Ханты. Перспективы сохранения ханты как этноса

Содержание

Слайд 2

Ха́нты - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. 

Этноним
Самоназвание «хантэ» означает

Ха́нты - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в
«человек». В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. ханты (склоняемое); в ед. ч. хантыйка (женский род), а также ханты (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины.

Слайд 3

Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Самоназвание — ханши, хандэ, кантпэк.

Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Самоназвание — ханши, хандэ, кантпэк.
Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.
Говорят на хантыйском языке, который вместе с мансийским и венгерским составляет угорскую группу финно-угорских языков. Имеется три группы диалектов: северная (обдорский, шурушкаро-березовский, казымский, шеркальский), южная (атлымский, леушинский, иртышско-кондинский) и восточная (сургутский, салымский, вахо-васюганский). В лексике хантыйского языка отразились тесные связи с соседями — ненцами, татарами, коми-зырянами.
В основе формирования ханты лежит культура древних аборигенных уральских племен, занимавшихся охотой и рыболовством. Позднее они подверглись влиянию скотоводческих андроновских племен. Процесс слияния этих этнических элементов занял длительное время — до середины I тысячелетия н.э., когда в основном и сложились обско-угорские племена. К концу I тысячелетия н.э. с востока и юго-востока в северо-западную Сибирь пришли самодийские племена. В результате часть обских угров восприняла элементы самодийской культуры. В эпоху средневековья существенное влияние на них оказал тюркский этнический компонент. Имеются следы тунгусского и кетского влияния.

Общая информация

Слайд 4

Территория расселения и численность

В древности расселение ханты было очень широким —

Территория расселения и численность В древности расселение ханты было очень широким —
от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на Юге и от Енисея на Востоке до Зауралья, включая бассейны рек Северная Сосьва, Ляпин, Пелым и Конда. В последующем часть западных ханты переселилась на Восток и Север. На Севере ханты вступали в контакты с ненцами и частично были ими ассимилированы. В южных районах шли интенсивные процессы тюркизации. К XX веку южные ханты были почти полностью ассимилированы сибирскими татарами и русскими.
За три столетия (XVII-XIX вв.) пребывания в составе России численность ханты выросла с 6.3 тыс. чел. до 16.2 тыс. Рост численности продолжался и в XX веке. По переписи 2002 г. в РФ — 28678. По численности они продолжают оставаться одним из крупнейших коренных народов Севера. Больше половины ханты сосредоточено в Ханты-Мансийском автономном округе – 17128 человек, в Ямало-Ненецком округе их 8760, в Томской области - 873 человек.
На территории Ханты-Мансийского округа более 70 поселков, в которых живут ханты. Большинство из них небольшие поселения, число жителей в которых не превышает нескольких десятков человек. Около 2 тыс. ханты живет в городах округа — Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте и других.

Слайд 5

Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:

-низкий рост (менее 160 см

Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков: -низкий рост (менее 160
в среднем для мужчин),
-общая грацильность (миниатюрность строения),
-неширокая голова, мезо- или долихокефальная по -форме и низкая по высоте,
-прямые мягкие чёрные или русые волосы,
-тёмные или смешанные глаза,
-заметно варьирующий по группам процент -монгольской складки века, прикрывающей слёзный -бугорок (эпикантус),
-различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,
-нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
-ослабленный рост бороды,
-относительно широкий рот,
-небольшая толщина губ,
-средневыступающий или убегающий подбородок

Слайд 7

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного
Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).

Этногенез

Слайд 8

Традиционные занятия – речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их

Традиционные занятия – речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их
притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. В южных районах и по Оби с 19 века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство.
Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.).

Слайд 9

Перспективы сохранения ханты как этноса

Несмотря на снижение рождаемости и повышение смертности

Перспективы сохранения ханты как этноса Несмотря на снижение рождаемости и повышение смертности
в первой половине 90-х гг. хантам, в отличие от некоторых других народов Севера, не грозит исчезновение. Достаточно благоприятная половозрастная структура (в ближайшие годы заметно увеличится число женщин в детородном возрасте) позволит компенсировать снижение уровня рождаемости и иметь положительный прирост населения. Беспокойство хантыйских лидеров вызывает усиление ассимилятивных процессов (в многонациональных поселках до половины семей ханты — смешанные в этническом отношении), снижение социально-значимых функций хантыйского языка, исчезновение многих элементов традиционной культуры. Думается, однако, что подобные угрозы существованию этноса имеются у любого народа. Культура народа никогда не бывает статичной, она постоянно изменяется во времени и пространстве, дополняется новыми заимствованными или отвечающими изменившимся условиям жизни элементами. Это и наблюдается у хантов. В борьбе с промышленной экспансией различных компаний, министерств и ведомств растет их этническое самосознание, происходит дальнейшая этническая консолидация, а это — самое главное для полноценной этнической жизни.