Презентация на тему Якуты

Содержание

Слайд 2

Якуты

Якуты – тюркский народ, который пришел в край вечной мерзлоты в

Якуты Якуты – тюркский народ, который пришел в край вечной мерзлоты в
восьмом веке. Они мигрировали несколькими волнами с Прибайкалья. Якутами их назвали русские, но сам народ помнит свое древнее имя Саха. Саха значит белый, солнечный, наверное, поэтому якуты называют себя детьми Белого солнца.

Слайд 3

Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их жизни и быта: «Стужу

Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их жизни и быта: «Стужу и
и голод якуты могут переносить, как ни один другой народ. Ночуя под открытым небом при 46-градусном морозе, они разводят костер и преспокойно укладываются спать. Якут с младенчества приучен к холоду. Новорожденных детей якуты по нескольку раз в день натирают снегом, и те, которые от этой операции не умирают, становятся в высшей степени крепкими и выносливыми.

Якуты– народ, проживающий в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюя и Индигирки,– очень неприхотливы, выносливы и организованны.

Слайд 4

Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями.

Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями.
Якуты, бесспорно, самые даровитые из всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы»
Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.

Слайд 6

Большинство учёных полагает, что в VIII—XII веках н.э. якуты несколькими волнами мигрировали

Большинство учёных полагает, что в VIII—XII веках н.э. якуты несколькими волнами мигрировали
из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших здесь ранее.

История и происхождение народа

Слайд 7

Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого

Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого
скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Слайд 8

Включение якутов в состав Русского государства в 1620-1630-е годы ускорило их социально-экономическое

Включение якутов в состав Русского государства в 1620-1630-е годы ускорило их социально-экономическое
и культурное развитие. В XVII – XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. О Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялся и шаманизм

Слайд 9

Якутская свадьба

Якутская свадьба

Слайд 10

Весенне-летний кумысный праздник Ысыах

Весенне-летний кумысный праздник Ысыах

Слайд 11

Национальная кухня

Национальная кухня

Слайд 14

Национальные жилища

Балаган (юрта)- зимнее жилище

Национальные жилища Балаган (юрта)- зимнее жилище

Слайд 16

летняя разборная ураса

летняя разборная ураса

Слайд 17

Национальный костюм

Национальный костюм

Слайд 18

Традиционная мужская и женская одежда — короткие кожанные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожан.

Традиционная мужская и женская одежда — короткие кожанные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожан.
ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой — меховой, летом — из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых — с серебряными и медными бляшками.

Слайд 19

Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном

Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном
и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения.

Слайд 20

Обувь — зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу

Обувь — зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу
(этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин — с аппликацией, длинные меховые чулки.

Слайд 23

Новгородов, Семен Андреевич
[1892—1924] — якутский писатель, лингвист. Окончил Ленинградский институт восточных

Новгородов, Семен Андреевич [1892—1924] — якутский писатель, лингвист. Окончил Ленинградский институт восточных
языков. После нескольких лет работы по созданию национальной транскрипции получил в 1920 командировку в Ленинград, где им под руководством Академии наук окончательно разработана латинизированная якутская транскрипция и напечатан первый букварь. В течение восьми лет она была величайшим орудием культурной революции среди трудящихся масс неграмотной, отсталой Якутии.

Слайд 24

Фёдор Матвеечич Охлопков
Родился 3 марта 1908 года в селе Крест-Хальджай ныне Томпонского

Фёдор Матвеечич Охлопков Родился 3 марта 1908 года в селе Крест-Хальджай ныне
улуса Якутии. Якут. Работал механизатором . В Красной Армии с сентября 1941 года. С 12 декабря того же года на фронте. Был пулемётчиком, командиром отделения роты автоматчиков 1243-го стрелкового полка 375-й дивизии 30-й армии, а с октября 1942 года — снайпером 234-го стрелкового полка 179-й дивизии. К 23 июня 1944 года сержант Охлопков уничтожил из снайперской винтовки 429 гитлеровских солдат и офицеров. Был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, но командир 1-го стрелкового корпуса понизил статус награды до ордена Красного Знамени. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Фёдору Матвеевичу Охлопкову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года.

Слайд 25

Михаил Архипович Скрябин
(родился 28 декабря 1946года, с. 2-й Жемкон, Хангаласский улус,

Михаил Архипович Скрябин (родился 28 декабря 1946года, с. 2-й Жемкон, Хангаласский улус,
Якутия, СССР)— российский актёр театра и кино. В 1974г. окончил третью актерскую якутскую студию ВТУ им М.С. Щепкина при Малом Театре России (курс М. Гладкова). Служил в Нюрбинском передвижном Драматическом театре Республики Саха. С 1992г.— актер Саха академического театра им. П.А.Ойунского.
За роль в фильме «Кочегар» был номинирован на премию Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».Скончался 6 мая 2011 года на 65-м году жизни.

Слайд 26

Культура. Фольклор

В якутском фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом

Культура. Фольклор В якутском фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом
особыми сказителями (олонхосут) при боль¬шом стечении народа. Были популярны и другие жанры: исторические предания, сказки (особенно о животных), пословицы, песни, своеобразные скороговорки.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), трехструнная смычковая лютня, духовые флейты, различные ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, различные игровые танцы и др.

Слайд 27

Хомус- народный якутский инструмент

Хомус- народный якутский инструмент