Художественная культура Древней Индии: верность традиции. Мировая художественная культура

Содержание

Слайд 2

Из буддийского канона «Трипитака»

Те, что видимы, и те, что незримы,
Те, что живут

Из буддийского канона «Трипитака» Те, что видимы, и те, что незримы, Те,
далеко,
и те, что близко,
Те, что уже родились,
и те, что родятся,
Пусть все существа счастливы будут!

Слайд 3

Триединство богов в индуизме

Брахма
творец вселенной и всего сущего

Шива
разрушитель и созидатель

Вишну
бог-хранитель и

Триединство богов в индуизме Брахма творец вселенной и всего сущего Шива разрушитель
защитник людей

Слайд 4

Индия в I тысячелетии до н.э

В Индии складываются новые крупные города, расцветают

Индия в I тысячелетии до н.э В Индии складываются новые крупные города,
ремесла, строятся дворцы и храмы.
Широкое распространение получил брахманизм – учение о духовном познании мира. В основе лежал закон кармы.
Карма– сумма совершенных за жизнь поступков, обеспечивающих перевоплощение (новое рождение) души человека.

Слайд 5

Индийский эпос – «Махабхарата»

В основе достоверные исторические сведения, политические взгляды, религиозные и

Индийский эпос – «Махабхарата» В основе достоверные исторические сведения, политические взгляды, религиозные
философские суждения.
В центре – война между народами: ландавы и кауравы.
Особенность: на историческом фоне герои решают проблемы выбора между добром и злом, честью и бесчестием, любовью к родине и предательством.
«В том мире, где царит гнев, откуда быть месту жизни?»

Слайд 6

Индийский эпос – «Рамаяна»

Эпическая поэма рассказывает о походе царя Рамы на остров

Индийский эпос – «Рамаяна» Эпическая поэма рассказывает о походе царя Рамы на
Ланку (современный Цейлон). Рама странствует в поисках жены Ситы, которую похитил владыка демонов Равана.
Центральная тема поэмы- разлука любящих.

Слайд 7

Буддизм

Будда значит «просветленный».
Основные идеи буддизма: непричинение зла, честный и чистый образ жизни,

Буддизм Будда значит «просветленный». Основные идеи буддизма: непричинение зла, честный и чистый
самовоспитание.
Наградой за праведную жизнь будет нирвана – состояние покоя, высшее блаженство, после которого перерождения души уже не будет.
«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она»

Гаутама Шакьямуни
(623 – 524 г. до н.э)

Слайд 8

Заповеди Будды

Кто пред отцом и матерью свой долг
Исправно исполняет в мире

Заповеди Будды Кто пред отцом и матерью свой долг Исправно исполняет в
этом,
Кто старших в роде чтит, кто к старикам
С учтивым обращается приветом,
Кто вообще приветлив и учтив,
Правдив и избегает слов облыжных,
Кто в жизни никогда не сочинял доносов на друзей своих и ближних,
Кто в силах гневный сдерживать порыв и подавить желаний хаос дикий,-
Лишь тот велик, его лишь вознесут
Премудрые небесные владыки.

Слайд 9

Ступа – памятник буддизма

Ступа – мемориальное сооружение, где хранились останки Будды.
Форма ступы

Ступа – памятник буддизма Ступа – мемориальное сооружение, где хранились останки Будды.
– олицетворение модели мира, находящегося под защитой Будды.
Куполообразные сооружения из камня и кирпича. Купол – символ небосвода.
Шпиль из драгоценного металла – символ священной горы Меру как центра Вселенной.
Три каменных зонта – небесные ярусы, расположенные друг над другом.
Стержень, пронизывающий ступу, символизирует ось мироздания.

Самая известная ступа в Центральной Индии (III-Iв. до н.э)

Слайд 10

Кушанская эпоха (I-III в. н.э.)

На северных территориях Индии возникло мощное государство Кушан.

Кушанская эпоха (I-III в. н.э.) На северных территориях Индии возникло мощное государство

Центрами развития наук и искусств становятся буддийские монастыри.
Сложился пластический образ Будды. Это идеально сложенный человек с красивым лицом, находящийся в состоянии вечного покоя.
Оказала влияние древнегреческая скульптура, т.к. после завоеваний Александра Македонского в Индии жили греки.

Круглое пятно на лбу олицетворяет глаз мудрости, длинные мочки ушей и миндалевидные глаза говорят об избранности происхождения Будды.

Слайд 11

Золотой век культуры Древней Индии - IV-V вв.

Искусство стало более поэтичным и

Золотой век культуры Древней Индии - IV-V вв. Искусство стало более поэтичным
выразительным.
Самое яркое явление – пещерные храмы в Аджанте. Пещеры вырубались в толще скал.

Слайд 12

Музыкальное искусство

Соединение танца и музыки помогало отобразить законы Вселенной.
Сангит – единство пения,

Музыкальное искусство Соединение танца и музыки помогало отобразить законы Вселенной. Сангит –
музыкального сопровождения и танца. Каждое движение выражало особое чувство от холодности до пламенной страсти и готовности к бою.

«Катахали» - музыкальная пантомима. В ее исполнении участвуют 12 танцоров, 2 певца-рассказчика и небольшой оркестр ударных инструментов
(гонг и барабаны). Существовал особый словарь ручных жестов, передающих мельчайшие подробности действия.

Слайд 13

Колонизация Индии

В 13 веке север Индии был порабощен мусульманами, на ее территории

Колонизация Индии В 13 веке север Индии был порабощен мусульманами, на ее
образовалось мусульманское государство – Делийский султанат.
Отсюда –индо-исламский стиль в искусстве.
Эпоха Великих Моголов (16-17 век). Памятник эпохи – мавзолей Тадж-Махал.
В 18 веке произошла колонизация Индии англичанами, начался новый этап в жизни страны.

Слайд 14

Мавзолей Тадж-Махал (1632-1650)

Правитель Шах-Джехан создал мавзолей в память о любимой жене. «Тадж»

Мавзолей Тадж-Махал (1632-1650) Правитель Шах-Джехан создал мавзолей в память о любимой жене.
означает «венец», «махал» – «дворец».
Благодаря уникальному мрамору мавзолей на протяжении дня выглядит по-разному: днём усыпальница белого цвета, на рассвете – розовая, а в лунную ночь становится серебристой.

Слайд 15

Русская Индия

Н.А.Римский-Корсаков
Опера «Садко»
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин

Русская Индия Н.А.Римский-Корсаков Опера «Садко» Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не
в море полуденном
В далекой Индии чудес.
(Песня индийского гостя)

Слайд 16

Русская Индия

Поэт
Николай Гумилев
Из стихотворения «Завещание»

Пусть высоко на розовой влаге Вечереющих

Русская Индия Поэт Николай Гумилев Из стихотворения «Завещание» Пусть высоко на розовой
горных озер Молодые и строгие маги Кипарисовый сложат костер…
И свирель тишину опечалит, И серебряный гонг заревет, В час, когда задрожит и отчалит Огневеющий траурный плот… И пока к пустоте или раю Необорный не бросит меня, Я еще один раз отпылаю Упоительной жизнью огня.

Слайд 17

Русская Индия

Николай Константинович Рерих

Русская Индия Николай Константинович Рерих

Слайд 18

Русская Индия

Художник
Николай Рерих

Русская Индия Художник Николай Рерих

Слайд 19

Русская Индия

Святослав Николаевич Рерих

Девика Рани Рерих –
жена художника

Русская Индия Святослав Николаевич Рерих Девика Рани Рерих – жена художника

Слайд 20

Дацан – буддистский храм

Буддийский храм
в Санкт-Петербурге – действующий собор российской ветви

Дацан – буддистский храм Буддийский храм в Санкт-Петербурге – действующий собор российской
буддизма, архитектурно-исторический памятник, входящий в список культурного наследия нашей страны.
По-тибетски этот храм называется
«Дацан Гунзэчойнэй»,
что означает
«Источник учения Владыки-Отшельника».
Имя файла: Художественная-культура-Древней-Индии:-верность-традиции.-Мировая-художественная-культура.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0