Слайд 2Искусство
Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим
стилям, однако все эти классификации носят условный характер. Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство
Слайд 3Кельтское искусство
В понятие «кельтское искусство» включены мотивы, заимствование которых исходит из самых
разных источников. Кельтские мастера и художники сумели соединить их в единое целое, создавая на их основе сложные и необыкновенно утонченные предметы быта, украшения и предметы церковного обихода, ставшие настоящими произведениями искусства. Некоторые из них были выполнены из камня, большое количество узоров присутствует на изделиях из кожи, кости и дерева. Особенно полно мастерство кельтских художников раскрылось в работах по металлу, именно в них оно достигло полного расцвет
Слайд 5Раннехристианское искусство
Церковь начала использовать искусство намного позже официального признания христианства. Церковь
начала использовать искусство намного позже официального признания христианства. Раннехристианские общины изображением своих религиозных сюжетов особенно не интересовались, поэтому использовали языческие мотивы, лишь бы была возможность наполнить их аллегорическим значением, намекнуть на тайный смысл, или же использовали символы-криптограммы.
Слайд 6Императрица Феодора, мозаика в Сан-Витале.
Слайд 7Романское искусство
Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике, включающей Деисуса, Страшный
суд и сцены из жизни Христа. В иллюминированных рукописях, среди которых наиболее богато украшенными произведениями этого периода были библия и псалтырь, лучше всего можно увидеть, как менялись изображения на этих сценах.
Слайд 8«Страница Моргана» из Винчестерской Библии 1160-75 гг. Сцены из жизни Давида.
Слайд 9Архитектура
Архитектура средневековья включает также и Романский стиль, который ознаменовал конец раннего средневековья.
Это направление стало первым общеевропейским стилем во всей архитектуре того времени. В средние века он зародился примерно в одно и то же время в ряде стран, поэтому быстро и широко распространился, увлекая всю Европу. Для этого периода характерны огромные замки-крепости с высокими башнями, в которых были окна-бойницы, а также церкви и монастыри. Каждый зал церкви представлял собою гармоничную и законченную композицию. Каменные толстые стены были прорезаны многочисленными арками и аркадами, что напоминала о минувших традициях классической римской архитектуры.
Слайд 10Дороманский стиль
Основной темой в течение этого периода был процесс смещения и
поглощения классических средиземноморских и христианских форм германскими, создание на их основе интересных новых форм, что в результате привело к началу периода романского искусства в XI веке. В частности, в строительстве церквей появилось много новых форм, которые в период романского стиля и готики стали стандартами, например клуатр, «ложное» и «настоящее» средокрестие, два вида крестопоклонной, вестверк, церковные башни.
На линии развития средневекового искусства дороманскому искусству предшествовало искусство периода миграций «варварских» народов: гиберно-саксонское Британских островов и преимущественно меровингское искусство континентальной Европы.
Слайд 11Вестверк аббатства Корвей, Германия
Слайд 12Романский стиль
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским
комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующих над местностью
Слайд 14Готический сттиль
Завершает свое правления архитектура средневековья Готическим направлением. Готическая архитектура средневековья зародилась во
Франции XII века. Первоначально понятие «готика» относилось исключительно к архитектуре. Главными элементами в архитектуре того времени стали: стрельчатые арки, крестовые своды, арочные контрфорсы, а также ажурные декоративные элементы на окнах. Готическая архитектура средневековья применяла изобретения, которые применялись и в других направлениях и стилях архитектуры Средневековья. Однако их комбинация дала жизнь совершенно новому типу зданий. Ярким примером и по сей день считается аббатство Сен-Дени в районе Парижа.