Аттестационная работа. Творческий путь мастеров хохломской росписи фабрики Липецкие узоры

Содержание

Слайд 2

Характеристика жанра работы

Исследовательский проект посвящен истории создания и функционирования фабрики «Липецкие

Характеристика жанра работы Исследовательский проект посвящен истории создания и функционирования фабрики «Липецкие
узоры». Производство товаров народно-декоративного искусства, хотя и не является первостепенной отраслью промышленности г. Липецка, но от степени совершенствования изделий, зависит не столько бытовая сторона жизнедеятельности липчан, сколько развитие их художественного вкуса.

Слайд 3

Краткая характеристика образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №61 имени М.И.Неделина

Краткая характеристика образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №61 имени
город Липецк – базовое учреждение
С сентября 2001 года  в школе велась опытно-экспериментальная и исследовательская работа, целью которой была разработка модели образовательного учреждения нового вида, реализующего программу «Создание системы краеведческого образования». Три года школа работала в статусе опорного учреждения по совершенствованию системы краеведческого образования школьников в тесном сотрудничестве с ЕГУ имени И.А.Бунина.
Приобщение школьников к родной культуре края позволяет решать  образовательные  и воспитательные, духовно-нравственные задачи.
С 2010 года школа работает в статусе базового учреждения. Тема проекта, над которым мы  сейчас работаем, - «Краеведение как системообразующий компонент воспитательной системы школы в условиях введения ФГОС». Изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять духовно-нравственное развитие школьников, - цель данного проекта.
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ГАУ ДПО ЛО "ИРО"
Тема инновационной площадки: 
«Формирование патриотических качеств личности младшего школьника средствами краеведческой работы»
[email protected]

Слайд 4

Цель и задачи работы:

На основе имеющихся публикаций, выявленных в архивах документах, проанализировать

Цель и задачи работы: На основе имеющихся публикаций, выявленных в архивах документах,
и обобщить процесс становления и развития фабрики «Липецкие узоры» в контексте общей социально-экономической истории региона 1960-2000-х гг., отразив при этом место и роль творчества мастеров хохломской росписи в создании изделий, имеющих высокую художественную ценность.
Выявить принадлежность идеи открытия и создания фабрики «Липецкие узоры» и проследить специфику организации производства в первые годы существования предприятия;
Охарактеризовать деятельность творческо-экспериментальной группы под руководством Марфы Синевой по изменению внешнего вида изделий фабрики «Липецкие узоры»;
На основе публикаций периодических изданий рассмотреть наиболее значимые выставки и заказы предприятия, а так же проанализировать его современное состояние.

Слайд 5

1.Идея открытия фабрики «Липецкие узоры» и первые годы существования предприятия.

21 мая 1974

1.Идея открытия фабрики «Липецкие узоры» и первые годы существования предприятия. 21 мая
года было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся о создании фабрики с целью «дополнительного увеличения производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сувениров из дерева с художественной росписью». С тех пор фабрика «Липецкие узоры» начала свое существование.
Открытию фабрики способствовало постановление XXIV съезда КПСС повсеместно возродить народные художественные промыслы. Работа была поручена Министерству топливной промышленности, потому что ведомство занималось, в том числе и заготовкой древесины, а для большинства промыслов это основной материал для воплощения творческих замыслов. Липецк оказался единственным местом, где постановление Советского правительства выполнили.

Слайд 6

Зарождение фабрики «Липецкие узоры»

Начальник управления топливной промышленности, Евгений Прокофьевич Чалых стал инициатором

Зарождение фабрики «Липецкие узоры» Начальник управления топливной промышленности, Евгений Прокофьевич Чалых стал
возрождения народно-художественных промыслов в Липецке. Он организовал цех художественной росписи на базе углебрикетной фабрики в мае 1971 года.

(из личных архивов Н.Е.Чалых)

Слайд 7

Коллектив Фабрики

Первая партия изделий была выпущена в канун Первомая 1971 года. М.

Коллектив Фабрики Первая партия изделий была выпущена в канун Первомая 1971 года.
Ф. Синева была назначена главным художником фабрики, ее сестра Мария Федоровна Засовкина - руководителем творческой группы, Зинаида Васильевна Прыткова трудилась методистом и мастером производственного обучения по подготовке художниц. Большой вклад внесли К. И. Левин, начальник заготовительного цеха, токари по дереву Е. Архипов, Л. Левина, супруги – В. Г. и В. Н.Протасовы, А. И. Засовкин, А. С. Прытков, лошкарь Д. И. Карпов, Галина Пальцева. По мере подготовки кадров, а к 1972 году на фабрике трудилось 220 человек, из которых 55 художниц-липчанок, росло производство изделий, расширялся их ассортимент. Уже к концу 1972 года на прилавках магазинов появились не только ложки, но и наборы всевозможной деревянной расписной посуды.

Слайд 8

Проблемы фабрики на начальном этапе

«Ленинец» от 16 октября 1971 года:
В редакцию газеты

Проблемы фабрики на начальном этапе «Ленинец» от 16 октября 1971 года: В
пришло письмо от художниц с жалобами на:
проблемы и недостатки в их работе, среди них: теснота. «За рабочим столом места еще хватает, но посмотрите, что делается с продукцией! Почти вся она лежит на полу».
неисправную вентиляцию;
задержку зарплаты. «Зарплату девушкам, как и всем работникам хохломы, выдают с задержкой до пяти-шести дней.
нарушения в режиме работы и трудовой дисциплине: «…Рабочий день у художников занят не полностью. Некоторые художницы вынуждены уходить на два-три часа раньше. Не всем хватает работы».

Слайд 9

Анализ экономического развития предприятия 1973-1974

Анализ экономического развития предприятия 1973-1974

Слайд 10

2.Деятельность творческо-экспериментальной группы под руководством Марфы Синевой по изменению внешнего вида изделий

2.Деятельность творческо-экспериментальной группы под руководством Марфы Синевой по изменению внешнего вида изделий
и ведущие мастера фабрики «Липецкие узоры».

Как известно, «Липецкие узоры» отличаются от Хохломской росписи. Хохлома имеет только 4 основных цвета: черный, красный, зеленый и желтый (или золотой), а в наборах «Липецких узоров» наряду с основными стали используют и другие всевозможные цвета: голубой, белый, и др. Чтобы цвета оставались натуральными и яркими использовалась двойная лачка: сначала рисунок пишется по золоту, потом изделия покрывались бесцветным лаком.

Слайд 11

Галина Пальцева упоминает, что была предпринята поездка в г.Елец с целью изучения

Галина Пальцева упоминает, что была предпринята поездка в г.Елец с целью изучения
построения композиции широко известных Елецких кружев.
М. Синева в последствии разработала прекрасные узоры по мотивам кружев, которые получили всеобщее признание: изделия, пользовались большим спросом.

Марфа Федоровна Синёва

Слайд 13

3. Наиболее известные выставки и заказы фабрики «Липецкие узоры». Современное состояние предприятия.

За

3. Наиболее известные выставки и заказы фабрики «Липецкие узоры». Современное состояние предприятия.
40-летнюю историю фабрика «Липецкие узоры» многократно являлась участником республиканских, зональных, областных, городских выставок, международных ярмарок, выставок, организатором которых является ассоциация НХП России: «Традиция и современность», на Поклонной горе, ежегодные смотры-выставки «Молодые дарования».

Слайд 14

Современное состояние предприятия

В 2000 году предприятие находилось на грани банкротства, задолженность составляла

Современное состояние предприятия В 2000 году предприятие находилось на грани банкротства, задолженность
около 6 миллионов рублей. «Липецкие узоры» могли прекратить свое существование. Имея большой налаженный бизнес в Москве новый директор фабрики «Липецкие узоры» Некрылов Алексей Алексеевич заинтересовался идей возрождения фабрики. Он переехал в Липецк и полностью посвятил себя фабрике. За три года «Липецким узорам» удалось полностью погасить долги. Финансовая ситуация на фабрике на сегодняшний день стабильна. Однако, как и любой другой промысел, относится к категории планово-убыточных. Благодаря поддержке из федерального и областного бюджета фабрика продолжает существовать. Продукция поставляется в магазины практически всех стран. Ассортимент продукции обширный – более 250 видов изделий.

Слайд 15

Итоги работы

Изучение различных документальных материалов убеждает в том, что появление первых видоизмененных

Итоги работы Изучение различных документальных материалов убеждает в том, что появление первых
орнаментальных композиций классической хохломы принадлежит главному художнику фабрики М. Синевой.
В поля зрения периодических изданий попали крупнейшие выставки и крупные заказы союзного значения, такие как ежегодные выставки и заказы.
Выход из кризисного финансового состояния стал возможен благодаря деятельности нового директора фабрики Некрылова А.А. Принципиально новая бизнес-политика способствует успешной реализации продукции на международном и общероссийском рынках.
Имя файла: Аттестационная-работа.-Творческий-путь-мастеров-хохломской-росписи-фабрики-Липецкие-узоры.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0