Исторические типы других

Содержание

Слайд 2

Традиционное общество: другой как внешний враг или чужак

доиндустриальные (аграрные) общества;
традиция является основой деления

Традиционное общество: другой как внешний враг или чужак доиндустриальные (аграрные) общества; традиция
на социальные группы и распределения привилегий;
высший авторитет у государства и церкви; отдельный человек — всегда часть целого (семья, община, трудовой коллектив);
человеком легко жертвуют во имя общего блага;
социальный статус человека задан традицией = главное условие идентичности.

Слайд 3

Отношения между людьми основаны на личной преданности и статусной иерархии — ожидается,

Отношения между людьми основаны на личной преданности и статусной иерархии — ожидается,
что все действуют по стандартным правилам.

«Великолепный часослов герцога Беррийского», братья Лимбурги, XV в.

Слайд 4

социальная группа своих связана с общей землей, для каждого члена традиционного общества

социальная группа своих связана с общей землей, для каждого члена традиционного общества
важно чувство общего места;
не свой, другой — это тот, кто не связан кровно-родственными отношениями с группой своих и не разделяет общую территорию, приходит извне;
т е р р и т о р и а л ь н о
д р у г о й — чужак или внешний враг, который воспринимается как угроза стабильности и порядку.

Чужак → 1)интегрировать в сообщество своих;
2)избавиться от него; 3) границы внутри своей территории.

тексты о внешних врагах имеют функцию сплочения своих для противостояния внешней угрозе

Слайд 5

Индустриальное общество: другой — нарушитель нормы

А. ван Утрехт «Натюрморт с животными и попугаем»,

Индустриальное общество: другой — нарушитель нормы А. ван Утрехт «Натюрморт с животными
1644

Великие географические открытия, изобретение книгопечатания (→ рождение журналистики), развитие техники → рост городов и промышленности в середине XVII века.

главная общественная ценность - здравый смысл;
в Англии, Нидерландах в XVII–XVIII вв. появляется парламентское правление, монархии сохраняются только как церемониал;
век Просвещения утверждает рациональность как базовую ценность = главный принцип организации индивидуальной и коллективной жизни;
высшие приоритеты теперь — норма, стандарт, порядок, дисциплина;
устранение различий — благо.

Слайд 6

Цикл «Карьера мота», Уильям Хогарт, XVIII век 

свои в индустриальном обществе - все, кто

Цикл «Карьера мота», Уильям Хогарт, XVIII век свои в индустриальном обществе -
соблюдает общепринятые нормы, признан нормальным независимо от места проживания;
кроме внешнего другого появляется внутренний другой — нарушитель правовой, моральной, физической, психической нормы: преступник, извращенец, пациент, безумец;
другой - нерационален, неразумен, поэтому требует контроля: его лечат, воспитывают, исправляют, за ним следят, изолируют его от нормальных;
появляются тюрьмы, больницы, интернаты и другие закрытые заведения;
символическая изоляция - сделать другого невидимым для остальных.

внутренние другие

Осужденные в Ботани-Бэй из рассказа капитана Уоткина Тенча, 1789 г.

Слайд 7

«Чучело», реж. Р. Быков, 1983

«Легко ли быть молодым?»,
реж. Ю. Подниекс, 1986

«Плаха»
Ч.

«Чучело», реж. Р. Быков, 1983 «Легко ли быть молодым?», реж. Ю. Подниекс,
Айтматов, 1987

Ю. Щекочихин. Лев прыгнул//
Литературная газета,1988

«Интердевочка»,
реж. П. Тодоровский, 1989

Постановление «О дополнительных мерах по завершению работы, связанной с реабилитацией необоснованно репрессированных в 30-40-е гг. и начале 50-х гг.», 1988

Слайд 8

Постиндустриальное (информационное) общество: каждый из нас — другой

массовое распространение высококвалифицированного творческого, интеллектуального

Постиндустриальное (информационное) общество: каждый из нас — другой массовое распространение высококвалифицированного творческого,
труда;
резкий рост объема и значения научного знания и информации;
бурное развитие средств коммуникации.

изменения социальной структуры общества;
возникновение новых профессий и социальных групп (консультанты, эксперты, креативные специалисты).

расширяется пространство жизненного выбора (смена профессии, социального статуса, стиля жизни, способов самовыражения)

социальные взаимодействия = взаимодействия с другими, и каждый из нас — член многих сообществ

текучая, изменчивая идентичность, (выбор работы, место жительства, тип семейных отношений по принципу «пока, а там посмотрим»)

другой - вездесущий

другие = не как враждебные своим, а как сопричастные нашей жизни, но отличные от своих, как «иные»

Слайд 9

Чужой появляется неожиданно и является, возможно, потерпевшим кораблекрушение; людям неизвестны ни его

Чужой появляется неожиданно и является, возможно, потерпевшим кораблекрушение; людям неизвестны ни его
происхождение, ни имя. Прежде всего, неясно его бытийное качество. Бог ли он, ангел ли, приносящий весть, или, может быть, дух предка?
Чужой воплощает отклоненные или нелегитимные возможности, которые через него неизбежно возвращаются в общество и вновь обрекают на провал попытку исключить амбивалентность.
… общество формирует такого чужого, какой необходим ему для проведения инноваций через их воплощение в этой фигуре. Поэтому удивительность чужого является лишь кажущейся, но эта фикция необходима, чтобы уберечь нормативно-ценностные основы общества от направленной на самое себя амбивалентности и вытеснить амбивалентность к границам общества, в фигуру чужого.
(Р. Штихве) 

Квентин Массейс «Меняла с женой», 1514г.

Имя файла: Исторические-типы-других.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0