Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв

Содержание

Слайд 2

«Народы Приенисейского края
в XIII-XVI вв.»

На территории огромного Красноярского края к

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» На территории огромного Красноярского края к

приходу русских жило немногочисленное население (не более 25 тысяч человек). Оно принадлежало к четырем языковым группам.

Языковые группы

тюркская

кетская

самодийская

тунгусская

Слайд 3

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Хакасы
Для этого народа определена

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Хакасы Для этого народа определена область

область – Республика Хакасия.
Здесь находится самый большой контингент хакасов – около 52 тысяч человек. Еще несколько тысяч переехало жить в Тулу и в Красноярский край.

Тувинцы
Тувинцев принято разделять на три
группы, отличающиеся между собой некото-
рыми особенностями диалекта. Населяют
Республику Тува (Тыва). Это немногочисленный
восточный из народов тюркской языковой группы,
живущий на границе с Китаем.

Тюркская группа

Слайд 4

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Сибирские татары
Восточный

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Сибирские татары Восточный диалект татарского, -
диалект татарского, - это язык, который принято считать национальным для сибирских татар. Это тоже тюркская группа языков. Народы этой группы густо расселены по России.

Долганы
Малочисленная группа, проживающая в северных районах Ненецкого автономного округа. У них есть даже свой муниципальный район – Таймырский Долгано-Ненецкий. На сегодняшний день представителей долганов осталось лишь 7,5 тысяч человек.

Слайд 5

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»

Тюркоязычные народы - это самый большой

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Тюркоязычные народы - это самый большой
этнос
на Земле. Потомки древних тюрок расселились по
всем континентам, но больше всего их живет на
коренной территории - в горном Алтае и на юге
Сибири. Многим народам удалось сохранить свою
самобытность в границах независимых государств.

Слайд 6

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»

Кетоязычные племена, вытесненные из Присаянья

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Кетоязычные племена, вытесненные из Присаянья в
в I тысячелетии н. э., успели основательно обжиться в
центральных и северных районах края. К началу XVII
века они заселяли среднее течение Енисея, нижнюю Ангару, реки Кан, Усолку, Сым, Кеть. На севере кеты освоили бас­сейн Енисея почти до устья Нижней Тунгуски. Наименование «кеты» образовано от слова «кет» — в буквальном значении «человек».

Кетская группа

Карта

Слайд 7

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


У кетоязычных племен хозяйство было

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» У кетоязычных племен хозяйство было более
более прими­
тивным, чем у хакасов. Преобладали патриархально-
родовые отношения. Основным источником сущест-
вова­ния являлись пушной промысел, рыболовство,
скотоводство. Кеты, расселившиеся севернее Каза-
чинского порога, в таежных районах, занимались охотой на белку, соболя, колонка, крупного зверя (лося, оленя), рыбной ловлей, плавили железо. Оленеводство в условиях севера появилось, вероятно, под влиянием соседей — самодийцев.

Слайд 8

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Поселения аринов были на берегах

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Поселения аринов были на берегах Енисея
Енисея
от Красноярска до Казачинского порога. Они
выращивали ячмень, разводили лошадей.
Примитивные условия жизни ставили
человека почти в полную зависимость от
природных условий.

В теплое время кеты жили в конусообразных чумах, покрытых шкурами оленей или корой деревьев, зимой — в землянках.

Слайд 9

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Шаманизм занимал видное место в

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Шаманизм занимал видное место в религиозной
религиозной и
общественной жизни кетоязычных племен. Они
поклонялись различным духам, делили их на хоро-
ших и плохих. Из дерева резали идолов – покро-
вителей, поклонялись и приносили им жертву —
иногда одного или нескольких оленей. У кетов были легенды, былины о героях богатырях, сказки о животных. Весной устраивались праздники, на которые за многие сотни километров приезжали охотники и оленеводы.

Изображение духа
на куске кожи

Изображение
человека -духа
из дерева

Слайд 10

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Кетоязычные котты,
яринцы, байкотовцы,

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Кетоязычные котты, яринцы, байкотовцы, находившиеся в

находившиеся в близком
соседстве с хакасами, были
киштымами киргизской и
монгольской знати и платили им дань
пушниной.

Слайд 11

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»

Самодийские и угорские племена в древности

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Самодийские и угорские племена в древности
жили в Саяно –Алтайском предгорье. Но в конце 1 тысячелетия до н. э. и в начале I тысячелетия н. э.
под натиском степных кочевников они широко расселились по территории края и за его пределами.

Самодийская группа

Слайд 12

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


В низовьях Енисея жили предки

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» В низовьях Енисея жили предки энцев
энцев и ненцев, занимающихся оленеводством, рыбной ловлей и охотой. В бассейнах рек Пясины, Хатанги рассели-лись предки нганасан. Нганасаны охотились на диких оленей, водоплавающую птицу, ловили рыбу и разводили оленей. Передвигались по тундре верхом на оленях или нартах.

Слайд 13

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Основной экономической единицей была семья

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Основной экономической единицей была семья или
или объединение нескольких семей — стойбище, во
главе которого стоял старейшина. Сохранялся родо-
вой строй, который уже начал разлагаться. Выделя-
лась верхушка богатых оленеводов, у них были стада
в несколько тысяч голов. Бедное ненецкое население работало в каче­стве батраков у своих же богатых оленеводов. Источником домашнего рабства были пленные, захваченные при военных столкновениях.

Слайд 14

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


В центральных районах края по

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» В центральных районах края по рекам
рекам Мане,
Кану, Казиру жили кашинцы, камасинцы, моторы, говорящие на самодийском языке. Камасинцы и горные моторы за­нимались домашним оленевод-ством, охотой на пушного зверя.

Слайд 15

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


На севере местные, жители сооружали

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» На севере местные, жители сооружали конические
конические
чумы из 30—50 шестов, покрытых шкурами оленей
или кусками вываренной бересты. В южных районах
края самодийцы жили в полуземлянках и землянках,
покры­тых хвойными ветками и дерном. Одежду
шили из олень­их шкур. Обувью служили высокие
меховые сапоги.

Слайд 16

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Самодийцы, как и эвенки, верили

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Самодийцы, как и эвенки, верили в
в силу шаманов. Шаман - считался избранником духов и якобы мог общаться с ними. Шаманы лечили больных, пред-сказывали людям будущее. У шамана был костюм с подвеска­ми («духами»), бубен, деревянная коло-
тушка для ударов по бубну.

Слайд 17

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Тунгусы, так называли в XVII

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Тунгусы, так называли в XVII веке
веке предков
современных эвенков и эвенов, входящих в
тунгусо-маньчжурскую языковую группу, появились
в таежных районах края, возможно, еще в период
новокаменного века. На протяжении нескольких тыся-челетий складывалась культура, хозяйство, современный антро-пологический вид народа.

Тунгусская группа

Слайд 18

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»

Эвенки к приходу русских освоили почти

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Эвенки к приходу русских освоили почти
всю сибирскую тайгу от Енисея до Охотского побережья. На территории края эвенки жили в центральной и северной таежной зоне. Почти все реки в бассейне Подкаменной и Нижней Тунгусок имеют эвенкий-ские названия.

Слайд 19

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»


Охота, рыбная ловля; оленеводство —

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Охота, рыбная ловля; оленеводство — основные
основные виды хозяйства у эвенков. Охотились эвенки преимущественно в одиночку, реже группой до 3—4 человек. Охота была на оленя, лося, медведя и др. Пушнину добывали попутно. Эвенки, сопри-касающиеся по рекам Ангаре и Уде с бурятами, занимались в основном пушным промыслом.

Слайд 20

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»

Эвенки шили одежду из шкур оленей,

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Эвенки шили одежду из шкур оленей,
лосей, пуш-ных зверей. Праздничная одежда украшалась орна-ментом из кусочков меха или костяными бусинками.

Эвенки, живущие по соседству с якутами на востоке, были умелыми кузнецами - ювелирами.

Слайд 21

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.»

Эвенки вели бродячий образ жизни, передвигались

«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв.» Эвенки вели бродячий образ жизни, передвигались
на оленях и пешком. Жили в конусообразных легких чумах летом, зимой - в полуземлянках. Они сохра-нили прочные патриархально-родовые отношения. Старейшины рода должны были подчиняться родо-вому или племенному собранию.

Слайд 22

Вывод:


«Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв»


К приходу русских некогда

Вывод: «Народы Приенисейского края в XIII-XVI вв» К приходу русских некогда крупное
крупное госу-
дарство распалось на четыре княжества. Были утра-
чены многие достижения культуры, плужное земле-
делие. Основным занятием хакасов было полукочевое
скотоводство.
Кеты, эвенки, самодийцы занимались пушным промыслом, охотой, рыбной ловлей и оленеводством. У некоторых племен только началось разложение родовых отношений.
Все население центральной и северной части края было шаманистами: верили в духов, одушевляли явления природы, леса, зверей.