Понятие культуры

Содержание

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом
в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Слайд 3

Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений,

Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений,
предложенные некоторыми учеными Европы и США:

комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор);
"каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);
"социальное наследование" (Б. Малиновский);
"культурный аспект, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П. Сорокин);

Слайд 4

КУЛЬТУРА

"организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые

КУЛЬТУРА "организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств,
состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт);
"то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд);
"процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер);
"совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

Слайд 5

В отечественной культурологии основными являются следующие определения:

культура охватывает четыре "общих разряда:

В отечественной культурологии основными являются следующие определения: культура охватывает четыре "общих разряда:
деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественно- экономическую" (Н. Данилевский);
культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (П. Флоренский)
«способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян);
"знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

Слайд 6

КУЛЬТУРА

"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе);
"состояние духовной жизни общества" (М. Ким);
"культура в

КУЛЬТУРА "воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе); "состояние духовной жизни общества" (М. Ким); "культура
современном понимании есть совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов);
"система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);
"культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).

Слайд 7

Итак, культура -

это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт

Итак, культура - это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой
человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемый из поколения в поколение.

Слайд 8

Основные культурологические школы

а) символическая школа
Главным, с точки зрения этой школы,

Основные культурологические школы а) символическая школа Главным, с точки зрения этой школы,
во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Стросс.

Слайд 9

Основные культурологические школы

б) натуралистическая школа
Представители этого направления пытаются объяснить особенности той

Основные культурологические школы б) натуралистическая школа Представители этого направления пытаются объяснить особенности
или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

Слайд 10

Основные культурологические школы

в) психологическая школа
С точки зрения этого направления культура -

Основные культурологические школы в) психологическая школа С точки зрения этого направления культура
это душа народа, "дух" народа.
Представители: З. Фрейд (1856 – 1939), К. Юнг (1876 – 1961), Э. Фромм (1900 – 1980)

Слайд 11

Основные культурологические школы

г) социологическая школа
Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и

Основные культурологические школы г) социологическая школа Объединяет тех ученых, которые ищут истоки
объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

Слайд 12

Основные культурологические школы

д) аксиологическая школа
Это направление является самым распространенным в культурологии.

Основные культурологические школы д) аксиологическая школа Это направление является самым распространенным в
Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах И. Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Виндельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

Слайд 13

Функции культуры

1.Аккумуляция родового опыта.
2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного

Функции культуры 1.Аккумуляция родового опыта. 2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы
сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

Слайд 14

Функции культуры

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной.

Функции культуры 3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют
Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.
4. Коммуникативная функция, Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего язык.

Слайд 15

Функции культуры

5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как

Функции культуры 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает
система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.
6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

Слайд 16

Функции культуры

7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически

Функции культуры 7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной.
культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффективно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

Слайд 17

Функции культуры

8. Главной функцией является гуманистическая функция ( проявляющаяся в любви к

Функции культуры 8. Главной функцией является гуманистическая функция ( проявляющаяся в любви
человеку).
Вывод: Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура, выполняя свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

Слайд 18

2 круга исследования понятия «культура»

1) Культура как поступательное движение, обусловленное накоплением традиций, обновляющихся

2 круга исследования понятия «культура» 1) Культура как поступательное движение, обусловленное накоплением
творческим импульсом (Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. С. Библер, Л. Н. Баткин, Н. С. Злобин)

Слайд 19

2 круга исследования понятия «культура»

Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой

2 круга исследования понятия «культура» Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени,
традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н. А. Бердяев, Ф. Майор, К. Ясперс).
При всей несводимости 1 и 2 концепций – общий центр: человек субъект культуры, ее центр.