20141116_gornye_mariytsy2014

Содержание

Слайд 2

Го́рные мари́йцы (горномар. Кырык мары) — компактно расселённая этнолингвистическая группа марийцев, проживающая

Го́рные мари́йцы (горномар. Кырык мары) — компактно расселённая этнолингвистическая группа марийцев, проживающая
в основном на западе Марий Эл, а также в Нижегородской и Кировской областях России.
Термин горные марийцы произошел от русской традиции называть население холмистого правобережья Волги горными людьми.

Слайд 3

Различия между горными и луговыми мари стали проявляться с IX—XI вв.
На

Различия между горными и луговыми мари стали проявляться с IX—XI вв. На
формирование горномарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, политические события, связанные с присоединением Марийского края к России.

Слайд 4

Численность горных марийцев составляет около 135 тыс. человек из более чем 700

Численность горных марийцев составляет около 135 тыс. человек из более чем 700
тыс. марийцев (около 20 % от них).
Различия между горными и луговыми марийцами стали проявляться с IX—XI вв. На формирование горномарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, политические события, связанные с присоединением Марийского края к России.
Традиционной религией марийцев является марийская традиционная религия, которая является сочетанием язычества и монотеизма. Большинство марийцев исповедуют православие.

Слайд 5

Горные марийцы, как и луговые до прихода русских в край пользовались своей

Горные марийцы, как и луговые до прихода русских в край пользовались своей
письменностью.
Говорят на горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи.
Первый достоверный текст на кириллице на горномарийском языке относится к 1767 году. Он написан учениками-горными черемисами Казани в стиле хвалебной оды в честь приезда Императрицы Екатерины Второй в Казань. Есть предположения, что в то же время письмотворчеством занимались и ученики марийцы в Нижнем Новгороде.
На горномарийском языке первая книга вышла в 1821 году в Петербурге и называется «Евангелие от Матфея».

Слайд 6

Одежда

Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также

Одежда Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а
кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).
Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).
У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек. Существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка .

Слайд 7

ПИЩА

Основными традиционными блюдами марийцев были пресный хлеб из овсяной, ячменной, реже ржаной

ПИЩА Основными традиционными блюдами марийцев были пресный хлеб из овсяной, ячменной, реже
муки, выпекались также лепешки и пироги с разной начинкой. Популярным блюдом была лашка - суп с шариками из пресного теста, ели также вареники с начинкой из мяса или творога, слоеные блины, вареную колбасу, которую начиняли салом или кровью с крупой и др. Пили пахту, пиво, пуро – крепкий медовый напиток.

Слайд 8

Благодаря занимаемой ими хорошей почве горные марийцы рано перешли к земледелию, которое

Благодаря занимаемой ими хорошей почве горные марийцы рано перешли к земледелию, которое
и до сих пор составляет почти исключительное их занятие. Хорошо было развито садоводство, имевшее товарный характер.
У горных мари есть свой театр, который народ любит и активно посещает спектакли.
На музеи горномарийская земля довольно богата. Самые известные музеи - Музей изобразительного искусства, этнографический музей под открытым небом, музей горномарийского народа. Все они находятся в Цикмä. Есть литературный музей имени Никона Игнатьева в Салымсола.
Имя файла: 20141116_gornye_mariytsy2014.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0