Ислам в Вятско-Камском регионе: XIX – начало XXI вв. Лекция 6.Часть 2

Содержание

Слайд 2

Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе

XIV – середина XVI вв. –

Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе XIV – середина XVI вв.
период независимых тюркских государств
середина XVI – конец XVIII вв. – эпоха абызов как неофициальных лидеров в период отсутствия общегосударственного статуса ислама
1788–1917 гг. – эпоха Оренбургского Магометанского духовного собрания

Слайд 3

Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе

1917–1980-е гг. – советский период –

Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе 1917–1980-е гг. – советский период
период борьбы с религиозными течениями, выступления мусульман против политики государства
1990-е гг. – настоящее время - современный период – возрождение мусульманской инфраструктуры

Слайд 4

Эпоха Оренбургского Магометанского духовного собрания (1788–1917 гг.)

конец XVIII в. – начало

Эпоха Оренбургского Магометанского духовного собрания (1788–1917 гг.) конец XVIII в. – начало
консолидации всех социальных слоев татаро-башкирского общества
оформление идеи единства народа как мусульман
1788 г. – образование Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС)

Слайд 5

Эпоха ОМДС (1788–1917 гг.)

увеличение количества мусульман в губернии
активизация общественно-политической жизни мусульман

Эпоха ОМДС (1788–1917 гг.) увеличение количества мусульман в губернии активизация общественно-политической жизни
Поволжья
усиление контроля государства за деятельностью мусульманского духовенства и конфессиональных школ

Слайд 6

Численность мусульман в Вятской губернии

1782 г. – около 13 000 чел.
1854

Численность мусульман в Вятской губернии 1782 г. – около 13 000 чел.
г. – 73 944 чел.
1870 г. – 100 173 чел.
1897 г. – 129 528 чел.
1910 г. – 177 831 чел.

Слайд 7

Мечеть г. Вятка. Начало XX в.

Мечеть г. Вятка. Начало XX в.

Слайд 8

Строительство мечетей (1788–1917 гг.)

количество мечетей изменялось поступательно в сторону увеличения
основные уезды

Строительство мечетей (1788–1917 гг.) количество мечетей изменялось поступательно в сторону увеличения основные
распространения ислама – Елабужский и Малмыжский уезды
cуществовал государственный контроль за постройкой мечетей

Слайд 9

Строительство мечетей (1788–1917 гг.)

ст. 1073 Уложения о наказаниях – наказание за

Строительство мечетей (1788–1917 гг.) ст. 1073 Уложения о наказаниях – наказание за
самовольную постройку мусульманских культовых зданий
Устав строительного Свода 1857 г. – строительство мечетей с согласия местных и губернских властей

Слайд 10

Строительство мечетей (1788–1917 гг.)

Указ, запрещающий строить мечети в деревнях с населением

Строительство мечетей (1788–1917 гг.) Указ, запрещающий строить мечети в деревнях с населением
менее 200 душ, действовал с 1756 г. до 1905 г.
ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ: мечеть не должна служить «соблазном в вере для христиан и новокрещен»

Слайд 11

Семья муллы из д. Карино Слободского уезда. Начало XX в.

Семья муллы из д. Карино Слободского уезда. Начало XX в.

Слайд 12

Подвеска – исламский амулет. Начало XX в. (д. Кестым Глазовского уезда Вятской губернии)

Подвеска – исламский амулет. Начало XX в. (д. Кестым Глазовского уезда Вятской губернии)

Слайд 13

Внутреннее убранство мечети в г. Кирове (2008 г.)

Внутреннее убранство мечети в г. Кирове (2008 г.)

Слайд 14

Мусульманское духовенство (1788–1917 гг.)

мусульманское духовенство Вятской губернии имело особую правовую базу своей

Мусульманское духовенство (1788–1917 гг.) мусульманское духовенство Вятской губернии имело особую правовую базу
деятельности
порядок назначения мусульманского духовенства регламентировался основами светского законодательства

Слайд 15

Требования к мусульманскому духовенству

Политическая благонадёжность (конец 1891 г. – введена специальная присяга

Требования к мусульманскому духовенству Политическая благонадёжность (конец 1891 г. – введена специальная
на верность службе)
1890 г. – обязательное владение русским языков

Слайд 16

Мусульманское духовенство: иерархия

Высшее духовное лиц – оренбургский муфтий
Среднее духовное лицо – ахун

Мусульманское духовенство: иерархия Высшее духовное лиц – оренбургский муфтий Среднее духовное лицо
(старший ахун), уездные кади и члены губернского духовного меджлиса
Низшее лицо – хатибы, имамы, муллы и муэдзины

Слайд 17

Исламская система образования

Мектебе – начальная школа
1870 г. - создание русско-татарских и русско-башкирских

Исламская система образования Мектебе – начальная школа 1870 г. - создание русско-татарских
школ
Активное противодействие местного мусульманского духовенства открытию подобных школ из-за изучения русского языка

Слайд 18

Джадидизм

Общественное движение российских мусульман на преобразования второй половины XIX в.
1880-е гг. –

Джадидизм Общественное движение российских мусульман на преобразования второй половины XIX в. 1880-е
1905 г. – реформа традиционного конфессионального образования
1905–1917 гг. – формирование тюрко-татарской нации по европейскому типу

Слайд 19

Итоги деятельности ОМДС

1788 г. – определён юридический статус ислама в России
начало XIX

Итоги деятельности ОМДС 1788 г. – определён юридический статус ислама в России
в. – рост мечетей и учебных заведений при мечетях
вторая половина XIX в. – новации в развитии сельских мусульманских общин
формирование двух идеологических течений: кадимизма и джадидизма

Слайд 20

Ислам в начале XX в.

конец XIX в. – отделение веры от культуры
культурное

Ислам в начале XX в. конец XIX в. – отделение веры от
реформирование затронуло школьное дело и социально-политическую сферу
август 1906 г. – III Всероссийский мусульманский съезд, принятие программы «Иттифака»

Слайд 21

Ислам в начале XX в.

после Февральской революции - создание Шуро как органа

Ислам в начале XX в. после Февральской революции - создание Шуро как
мусульманской общины Нового времени по принятию правовых решений
складывание новой политической культуры

Слайд 22

Ислам в современной России

Ислам распространяется среди молодых людей
согласно обычаям ислама следует жить

Ислам в современной России Ислам распространяется среди молодых людей согласно обычаям ислама
в этом мире
классическая высокая культура ислама близка к политике
более распространенным является народный ислам
Имя файла: Ислам-в-Вятско-Камском-регионе:-XIX-–-начало-XXI-вв.-Лекция-6.Часть-2.pptx
Количество просмотров: 122
Количество скачиваний: 0