Средневековая схоластика

Содержание

Слайд 2

Введение

Философская мысль в Средние века была представлена многими направлениями. Среди них на

Введение Философская мысль в Средние века была представлена многими направлениями. Среди них
особом месте стоит средневековая схоластика, кратко соединившая в себе христианское религиозное мировоззрение и наследие античной философии. Схоластика (название с латинского языка переводится как “школа”) – существовавшая в период с XI по XIV века в Европе философия, которая пыталась логически объяснить смысл Священного Писания.
Задачей схоластики было утвердить в свете разума то, что было усвоено верой. Схоластика средних веков должна была уяснить Священное Писание. Так как для такого трудного дела надо было приискать соответственные способы, то обратились к логике Аристотеля, труды которого послужили главным основанием схоластики, хотя изучались в крайне уродливом виде, и притом лишь в тех отрывках, которые могли непосредственно послужить орудием для логических приемов.

Слайд 3

Основные проблемы, которые пыталась решить средневековая схоластика, это:

1.    доказательства существования Бога; 2.    соотношение

Основные проблемы, которые пыталась решить средневековая схоластика, это: 1. доказательства существования Бога;
религиозной веры с идеями человеческого разума (проблема веры и знания).

Слайд 4

С появлением первых больших городов, в которых были открыты университеты, эта философия

С появлением первых больших городов, в которых были открыты университеты, эта философия
стала одной из главных университетских дисциплин. В то время среди студентов и преподавателей были очень популярны диспуты – научные споры, в ходе которых каждая сторона пыталась убедить противника в своей правоте, приводя массу доказательств. Основной темой споров и была главная проблема схоластики – соотношение истин разума и веры.
В конце концов, в этом вопросе образовалось три точки зрения:     1.вера и человеческий разум совершенно несовместимы;    2. они совместимы, но философия играет второстепенную роль, на первом месте вера;     3.философия и наука – две независимые друг от друга области познания человека.

Слайд 5

В истории средневековой схоластики выделяют три периода:

1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), наиболее яркими

В истории средневековой схоластики выделяют три периода: 1) ранняя схоластика (IX –XII
представителями, которой были Иоанн Скот Эриугена (815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142);
2) зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в.); наиболее значимые мыслители этого периода - Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1294) и Фома Аквинский (1226 – 1274);
3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель –Уильям Оккам (1285 – 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиозной философии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпоху Возрождения и Нового времени.

Слайд 6

Несмотря на принцип приоритета веры над разумом, схоласты отвергали мистику, «сверхчувственные озарения»

Несмотря на принцип приоритета веры над разумом, схоласты отвергали мистику, «сверхчувственные озарения»
и видели основной путь постижения Бога через логику и философские рассуждения. Подчинение рациональной мыслительной деятельности религиозной проблематике было выражено в формуле представителя ранней схоластики Петра Дамиани «философия есть служанка богословия». Следствием этого стало деление схоластами знания на два уровня:
1) «сверхъестественное» знание, данное в Откровении, основу которого составляют библейские тексты и комментарии к ним «отцов церкви»;
2) «естественное» знание, философия, результат человеческой мыслительной деятельности, основу которого составляют тексты Платона и Аристотеля.

Слайд 7

Ранняя схоластика

Ранняя схоластика IX-XII вв. находилась под влиянием философских концепций Платона. Большую роль в развитии

Ранняя схоластика Ранняя схоластика IX-XII вв. находилась под влиянием философских концепций Платона.
схоластики сыграл начавшийся в Европе XI века подъем культуры, в частности, открытие городских внецерковных школ, подрывавших монополию католицизма в области образования. В новых условиях католическая теология, существовавшая до тех пор в основном в форме патристики, вынуждена была придать христианству рационализированный характер, сделав идеи патристики объектом философской интерпретации и логического анализа.
В этот период в схоластике сложились основные подходы к вопросу о соотношении веры и разума. Так Ансельм Кентерберийский ставил веру выше разума, считая ее основой рационального познания: «верую, чтобы понимать». Прямо противоположную точку зрения отстаивал Пьер Абеляр, которого считают наиболее значительным представителем ранней схоластики. В работе «Да и нет» он писал: «Вера, не просветленная разумом, недостойна человека», отсюда вытекал принцип «понимаю, чтобы верить». Опираясь на этот принцип, Абеляр разработал «схоластическую диалектику» - выявление противоречий в текстах Священного Писания, но, как он отмечал, не с целью подрыва их авторитета, а для их «очищения».

Слайд 8

Зрелая схоластика

Зрелая («высокая») схоластика XIII века возникла в связи с дальнейшим развитием городской средневековой культуры, возникновением университетов,

Зрелая схоластика Зрелая («высокая») схоластика XIII века возникла в связи с дальнейшим
которые стали основными центрами преподавания наук и философии.
Фома Аквинский - крупнейший представитель «высокой» схоластики. Он написал более шестидесяти трудов, наиболее значительными из которых являются работы: «О сущем и сущности», «Сумма против язычников». Фома Аквинский стал единственным в христианстве мыслителем, причисленным к лику святых (1323г.) исключительно только за свои философско-теологические сочинения.
Фома Аквинский является создателем логически стройной системы христианской философии на основе теологической интерпретации аристотелизма. В этот период в схоластике распространение получил принцип «двойственной истины», который разработал арабский последователь аристотелизма Ибн Рушд. Согласно Рушду, постижение Бога возможно двумя путями: через науку, изучающую сотворенный Богом мир («истины разума») и через веру, опирающуюся на тексты Писания («истины религии»). Учение о «двойственной истине» позволяло обосновать право науки на независимость от религии, поэтому Римско-католическая церковь, стремясь сохранить свою монополию, осудила его концепцию как «арабскую ересь» и запретила ее распространение.

Слайд 9

Фома Аквинский, стремясь отстоять значимость рационального познания, сформулировал принцип «гармонии веры и разума».

Фома Аквинский, стремясь отстоять значимость рационального познания, сформулировал принцип «гармонии веры и
В соответствии с этим принципом Фома разграничил знание на философию и теологию, считая их самостоятельными науками. Предметом теологии являются «истины откровения», предметом философии – «истины разума». Основная задача теологии – изложение основанных на вере «истин откровения»; задача философии – сделать положения веры доступными человеческому разуму. Следовательно, хотя вера и разум принципиально различны, они образуют «гармоническое единство», ибо служат одной конечной цели: постижению Бога. «Естественная теология», таким образом, использует философию и принципы разума для того, чтобы сделать истины Откровения более близкими и понятными уму человека.

Слайд 10

Поздняя схоластика

Поздняя схоластика XIV в. характеризуется как период начала кризиса схоластической философии, который был обусловлен целым

Поздняя схоластика Поздняя схоластика XIV в. характеризуется как период начала кризиса схоластической
рядом объективных факторов: кризисом феодальных отношений и зарождением в недрах феодализма элементов буржуазного строя, отделением философии от теологии и постепенным развитием научных знаний т.п.
Наиболее значительным философом этого периода был Уильям Оккам (1300 – 1350 гг.), которого иногда называют «завершителем и разрушителем схоластики». Оккам был студентом, а затем преподавателем Оксфордского университета, по обвинению в ереси провел четыре года в тюрьме, затем бежал в Мюнхен, где и написал большинство своих работ.

Слайд 11

В историю философской и научной мысли Уильям Оккам вошел, главным образом, благодаря

В историю философской и научной мысли Уильям Оккам вошел, главным образом, благодаря
методологическому принципу, получившему название «бритва Оккама»: «бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». 
Уильям Оккам фактически возродил принцип двойственной истины, утверждая, что у философии и теологии нет ничего общего. Истины Священного Писания недоказуемы и являются объектами исключительно веры. Сама же вера – иррациональна, не имеет никакого отношения к доказательству и разуму. Поэтому Оккам отвергал не только доказуемость отдельных положений христианского вероучения, но и возможность доказательства самого Бога.
Учение У. Оккама (оккамизм) оказало влияние на последующее развитие философии и науки. Оккамизм получил значительное распространение в европейских университетах, где его представители боролись за автономию науки, отделение философии от теологии. Фактически начало разграничения научно-философского и теологического знания было первым шагом к становлению научного мировоззрения в европейской культуре.