День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры

Содержание

Слайд 2

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности
и Мефодия — учителей славянских.
Кирилл и Мефодий.
Икона из церкви Св.Антония, Рим.

Слайд 3

Древний Солунь был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка звучал славянский

Древний Солунь был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка звучал славянский
говор.

 Кирилл (светское имя Константин) и его брат  Мефодий 
родились в византийском городе Фессалонике на побережье Эгейского моря (ныне Салоники в Греции), который славяне называли Солунь.
В семье было семь сыновей, причём Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них.

Происхождение

Слайд 4

     Константин (около 827 — 14. II. 869) с юных лет отличался тягой

Константин (около 827 — 14. II. 869) с юных лет отличался тягой
к наукам и исключительными филологическими способностями. Он получил образование в Константинополе у крупнейших ученых своего времени .

   
Мефодий (около 815 — 6. IV. 885), блестяще закончив обучение, еще в молодости был назначен воеводой в одну из славянских областей Византии. Как рассказывают страницы «Жития Мефодия», он научился там «всем славянским обычаям».

Слайд 5

Собор Святой Софии (реконструкция)

     Константин обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике,

Собор Святой Софии (реконструкция) Константин обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике,
геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам. По окончании учения Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки») при соборе Святой Софии в Константинополе

Монашество

Слайд 6

Дворец Магнавра в котором находился университет.

Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился

Дворец Магнавра в котором находился университет. Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился
в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращен в Константинополь и определен преподавать философию в Магнаврском университете

Слайд 7

Император Михаил III и Кирилл.
Фреска храма Св. Климента в Риме

Император Михаил III и Кирилл. Фреска храма Св. Климента в Риме Святитель
Святитель Фотий, Патриарх
Константинопольский,.
Болгарская икона

     Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

Слайд 8

Гора Олимп

  В 856 году, Мефодий оставил пост стратига и принял монашество в

Гора Олимп В 856 году, Мефодий оставил пост стратига и принял монашество
одном из монастырей на горе Олимп.
После своих утомительных путешествий Константин провёл несколько лет в обители старшего брата, разделил с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка

Слайд 9


Св. Ростислав князь Моравский

В 862 или 863 году в

Св. Ростислав князь Моравский В 862 или 863 году в Константинополь прибыли
Константинополь прибыли послы от князя Великой Моравии Ростислава. Они передали византийскому императору Михаилу III просьбу Ростислава: «Хоть люди наши язычество отвергли и держатся закона христианского, нет у нас такого учителя, чтобы на языке нашем изложил правую христианскую веру… Так пошли нам, владыка, епископа и учителя такого».

Слайд 10

В ответ на просьбу Ростислава византийское правительство отправило (не позднее 864 года)

В ответ на просьбу Ростислава византийское правительство отправило (не позднее 864 года)
в Великую Моравию миссию во главе с Константином и Мефодием. К тому времени Константин, вернувшись из Хазарии, уже приступил к работе над славянской азбукой и переводу греческих церковных книг на славянский язык. петлеобразный рисунок.
Еще до моравского
посольства он создал
оригинальную, хорошо
приспособленную к записи
славянской речи азбуку —
 глаголицу. Ее название
происходит от
существительного глагол,
что значит слово, речь.
Глаголица отличается
графической гармоничностью.
Ее многим буквам свойственен
петлеобразный рисунок.

Слайд 11

Глаголица употреблялась на месте своего первоначального применения в Моравии в 60-80-е годы

Глаголица употреблялась на месте своего первоначального применения в Моравии в 60-80-е годы
IX века. Оттуда она проникла в западную Болгарию (Македонию) и Хорватию, где получила самое широкое распространение. Глаголические церковные книги издавались хорватами-глаголяшами еще в XX веке. А вот в Древней Руси глаголица не прижилась. В домонгольский период она использовалась здесь изредка, причем могла употребляться в качестве своеобразной тайнописи.

Киевские глаголические листки (X в.)  Листок 4

Слайд 12

После смерти Кирилла и Мефодия их учениками в конце IX века была

После смерти Кирилла и Мефодия их учениками в конце IX века была
создана вторая славянская азбука — кириллица . По составу, расположению и звуковому значению букв кириллица почти полностью совпадает с глаголицей, но отличается от нее формой букв.

Образец уставной кириллицы. Из древнейшей рукописи кириллического письма - Остромирова Евангелия, написанного в 1057 году.

В основе этой азбуки лежит греческое торжественное письмо — устав. Однако буквы, необходимые для передачи особых, отсутствующих в греческом языке звуков славянской речи, были взяты из глаголицы или составлены по ее образцам.

Слайд 13

Таким образом, Кирилл имеет прямое отношение и к этой азбуке, и ее

Таким образом, Кирилл имеет прямое отношение и к этой азбуке, и ее
название кириллица вполне оправдано. В несколько измененном виде она до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами, македонцами и другими народами.

Слайд 14

Папа Адриан II (в середине с нимбом) встречает
Св. Кирилла и Мефодия

Папа Адриан II (в середине с нимбом) встречает Св. Кирилла и Мефодия
в Риме в 868.  Фреска XI веке в церкви "Сан-Клементе"

В Великой Моравии братья избрали себе учеников, обучили их славянской грамоте, подготовили кадры священнослужителей, способных совершать богослужение по-славянски. И этим вызвали сильнейшее недовольство и сопротивление немецкого духовенства. Константин и Мефодий вместе со своими учениками были вынуждены отправиться к папе Римскому, которому подчинялись немецкие епископы, чтобы добиться у него разрешения славянского богослужения.

Слайд 15

Статуя князя Коцела в парламенте Сербии

Путь в Рим пролегал через древнюю

Статуя князя Коцела в парламенте Сербии Путь в Рим пролегал через древнюю
Паннонию. Там Константин и Мефодий посетили Блатенское княжество (современная западная Венгрия), где жили хорутане, предки словенцев. Князь Коцел принял Кирилла и Мефодия как друг и союзник: сам выучился славянской грамоте и дал им около 50 учеников. Некоторое время Кирилл и Мефодий работали в Блатенском княжестве, а затем отправились дальше — в Рим.

Слайд 16

Среди некоторых богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может

Среди некоторых богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может
воздаваться только на трёх «священных» языках: еврейском, греческом и латинском.

Собор Санта Мария Маджоре - одна из самых больших палеохристианских церквей Рима, возведена в V веке.

Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии на славянском языке, были восприняты как еретики. Константин в блестящей полемике со сторонниками «треязычия» отстоял право на славянское богослужение и добился признания Римом равенства славянского языка среди других священных языков. Адриан II, приняв славянские книги, освятил их и положил в соборе святой Марии.

.

Слайд 17

Как написано в «Житие Кирилла» после этого солунские братья и их ученики

Как написано в «Житие Кирилла» после этого солунские братья и их ученики
«пели литургию на славянском языке в церкви святого Петра», а также в других римских храмах.  

Реконструкция церкви Святого Петра, Рим, 400 год.

Слайд 18

Вскоре после этого Константин тяжело заболел. Почувствовав приближение смерти, он «облекся

Вскоре после этого Константин тяжело заболел. Почувствовав приближение смерти, он «облекся в
в святой иноческий образ» и принял новое имя — Кирилл. Перед кончиной призвал к себе Мефодия и обратился к нему с последней просьбой.

Фреска с изображением Кирилла в церкви Св. Климента  в Риме

Словно предчувствуя будущие испытания, которые выпадут на долю их общего дела, Кирилл сказал, перефразировав слова великого византийского богослова Григория Назианзина: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же очень возлюбил гору [монашеское уединение], но не смей ради горы оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?». 14 февраля 869 года Кирилл умер в возрасте 42 лет и был торжественно похоронен в церкви святого Климента в Риме.

Слайд 19

Папа рукоположил его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Мефодий с учениками,

Папа рукоположил его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Мефодий с учениками,
получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию.

К этому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После того, как Ростислав в 870 году умер, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкому духовенство удалось на три года заключить его в один из швабских монастырей.

Святополк I (князь Великой Моравии)

Слайд 20

Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа, Мефодий, несмотря на запрещение,

Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа, Мефодий, несмотря на запрещение,
продолжал богослужение на славянском языке, крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу.
     В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме блестяще оправдался и
даже получил
папскую буллу,
разрешающую
богослужение на
славянском языке.

Йозеф Матхаузер – «Крещение св.Мефодием князя Боривоя и его супруги.»

Слайд 21

     В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал

В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в
в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и другие богословские книги.

Василий I Македонянин (ок. 812-886) - византийский император

Слайд 22

Папы Римский Стефан V

После смерти Мефодия 6 апреля 885 года его противники

Папы Римский Стефан V После смерти Мефодия 6 апреля 885 года его
добились у папы Римского Стефана V запрещения славянского языка в богослужении. И вот уже летит послание-приказание великоморавскому князю Святополку: «Пусть отселе никто не смеет дерзать совершать божественные отправления, святую мессу и таинства на славянском языке, как дерзнул этот Мефодий… Пусть извращения, которые высказывал из презрения к вселенской вере, падут на его [Мефодия] голову».

В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. 19 апреля, в Вербное воскресенье он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался. Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском.

Слайд 23

Но… «что написано пером — не вырубишь топором»! Дело «братьев солунских» не

Но… «что написано пером — не вырубишь топором»! Дело «братьев солунских» не
умерло вместе с ними: старославянская книжность продолжала развиваться в других славянских землях. Ученики Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии, направились на юг, к хорватам, и на юго-восток, к болгарам. Болгарский князь Борис, незадолго до этого крестивший страну по византийскому обряду, создал все необходимые условия для развития старославянской книжности.

Ученики святых Кирилла и Мефодия 

Ученики святых Кирилла и Мефодия : Горазд Охридский, Климент Охридский (болгарин) , Савва, Наум, Ангелярий, Лаврентий.
Фрагмент фрески из монастыря Св.Наума на Балканах:

Слайд 24

После крещения в 988 году Древней Руси наследие, созданное Кириллом, Мефодием и их

После крещения в 988 году Древней Руси наследие, созданное Кириллом, Мефодием и
учениками в IX-X веках заложило основы нашей национальной культуры и духовности.
И сами братья, и их преемники верили, что трудятся во имя всех славян, просвещенных единой верой и объединенных одним, всем понятным, литературным языком. В «Прогласе» (предисловии) к Евангелию, древнейшем славянском стихотворном произведении, ученик Мефодия, епископ Константин Преславский, обратился ко всему славянскому миру: 

Наследие.

Услышьте, славяне все,  Дар этот от Бога дан нам…  Слушай, славянский народ!  Слушайте Слово, ибо оно — от Бога.  Слово, что питает души человеческие,  Слово, что укрепляет сердца и умы,  Слово, что готовит всех к познанию Бога.  Как без света не будет радости оку,  Глядящему на Божьи творенья,  Но не видящему красоты их,  Так и всякая душа без грамоты  Закона Божьего ясно не видит,  Закона писаного, духовного,  Закона, рай Божий открывающего…  Еще более того душа бескнижная  В мертвеца его превращает.

Слайд 25

Торжественный гимн Константина Преславского воспевает идею славянского просвещения и единства. И та

Торжественный гимн Константина Преславского воспевает идею славянского просвещения и единства. И та
же идея звучит уже в самых ранних древнерусских произведениях. «А словеньскый язык [народ] и рускый одно есть…» — читаем в «Повести временных лет» , летописном своде начала XII века. 
Этой великой идее просвещения и единства славян — были посвящены жизнь и труды святых и равноапостольных Кирилла и
Мефодия. Свет ее
не меркнет и в наши дни.

Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку.

Слайд 26

1. Текст:
Буквица. Начало славянской письменности. http://bukvica.ucoz.ru/publ/gotovimsja_k_olimpiade/iz_istorii_jazyka/nachalo_slavjanskoj_pismennosti/10-1-0-20
Известные греки России. Их вклад в историю.

1. Текст: Буквица. Начало славянской письменности. http://bukvica.ucoz.ru/publ/gotovimsja_k_olimpiade/iz_istorii_jazyka/nachalo_slavjanskoj_pismennosti/10-1-0-20 Известные греки России. Их вклад

http://www.famous-greeks.ru/famous/10/KM.php
2. Иллюстрации:
http://www.history-illustrated.ru/illustrations.php?category=104
http://www.hotelguide.ru
http://www.virtuzor.ru/
http://fotki.yandex.ru
http://birbi4adze-mar.narod.ru/materialy-urok/
http://www/zapolskikh.livejournal.com
http://www.7pedia.mobi/
http://hayreniq.ru/znamenitye_armyane/religiya/3844-patriarx-fotij-i.html)
http://www.ski.ru
http://pravkniga.ru/intlibs.html?id=1933
http://bse.sci-lib.com/article010823.html

Источники:

Имя файла: День-святых-Мефодия-и-Кирилла,-День-славянской-письменности-и-культуры.pptx
Количество просмотров: 209
Количество скачиваний: 0