Искусство Великого Новгорода. Конец 12–15 вв

Содержание

Слайд 2

Господин Великий Новгород на Волхове, Нижний Новгород на Волге, Новгород Северный на

Господин Великий Новгород на Волхове, Нижний Новгород на Волге, Новгород Северный на
Десне, Новгород Волынский на берегах Случи, Новогрудок(т.е Новый Городок) в Гродненской области. Вообще, Новгород - это новый город, и если поискать Новгороды за рубежом, то древнейший из известных нам Карфаген - у основателей-финикийцев Карт-Хадашат, что на их языке означало Новый город, позже римляне переделали непонятное им название в Картаго - Карфаген. Сюда же можно отнести Нойбург, Нойштадт, Ньютоун, Ньюборо, Нью-Йорк назван не прямо по маленькому английскому городку Йорку, а в честь одного из герцогов Йоркских, но всё же, Нью-Йорк - тоже"новый город". В Испании, Португалии, Италии - Вилланова, Вилла- Нуэва, во Франции Вилльнёв и Нёйвилль. Неаполь - "неа"-новый, "поль", "полис" -город.

Слайд 3

Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России.
Место призвания летописного Рюрика

Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России. Место призвания
и зарождения российской государственности.
В Средние века — центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Древнерусского и Русского государств.
При этом в 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси.
по отношению к Новгородской земле принято применять термин «Новгородская республика» (правительство последней использовало обозначение Господин Великий Новгород).

Слайд 4

Новгород не подвергся монгольскому нашествию; хотя он и платил дань Орде, но

Новгород не подвергся монгольскому нашествию; хотя он и платил дань Орде, но
сохранил уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода и был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII вв.
Новгород всегда был соперником Киева, смог добиться экономической и политической независимости от него, права самому поставлять князей на свой стол. Но соперничая, новгородские князья подражали киевским постройкам, киевскому укладу двора, киевскому великолепию, так почти в одно время оба города обносятся каменными стенами (Киев – 1037г., Новгород – 1044г.), в Новгороде строятся одноименные киевским храмы (Святой Софии, Благовещения, Илии).

Слайд 8

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

Слайд 9

Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре.

Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре.
Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги.
Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Так или иначе, это археологическое открытие перевернуло взгляд современных ученых на Древнюю Русь и, что куда важнее, позволило взглянуть на ее изнутри.

Слайд 10

1932 г. Археологические раскопки в Новгороде под руководством А.В. Арциховского.

1932 г. Археологические раскопки в Новгороде под руководством А.В. Арциховского.

Слайд 11

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических
раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице (именно так в средние века её называли), она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.

Слайд 12

Берестяная грамота № 419. Молитвеник

Берестяная грамота № 419. Молитвеник

Слайд 13

Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является

Берестяные грамоты имеют самое разное содержание. Так, например, грамота номер 155 является
запиской о суде, которая предписывает ответчику возместить истцу нанесенный ущерб в размере 12 гривен. Грамота номер 419 – молитвенная книжка. А вот грамота под номером 497 и вовсе была приглашением зятя Григория погостить в Новгород.
и в качестве объявлений. Так, например, грамота номер 876 содержит предупреждение о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы.
Ценность берестяных грамот состоит в том, что в подавляющем большинстве это бытовые письма, из которых можно очень много узнать о жизни новгородцев.

Слайд 14

Берестяная грамота, посвящённая теме сватовства.

Берестяная грамота, посвящённая теме сватовства.

Слайд 15

Археологические раскопки в Новгороде

Археологические раскопки в Новгороде

Слайд 16

характерные черты новгородской архитектуры:
использование местного камня-известняка,
простая планировка,
минимум декора,
замена мозаики

характерные черты новгородской архитектуры: использование местного камня-известняка, простая планировка, минимум декора, замена мозаики фресковыми росписями.
фресковыми росписями.

Слайд 17

Великий Новгород расположен на северо-западных землях Древней Руси, на берегу полноводной реки

Великий Новгород расположен на северо-западных землях Древней Руси, на берегу полноводной реки
Волхов, которая издавна разделила город на две части: 
Софийскую, где стоит детинец - кремль, а в нем древнейший храм Софии, давший имя этой стороне города,
и Торговую сторону, где находилась Торговая площадь: здесь много веков тому назад шумело знаменитое  Вече феодальной республики - "Господина Великого Новгорода".

Слайд 19

Уже в 1044 году в Великом Новгороде началось строительство каменных стен Детинца

Уже в 1044 году в Великом Новгороде началось строительство каменных стен Детинца
– кремля.

Детинец стоит на холме, расположенном над уровнем Волхова на высоте 10 м. Имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной стороны. Наружный периметр его стен 1487 м, наибольшая длина с севера на юг 565 м, ширина с запада на восток 220 м. Общая площадь внутри стен 12,1 га.

Слайд 20

В Древней Руси детинец служил центральным укреплением города.
Детинец - это часть

В Древней Руси детинец служил центральным укреплением города. Детинец - это часть
города, которая окружается стенами.
Детинец прикрывал резиденцию князя, а также двор управителя церкви.
Сооружение детинца - это стены, обнесенные башнями.
В XIV веке детинец стали называть "кремлем".

Слайд 26

Церковь Николы на Липне (1282),

Церковь Николы на Липне (1282),

Слайд 28

Монументальная живопись XI-XII вв

Монументальная живопись XI-XII вв

Слайд 29

Фреска на Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде Великом изображают святых

Фреска на Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде Великом изображают святых
равноапостольных императора Константина и мать его Елену. Они держат Крест, на котором был распят Иисус Христос (иллюстрируется обретение и воздвижение Креста Господня).

Слайд 30

Константин и Елена Фреска на Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде.

Константин и Елена Фреска на Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде.
1205

Характерная манера письма мастера иконы из Зверина монастыря может быть опознана в приемах исполнения композиции «Константин и Елена» на Мартирьевской паперти в Софии Новгородской. Как показывают последние технические исследования, это не фреска, а выполненная на очень тонком намете известкового грунта клеевая живопись. Первоначально она не имела того блеклого оттенка, который присущ ей ныне и делает возможным сравнивать по прозрачности цвета с легкой акварелью. Напротив, краски «были много ярче, тона насыщеннее», «придавали всей композиции празднично-торжественное, репрезентативное звучание». Последовательность работы красками во многом сходна с письмом иконы из Зверина монастыря и тоже «заканчивалась усилением рисунка черным. Так снова были прорисованы брови, спинка носа, линия между верхней и нижней губами, изгиб левой ноздри и зрачки. Были положены четыре мазка чистой киновари на левой щеке Елены»

Слайд 31

Равная по размерам иконе и помещенная на паперти, обращенной к площади, дабы

Равная по размерам иконе и помещенная на паперти, обращенной к площади, дабы
ее могли видеть многие горожане Новгорода, композиция «Константин и Елена», несомненно, была написана с многозначительной целью и в короткие сроки. Она напоминала о днях закладки и освящения собора, прославляла «новая Елено съ сыномъ Костянтиномъ», напоминала о возвращении Новгорода под власть владимирских великих князей, на путь «истинного хрестьянства»

Слайд 34

Фреска Николо-Дворищенского собора в Новгороде
Вскоре после постройки Никольского собора в 1116 году (во всяком

Фреска Николо-Дворищенского собора в Новгороде Вскоре после постройки Никольского собора в 1116
случае — во второй половине 1110-х годов) храм был расписан фресками. Их сохранилось совсем немного. В подцерковье — фрагменты «Страшного суда» и примыкающая к ним очень редкая композиция «Иов на гноище», а в центральной апсиде — три святителя.«Иов на гноище» сохранился не так плохо, в сравнении с другими новгородскими фресками XII столетия, если не считать отметин от пуль, оставленных, по официальной версии, фашистами, а по народной — большевиками.

Слайд 36

Роспись на пилоне южной паперти, изображающая императоров Константина и Елену

София Новгородская

Роспись на пилоне южной паперти, изображающая императоров Константина и Елену София Новгородская

Слайд 37

купол Софийского собора.

купол Софийского собора.

Слайд 41

Пророк Соломон. Фреска в Софийском соборе

Икона знамение
Пресвятой Богородицы

Пророк Соломон. Фреска в Софийском соборе Икона знамение Пресвятой Богородицы

Слайд 42

"В 1144 году епископ Нифонт велел расписать притворы. С этим сообщением принято связывать остатки

"В 1144 году епископ Нифонт велел расписать притворы. С этим сообщением принято
фресок в южной (Мартирьевской или уже упоминавшейся Золотой) паперти. Кроме великолепного Деисусного чина над гробницей архиепископа Мартирия (отсюда еще одно название галереи), в галерее частично уцелели сцены из жития Георгия."

Слайд 43

Пророк Исайя. Деталь. Фреска барабана Софии новгородской. 1052 г.

Пророк Соломон. Деталь. Фреска

Пророк Исайя. Деталь. Фреска барабана Софии новгородской. 1052 г. Пророк Соломон. Деталь.
барабана Софии новгородской. 1052 г.

Слайд 44

Церковь Благове́щения в Аркажа́х

Церковь Благове́щения в Аркажа́х

Слайд 45

Церковь Благовещения представляет из себя четырёхстолпную, однокупольную постройку. Выстроена с использованием известняковых

Церковь Благовещения представляет из себя четырёхстолпную, однокупольную постройку. Выстроена с использованием известняковых
плит, скрепленных цемянкой, и кирпича. От первоначального её облика сохранилась лишь нижняя половина. Своды, купол и верхние оконечности стен обвалились ещё в древности и были восстановлены в XVII веке. Первоначально фасады завершались полуциркульными закомарами, кровля была посводной. При восстановлении в XVII веке кровлю сделали восьмискатной. Три апсиды храма сохранились не на всю их первоначальную высоту. 

Слайд 47

Церковь Спаса на Нередице возведена в 1198 году

Церковь Спаса на Нередице возведена в 1198 году

Слайд 48

Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной

Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной
так потому, что она была не в ряду города, а за чертою Словенского конца»

Слайд 49

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен
из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. 

Слайд 51

Ветхий денми» (фото 1930-х годов)

Ветхий денми» (фото 1930-х годов)

Слайд 52

Святой Тимофей

«Пётр Александрийский»

Святой Тимофей «Пётр Александрийский»

Слайд 53

«Святители»

«Святители»

Слайд 54

«Князь Ярослав Всеволодович подносит Христу модель церкви»

«Князь Ярослав Всеволодович подносит Христу модель церкви»

Слайд 55

Часть стены со средневековыми граффити

Часть стены со средневековыми граффити

Слайд 56

ИКОНОПИСЬ НОВГОРОДА 11 – 12 вв

ИКОНОПИСЬ НОВГОРОДА 11 – 12 вв

Слайд 57

Ангел Златые власы

Ангел Златые власы

Слайд 59

Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона

Спас Нерукотворный Двусторонняя выносная икона

Слайд 60

Поклонение Кресту
Двусторонняя выносная икона

Поклонение Кресту Двусторонняя выносная икона

Слайд 61

Апостолы Петр и Павел

Самое раннее из известных нам русских произведений станковой живописи

Апостолы Петр и Павел Самое раннее из известных нам русских произведений станковой
— исполненная около середины XI века икона Петра и Павла (Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) (илл. 1). Апостолы представлены в рост, в центре наверху написана полуфигура Христа. Головы апостолов даны не в строгом фронтальном положении, а в трехчетвертном повороте. Павел держит книгу, в левой руке Петра длинное древко креста, свиток и три ключа. Плохое состояние сохранности лишает возможности делать выводы о стиле и авторе этой монументальной иконы, несомненно навеянной фресковыми изображениями. Ее большой размер говорит, скорее, за то, что икона написана непосредственно в Новгороде.

Слайд 62

Георгий

 В правой руке Георгий держит копье, левой он сжал висящий у бедра меч, из-за

Георгий В правой руке Георгий держит копье, левой он сжал висящий у
плеча виднеется круглый щит. Многочисленные утраты первоначальной живописи, восполненные позднейшими чинками, лишают возможности точно восстановить тип лица и детали воинского одеяния. Но силуэт фигуры и ее крепкие, скорее приземистые пропорции остались неизменными. Величавая фигура Георгия воплощает силу и воинскую доблесть, во многом перекликаясь с героическими образами древнерусских воинских повестей

Слайд 63

Вероятно, из Новгорода происходит и полуфигурная икона св. Георгия (илл. 3), возможно доставленная в Москву по приказу

Вероятно, из Новгорода происходит и полуфигурная икона св. Георгия (илл. 3), возможно
Ивана Грозного, когда он вывез из опального города большинство его святынь. Георгий держит в правой руке копье, а в левой — меч, который он выставляет напоказ, подобно драгоценной реликвии. Известно, что меч играл у славян совсем особую роль. Его рассматривали как своеобразную военную эмблему Руси и как символ власти, в частности княжеской власти. 

Слайд 64

Устюжское Благовещение

Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена

Устюжское Благовещение Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была
Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля.

Слайд 65

Богоматерь Умиление

Богоматерь Умиление

Слайд 66

Николай Чудотворец (поясной) с избранными святыми

Николай Чудотворец (поясной) с избранными святыми

Слайд 67

Иоанн Лествичник, Георгий, Власий

Иоанн Лествичник, Георгий, Власий

Слайд 69

Георгий с житием

Георгий с житием

Слайд 70

Богоматерь Белозерская

Из Спасо-Преображенского собора в Белозерске. Сохранность в целом хорошая. От первоначального серебряного фона

Богоматерь Белозерская Из Спасо-Преображенского собора в Белозерске. Сохранность в целом хорошая. От
почти ничего не осталось. Серебряные ассисты потускнели. В худшем состоянии находятся медальоны на нижнем поле. Синий цвет полей несколько видоизменен в позднейшее время. По своему иконографическому типу близка к знаменитой иконе Владимирской Богоматери. Медальоны на полях являются подражанием чеканным окладам, но серебро здесь заменено более дешевой живописью. Икона, скорее всего, была выполнена в Новгороде.