводство материи самой себя без участия внешних сил
Пространство и время
Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем

Слайд 31

Трактовки движения (развития)

Диалектика – теория развития всего сущего, а также основанный на

Трактовки движения (развития) Диалектика – теория развития всего сущего, а также основанный
ней способ мышления (метод), при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположностей, в процессе изменения и развития.
Метафизика – альтернативная диалектике теория развития
Синергетика - теория самоорганизации и развития сложных систем различной природы (Г. Хакен, И. Пригожин, Е. Князев, С. Курдюмов), разработана в 70-80-х годах XX века.

Слайд 32

Законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник, причину развития).
Причиной

Законы диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник, причину
развития является противоречие (отношение между противоположностями).
Противоречие, борьба между едиными тождеством и отличием, которым обладает каждый предмет или явление, приводит к изменению (движению) предмета.

Слайд 33

2. Закон перехода количественных изменений в качественные (показывает механизм развития). При определенных

2. Закон перехода количественных изменений в качественные (показывает механизм развития). При определенных
количественных изменениях обязательно меняется качество.
Качество – тождественная бытия определенность, система характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета.
Мера – единство качества и количества.

Слайд 34

3. Закон отрицания отрицания (указывает на направленность развития).
Новое всегда отрицает старое и

3. Закон отрицания отрицания (указывает на направленность развития). Новое всегда отрицает старое
занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Слайд 35

Основные принципы диалектики

Принцип всеобщей связи
Принцип системности
Принцип историзма
Принцип детерминизма

Основные принципы диалектики Принцип всеобщей связи Принцип системности Принцип историзма Принцип детерминизма

Слайд 36

Категории диалектики

Сущность и явление
Форма и содержание
Причина и следствие
Единичное и общее
Возможность и действительность
Необходимость

Категории диалектики Сущность и явление Форма и содержание Причина и следствие Единичное
и случайность

Слайд 37

Принципы диалектики

Объективность – предполагает рассматривать явления сами по себе, не ссылаясь на

Принципы диалектики Объективность – предполагает рассматривать явления сами по себе, не ссылаясь
мнения
Всеобщность – всеобщая связь означает целость окружающего мира, его внутренне единство, взаимосвязанность, взаимозависимость.
Системность означает, что связи в мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке
Историзм тесно связан с диалектической концепцией детерминации явлений; подразумевает вечность, неуничтожимость истории, мира, его существование и развитие во времени.

Слайд 38

Детерминизм (от лат. «определять»)

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. Принцип

Детерминизм (от лат. «определять») Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.
детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своём существовании и развитии.
Сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с помощью философских категорий «причинности» и «закономерности».

Слайд 40

Критерии причинности

1. Наличие между двумя явлениями отношения порождения (производства)
2. Причинное отношение характеризуется

Критерии причинности 1. Наличие между двумя явлениями отношения порождения (производства) 2. Причинное
направленностью или временной асимметрией
3. Необходимость и однозначность причинного отношения

Слайд 41

Индетерминизм –основные черты

1. Не исключает (включает) непричинные типы детерминации
2. Признает объективный характер

Индетерминизм –основные черты 1. Не исключает (включает) непричинные типы детерминации 2. Признает
случайности в природе и обществе
3. Признает нелинейный (ветвящийся и вероятностный) характер детерминации

Слайд 42

Метафизика

Отрицает связи старого и нового (новое полностью вытесняет старое)
Движение не может исходить

Метафизика Отрицает связи старого и нового (новое полностью вытесняет старое) Движение не
из самой материи, причина движения внешняя (первотолчок)
Не видит связи между количеством и качеством
Отрицает развитие. Признает изменение, движение либо прямой, либо по кругу.
Согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью сверхопытных приемов, носящих умозрительный характер
Метафизика фрагментирует мир, видит его состоящим из отдельных вещей и явлений

Слайд 43

Подходы к проблеме сознания

- Физикализм
- Солипсизм
- Объективный идеализм
- Диалектический материализм

Подходы к проблеме сознания - Физикализм - Солипсизм - Объективный идеализм - Диалектический материализм