Слайд 2Что такое Исторические песни?
Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические
песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.
Слайд 3История русской лирической песни
Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в
начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые. На вопрос о времени возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа.
Слайд 4Чем отличается песня от былины?
В отличие от былин, в них действуют исторические
лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно-историческом и реальном освещении. Исторические песни многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю с былиной, лирической песней, балладой, плачем, воинской песней и т.д.
Слайд 5Значение лирической песни
Лирические песни Верхней Волги (впрочем, как и все другие
лирические песни) были тесно связаны с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых.
Слайд 6Типы лирических песен Верхней Волги
Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог,
когда повествование передается от лица главного героя песни.
Слайд 7Вот пример песни данного типа
Ах ты наш батюшка Ярославль-город!
Ты хорош, пригож на
горе стоишь,
На горе стоишь — на всей красоте:
Промежду двух рек, промеж быстрых —
Промеж Волги-реки, промеж Котраски!
Слайд 8Второй тип композиции песни – диалог. Он усиливает драматизм лирического содержания, более
ярко передает мысли и чувства героя.
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)»
Слайд 9Послушаем пример песни данного типа
Слайд 10В заключение
В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п.),
выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно- символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом выразительная и эмоционально-оценочная.
В наши дни лирические песни так же популярны. В Костроме есть ансамбль, «Гралица» исполняющий лирические песни далеко за пределами Костромской области.