Предмет и структура философского знания. Проблема типологизации философских систем

Содержание

Слайд 2

В период научной революции (конец XVI - начало XVII в.) от философии

В период научной революции (конец XVI - начало XVII в.) от философии
начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и др. В это время предметом философии является изучение общих законов развития природы и общества, человеческого мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.
Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.
Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Бога, Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.
Природа представляет собой все, что существует само по себе, стихийно, спонтанно. Природе свойственен естественный способ существования, она просто есть, была и будет.

Слайд 3

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных
существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим. Способ существования Бога - сверхъестественный.
Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.
Человек - это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни к социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные - способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.

Слайд 4

2. Общую структуру философии, философского знания составляют:
1. Онтология - учение о бытии

2. Общую структуру философии, философского знания составляют: 1. Онтология - учение о
или о первоначалах всего сущего.
2. Гносеология - учение о познании.
3. Аксиология - учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
1. Социальную философию - анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.
2. Философскую антропологию - учение о человеке.
3. Философию культуры - изучается, исследуется сущность и значение культуры.
4. Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.
5. Философия истории.
6. История философии.

Слайд 5

Важное значение имеют:
1. Диалектика - (искусство ведения беседы, спора) - учение о

Важное значение имеют: 1. Диалектика - (искусство ведения беседы, спора) - учение
наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
2. Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
3. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
3. Выделение основных типов философских систем возможно по двум направлениям. Первое - историческое направление, в рамках которого выделяются исторические типы философии в соответствии с периодизацией мирового исторического процесса. Второе направление типологии - проблемно-ментальное, которое рассматривает многообразные философские системы не по исторической «вертикали», а по философской «горизонтали», т.е. по преимущественному способу философствования и характеру разрешения философских проблем.

Слайд 6

ПРОБЛЕМНО-МЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Что же касается проблемно-ментальных типов философствования, то они в известной

ПРОБЛЕМНО-МЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Что же касается проблемно-ментальных типов философствования, то они в известной
мере носят исторически сквозной характер и поэтому нуждаются в исходном рассмотрении:
1. По субстанциональному основанию (субстанция - то, что лежит в основе мироздания) философские системы различаются на материалистические, идеалистические, дуалистические.
Материалистические концепции кладут в основу мироздания материально-вещественные элементы, идеалистические - объективные или субъективные духовные начала. Дуалистические - одновременно и то, и другое. Все они, особенно материализм и идеализм, представлены великими творцами и многочисленными философскими школами. Материалистическая философия нашла выражение в системах Демокрита, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Дидро, Л. Фейербаха, К. Маркса, В.И. Ленина и др. Философия идеализма представлена Сократом и Платоном, Августином и Ф. Аквинским, Д. Беркли и И. Фихте, Ф. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем. Философия дуализма наиболее ярко выражена была Р. Декартом.

Слайд 7

2. По гносеологическому основанию выделяются: философские системы агностицизма, позиция которых состоит в

2. По гносеологическому основанию выделяются: философские системы агностицизма, позиция которых состоит в
утверждении непознаваемости мира (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант), и философия познавательного оптимизма, утверждающая принципиальную возможность и способность познания мира человеком.
3. По методологическому основанию: Метафизическая философия (такое понимание утвердилось со времен Гегеля) давала однозначное, завершенное изображение мира в неизменных понятиях, поскольку сущность вещей считала вечной и неизменной. Диалектическая методология исходит из признания подвижности, текучести философских понятий, поскольку в мире все течет, изменяется в силу действия внутренних источников движения.

Слайд 8

4. По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов

4. По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов
познания (чувственного, рационального или внерационального) различаются философские системы: сенсуализма, отводящие главную роль в познании органам чувств, рационализма (главная роль отводится разуму) и иррационализма, когда приоритет в познании отдается подсознательным, неосознаваемым механизмам - магическим, мистическим, интуитивным, алогичным.
5. В соответствии с решением и пониманием проблемы человека, как основной проблемы философии, философские системы могут быть: космоцентрическими - человек как часть космоса, мира; теоцентрическими - человек божественный, верующий; антропоцентрическими - человек как средоточие мироздания; социоцентрическими - человек как совокупность общественных отношений; техноцентрическими - человек как подобие машины, техники; эгоцентрическими - человек как неповторимая индивидуальность; биоцентрическими - человек как представитель биологической природной реальности. На различных исторических этапах имело место преобладающее рассмотрение тех или иных сторон проблемы человека.