Искусство искусства Древнего Египта эпохи Нового царства

Содержание

Слайд 2

Искусство Нового царства
(XVI –XII вв. до н. э.)
и позднего периода
(XI

Искусство Нового царства (XVI –XII вв. до н. э.) и позднего периода
в. -332 г. до н.э.)

Слайд 4

Эпоха Нового царства

Грандиозное храмовое
строительство
Большая подвижность фигур;
лирические мотивы
в росписях и

Эпоха Нового царства Грандиозное храмовое строительство Большая подвижность фигур; лирические мотивы в
рельефах
Роскошь в сочетании
с изысканной утонченностью,
стремление к изяществу

Особенности:

Слайд 5

Новое царство – самый противоречивый, динамичный, богатый событиями период культуры Древнего

Новое царство – самый противоречивый, динамичный, богатый событиями период культуры Древнего Египта.
Египта.
Обострилась борьба за власть;
появились необычные личности, в частности, единственная в истории женщина-фараон царица Хатшепсут;
фараоном Аменхотепом IV была проведена религиозная реформа и выстроена новая столица;
Египет вёл завоевательные войны.

Слайд 6

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы – «дома» богов.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы – «дома» богов.

Слайд 7

В архитектуре появился новый тип культового сооружения – наземные храмовые комплексы,

В архитектуре появился новый тип культового сооружения – наземные храмовые комплексы, посвящённые
посвящённые солнечному богу Амону.
Это комплексы в Карнаке и Луксоре. Они занимали значительную территорию и строились на протяжении длительного времени: каждый фараон, придя к власти, пристраивал свою часть к уже существующим.

Слайд 9

Храмовый комплекс
в Карнаке

Храмовый комплекс в Карнаке

Слайд 10

Храмовый комплекс в Карнаке

Храмовый комплекс в Карнаке

Слайд 11

Оба комплекса имели осевую планировку и были рассчитаны на движение торжественных

Оба комплекса имели осевую планировку и были рассчитаны на движение торжественных процессий.
процессий.
От берега Нила процессия сначала двигалась по аллее, окружённой рядами сфинксов с бараньими головами, священных животных бога Амона.
Далее начинались постройки самого храмового комплекса. По единой оси чередовались пилоны (пилоны – массивная стена с входным отверстием, подобие ворот), открытые дворы (дворы, по периметру окружённые колоннадами), гипостильные залы (гипостильный – это зал, заполненный гигантскими колоннами).
Постепенно сооружение уменьшалось, а пространство суживалось. Святилище, бывшее целью пути процессии, представляло собой тесное, слабо освещённое помещение, туда допускались только жрецы и правители.

Слайд 12

Храмовый комплекс в Карнаке

Храмовый комплекс в Карнаке

Слайд 13

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40 сфинксов с телом

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40 сфинксов с телом льва и головой барана
льва и головой барана

Слайд 15

Храмовый комплекс в Луксоре

Храмовый комплекс в Луксоре

Слайд 16

Храмовый комплекс в Луксоре: аллея бараньеголовых сфинксов (символов бога Амона)

Храмовый комплекс в Луксоре: аллея бараньеголовых сфинксов (символов бога Амона)

Слайд 17

Один из входов выходит в гипостильный зал (от греч. хипостилос –

Один из входов выходит в гипостильный зал (от греч. хипостилос – поддерживаемый
поддерживаемый колоннами).
В нем более 130 колонн образуют 16 рядов.

Слайд 18

Храмовый комплекс в Луксоре: гипостильный зал

Храмовый комплекс в Луксоре: гипостильный зал

Слайд 19

В середине периода Нового царства фараон Аменхотеп IV провёл религиозную реформу,

В середине периода Нового царства фараон Аменхотеп IV провёл религиозную реформу, которая
которая заключалась в переходе от политеизма (многобожия) к монотеизму (единобожию).
Единственным богом был объявлен Атон, видимый на небе солнечный диск. Реформа ограничивала власть жрецов бога Амона. Теперь жрецы были не нужны, как и грандиозные храмовые комплексы.
Местом почитания Атона стали обычные дворы или площади, с которых было хорошо видно солнце. Бог Атон и изображался как солнце, осеняющее подданных своими руками-лучами и дарующее жизнь.

Слайд 20

Фараон Аменхотеп IV принял новое имя – Эхнатон (любимец Атона). На

Фараон Аменхотеп IV принял новое имя – Эхнатон (любимец Атона). На берегу
берегу Нила, в совершенно новом, прежде не застроенном месте, Эхнатон основал новую столицу Ахетатон (небосклон Атона), куда переехал вместе с семьёй и двором.
Город был построен очень быстро, за несколько лет. Его планировка была регулярной: вдоль Нила шли широкие прямые улицы, они пересекались более узкими перпендикулярными и образовывали прямоугольные кварталы.
Каждую такую группу кварталов населяли представители одного сословия или одной профессии.
Ахетатон находился неподалёку от современной арабской деревни Тель-эль-Амарна, поэтому весь период религиозной реформы получил название периода Амарны.

Слайд 21

Изобразительное искусство периода Амарны имело свои особенности.
Скульпторы и художники

Изобразительное искусство периода Амарны имело свои особенности. Скульпторы и художники не только
не только отказались от идеализации облика фараона, но, напротив, подчёркивали и усиливали характерные индивидуальные черты.
Эхнатон был очень высок ростом, худ, сутул, имел длинные конечности и вытянутое лицо. Все эти качества, ещё и преувеличенные, мы видим на его портретах, выполненных как в круглой скульптуре, так и в рельефе.

Слайд 22

Портреты фараона Эхнатона. Заострение характерных черт

Портреты фараона Эхнатона. Заострение характерных черт

Слайд 23

Фараон Эхнатон поклоняется Атону. Техника врезанного рельефа

Фараон Эхнатон поклоняется Атону. Техника врезанного рельефа

Слайд 24

Эхнатон всемерно стремился подчеркнуть свой разрыв с традициями прошлого, строгое соблюдение

Эхнатон всемерно стремился подчеркнуть свой разрыв с традициями прошлого, строгое соблюдение которых
которых всегда являлось в руках господствующей верхушки мощным средством воздействия на народные массы. Так, он приказал и официальные надписи, и художественную литературу, и даже гимны новому богу писать современным разговорным языком, на котором говорил народ, а не устарелым книжным, на котором писали до него.

Колосс Аменхотепа IV (Эхнатона)
из Карнака

Слайд 25

Гипсовая маска Эхнатона
из мастерской скульптора Тутмеса

Голова фараона Эхнатона.
XVIII династия.

Гипсовая маска Эхнатона из мастерской скульптора Тутмеса Голова фараона Эхнатона. XVIII династия.

Слайд 26

Супругой фараона Эхнатона была знаменитая своей красотой царица Нефертити.
Сохранилось

Супругой фараона Эхнатона была знаменитая своей красотой царица Нефертити. Сохранилось немало её
немало её портретных изображений. Один из самых известных – портрет Нефертити в голубой тиаре (короне).
Однако, когда Нефертити переступила порог зрелости, даже её. Красивейшую из женщин, скульптор Амарны изображает подчёркнуто правдиво: с морщинами в уголках рта, с опустившимися плечами.

Слайд 27

Новое царство: портрет царицы Нефертити

Новое царство: портрет царицы Нефертити

Слайд 28

Портрет пожилой Нефертити

Портрет пожилой Нефертити

Слайд 29

Найденные при раскопках Ахетатона мастерские скульпторов дали очень ценный материал для

Найденные при раскопках Ахетатона мастерские скульпторов дали очень ценный материал для выяснения
выяснения методов их работы.
Незаконченные скульптуры и особенно гипсовые маски, снятые не только с умерших, но и с живых людей, показали, как упорно работали такие мастера, как знаменитый начальник скульпторов Тутмес, в мастерской которого были найдены некоторые из упомянутых выше портретов, или неизвестный гениальный скульптор, создавший чудесный портрет царицы в высокой тиаре

Слайд 30

Нефертити

Голова царицы Нефертити
из мастерской скульптора Тутмеса

Нефертити Голова царицы Нефертити из мастерской скульптора Тутмеса

Слайд 31

Портрет Нефертити в голубой тиаре

Портрет Нефертити в голубой тиаре

Слайд 32

Скульпторы и художники эпохи Амарны виртуозно умели передавать изысканные детали, например,

Скульпторы и художники эпохи Амарны виртуозно умели передавать изысканные детали, например, изображать
изображать в камне полупрозрачные плиссированные ткани.
В скульптуру приходят взгляд и жест. Фараон и его жена не только властители: они показаны в окружении любимых дочерей. Нежность и ласка, грусть расставания, прикосновение, говорящее о глубине чувств – вот темы и мотивы, свойственные для художников Амарны.

Слайд 33

Голова старшей дочери Эхнатона Меритатон. Песчаник Берлинский музей

Голова дочери Эхнатона.
Известняк

Голова старшей дочери Эхнатона Меритатон. Песчаник Берлинский музей Голова дочери Эхнатона. Известняк

Слайд 34

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити (14 в до н.э.)

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити (14 в до н.э.)

Слайд 35

Изменилась не только форма памятников, но и их содержание.
В амарнском

Изменилась не только форма памятников, но и их содержание. В амарнском искусстве
искусстве впервые появились изображения египетского царя в повседневной жизни.
Рельефы, высеченные на стенах амарнских гробниц придворных Эхнатона, показывают царя на улице — в носилках или на колеснице, во дворце — за обедом или в узком семейном кругу, награждающим вельмож или принимающим дань от покоренных народов. Впервые всюду вместе с фараоном изображена его семья, причем явно подчеркивается нежная любовь, связывающая членов этой семьи. Важно и стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят все события; никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества и разнообразия изображений садов, домов, дворцов, храмов.

Слайд 36

Рельеф эпохи Амарны: Эхнатон и Нефертити с любимыми дочерьми

Рельеф эпохи Амарны: Эхнатон и Нефертити с любимыми дочерьми

Слайд 37

Отмеченные на скульптурах Ахетатона последовательные изменения стиля одновременно наблюдаются и на

Отмеченные на скульптурах Ахетатона последовательные изменения стиля одновременно наблюдаются и на рельефах
рельефах более поздних амарнских гробниц.
Аналогичным образом развивалось и художественное ремесло, где с небывалым разнообразием использовались реалистически переданные растительные и животные мотивы и особенное внимание уделялось богатству расцветки изделий, в частности, предметов из фаянса и стекла.

Сосуд в форме рыбы
из Ахетатона
(Эль-Амарны)

Слайд 38

Эхнатон правил около 17 лет. После его смерти был восстановлен культ

Эхнатон правил около 17 лет. После его смерти был восстановлен культ Амона-Ра,
Амона-Ра, власть перешла к мужу его старшей дочери юному фараону Тутанхамону. Фараон Тутанхамон вновь перенес столицу в Фивы.
Религиозная реформа была предана забвению, Ахетатон покинут, жрецы Амона вернули свою власть – и в имени Тутанхамона звучало напоминание о возвращённом боге.

Слайд 39

Тутанхамон – один из самых известных египетских фараонов, но не потому,

Тутанхамон – один из самых известных египетских фараонов, но не потому, что
что он совершил какие-либо исторические деяния: фараон умер девятнадцатилетним, для подвигов у него было слишком мало времени.
Именно его гробница была найдена Г.Картером. Это позволило составить представление об архитектуре гробницы периода Нового царства и о наборе предметов, сопровождающих умершего в иной мир.

Слайд 40

В 1922 году В Долине Царей была найдена могила Тутанхамона.
Её нашли

В 1922 году В Долине Царей была найдена могила Тутанхамона. Её нашли
археолог Говард Картер и лорд Корнавон.

Слайд 41

Говард Картер и лорд Корнавон. Говард Картер

Говард Картер и лорд Корнавон. Говард Картер

Слайд 42

Гробница фараона Тутанхамона: такой её увидел Г.Картер

Гробница фараона Тутанхамона: такой её увидел Г.Картер

Слайд 43

Гробница состояла из трёх основных помещений.
В первом хранились предметы мебели

Гробница состояла из трёх основных помещений. В первом хранились предметы мебели (ложа,
(ложа, троны) и колесницы. Дальше находилась погребальная камера, где в нескольких вложенных друг в друга саркофагах покоилось набальзамированное тело Тутанхамона.
Лицо его было покрыто золотой маской, имеющей портретные черты.
Третьим было помещение сокровищницы. Там, помимо драгоценностей, находился большой ларец с канопами – сосудами, содержащими вынутые при бальзамировании внутренние органы.
Вход в сокровищницу охраняла статуя Анубиса – бога врачевания и бальзамирования, изображавшегося в виде шакала.

Слайд 45

Помещение усыпальницы из гробницы Тутанхамона

Помещение усыпальницы из гробницы Тутанхамона

Слайд 46

Саркофаг фараона Тутанхамона

Саркофаг фараона Тутанхамона

Слайд 47

Золотая маска фараона Тутанхамона

Золотая маска фараона Тутанхамона

Слайд 48

Изображение Анубиса и сосуды-канопы из гробницы Тутанхамона

Изображение Анубиса и сосуды-канопы из гробницы Тутанхамона

Слайд 49

Деревянная позолоченная статуэтка богини, охраняющей саркофаг Тутанхамона.

Деревянная позолоченная статуэтка богини, охраняющей саркофаг Тутанхамона.

Слайд 50

Все предметы из гробницы Тутанхамона исполнены с высочайшим мастерством. Они близки

Все предметы из гробницы Тутанхамона исполнены с высочайшим мастерством. Они близки стилю
стилю эпохи Амарны и характеризуются изяществом и утончённостью.
Эта могила была разграблена не полностью, поэтому там были найдены многочисленные сокровища.

Слайд 51

Предметы мебели из гробницы Тутанхамона

Предметы мебели из гробницы Тутанхамона

Слайд 52

Замечательные разнообразные по материалам и технике ларцы, в том числе ларец,

Замечательные разнообразные по материалам и технике ларцы, в том числе ларец, покрытый
покрытый полными бурного движения росписями, великолепные алебастровые сосуды разнообразной формы, причудливая мебель — целый мир прекрасных творений, созданных высоким мастерством и безупречным вкусом.

Расписной ларец. Тутанхамон на колеснице

Слайд 53

Тутанхамон с женой
в саду.
Рельеф на крышке ларца.

Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца.

Слайд 54

Ювелирные изделия
из гробницы Тутанхамона

Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона

Слайд 55

Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона

Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона

Слайд 59

Кровать Тутанхамона
с фигурами богини Хатор

Кровать Тутанхамона с фигурами богини Хатор

Слайд 60

Живопись обогатилась сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Появились изображения в фас.

«Музыкантки и

Живопись обогатилась сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Появились изображения в фас. «Музыкантки и танцовщицы»
танцовщицы»

Слайд 61

Заросли с летящими утками. Фрагмент росписи из дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII

Заросли с летящими утками. Фрагмент росписи из дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII
династия.
Начало 14 в. до н. э. Берлин.

Слайд 62

Одним из последних великих фараонов и великих строителей Древнего Египта был

Одним из последних великих фараонов и великих строителей Древнего Египта был Рамзес
Рамзес II.
Главная его постройка – скальный храм в Абу-Симбеле. Это грандиозное сооружение, полностью вырубленное в скале. Вход в него предваряют колоссы (колоссальные – огромные статуи) Рамзеса II высотою около 20 метров (выше 6-этажного дома).
Внутреннее пространство храма выстраивается по оси и постепенно сужается. В святилище, где находятся статуи четырёх богов, лишь раз в год на несколько минут проникает прямой солнечный луч. Всё остальное время помещение святилища сокрыто во мраке.

Слайд 63

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле

Слайд 64

Вход в храм Рамзеса II и фрагмент колоссальной статуи

Вход в храм Рамзеса II и фрагмент колоссальной статуи

Слайд 65

Внутреннее пространство храма Рамзеса II

Внутреннее пространство храма Рамзеса II

Слайд 66

Храм Рамзеса II и его святилище со статуями четырёх богов

Храм Рамзеса II и его святилище со статуями четырёх богов

Слайд 67

Остра́кон – рисунки на обломках

Древние художники тренировались на них в изображении, они

Остра́кон – рисунки на обломках Древние художники тренировались на них в изображении,
не каноничны.
Их делят на:
Рисунки-эскизы
Композиции для настенных росписей
Натурные зарисовки
Наглядные пособия

Слайд 68

Остракон приобретен Дж.Капартом в Луксоре в 1900, написан ручкой из тростника. Содержит

Остракон приобретен Дж.Капартом в Луксоре в 1900, написан ручкой из тростника. Содержит
квитанцию об уплате налога. Дата 40 г.н.э. Правление императора Августа.

Остра́кон или остра́к ( — глиняный черепок) — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца.
В Древнем Египте, ввиду своей доступности по сравнению с дорогими папирусами, глиняные черепки служили для записей, расчётов, квитанций и коротких писем. На остра́конах древние ученики выполняли школьные домашние задания.

Текст на остра́конах писали чернилами или выцарапывали. Были найдены целые архивы остра́конов .
Кроме того, остраконы – рисунки на обломках.
Древние художники тренировались
на них в изображении,
они не каноничны.

Слайд 73

Среди рисунков много комических. В них вместо людей действуют звери: лев

Среди рисунков много комических. В них вместо людей действуют звери: лев и
и газель играют в шахматы; осёл, лев, крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах и т.п.
Имя файла: Искусство-искусства-Древнего-Египта-эпохи-Нового-царства.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 1