Исторические типы классической философии

Содержание

Слайд 2

ЧАСТЬ 1

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Становление философии в культурах древнего

ЧАСТЬ 1 Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах
Востока.
Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции.

Слайд 3

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия - один из видов мировоззрения.
Мировоззрение

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Философия - один из видов
есть там, где так или иначе фигурирует вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ(Я) и ОНО(мироздание).
Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с точки зрения взаимоотношений природы и людей.
Мировоззрение – не простая совокупность знаний о мире в целом, но и совокупность заблуждений.

Слайд 4

УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Первый уровень – образно-эмоциональный (искусство, мифология, религия).
Второй уровень – средний. Мировоззрение

УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Первый уровень – образно-эмоциональный (искусство, мифология, религия). Второй уровень –
выражается в смеси слов обыденной речи и философской терминологии.
Третий уровень – понятийно-бесстрастный. Мировоззрение строится из естественных и общественных наук.

Слайд 5

ИЗ ЧЕГО ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ?

Одни философоведы утверждают, что философия возникла из мифологии и

ИЗ ЧЕГО ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? Одни философоведы утверждают, что философия возникла из мифологии
только из мифологии или даже религии, а другие связывают ее появление со знаниями, то есть сущесвует два подхода:
1. мифологический
2. научный

Слайд 6

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ?

Философия возникает потому, что новый уровень общественной жизни, новый уровень

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает потому, что новый уровень общественной жизни, новый
знания, новые общественные движения породили потребность в новом виде мировоззрения, который соответствовал бы новому этапу в развитие общества.

Слайд 7

ЗАЧЕМ ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ?

Философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении.

ЗАЧЕМ ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении.

Слайд 8

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ?

Философия возникает тогда, когда начинается «железные век», увеличивающий силу человека;

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает тогда, когда начинается «железные век», увеличивающий силу
когда деньги достигают монетной формы, что способствовало развитию абстрактного сознания, и когда появляется социальная потребность в новом мировоззрении.

Слайд 9

ГДЕ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ?

Философия возникла в пределах меднобронзовой полосы древней цивилизации и в

ГДЕ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникла в пределах меднобронзовой полосы древней цивилизации и
Китае, и в Индии, и в Греции. Здесь возникновение в своей сущности происходило одинаково. Но, будучи в основном одинаковыми, процессы генезиса философии на уровне особенного происходили по-разному…

Слайд 10

2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Культура Древней Индии

2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Культура Древней
складывалась под влиянием пришедших в долину Инда во II тыс. до н. э. арийских племен, которые принесли сюда де­ление на замкнутые сословные группировки — варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и религию брахманизм (первоначально ведизм), а также священные книги Веды (Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа и Самаведа).
Философские мотивы формируются в комментариях к Ведам, называемых Упанишадами.

Слайд 11

ПРИ ВСЕМ РАЗНООБРАЗИИ ВЗГЛЯДОВ В ДРЕВНЕЙ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СЛАБО ВЫРАЖЕН ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ.

ПРИ ВСЕМ РАЗНООБРАЗИИ ВЗГЛЯДОВ В ДРЕВНЕЙ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СЛАБО ВЫРАЖЕН ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ.
ПОЭТОМУ ПРИНЯТО РАССМАТРИВАТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ШКОЛЫ (ДАРШАНЫ).

Их можно разделить
на ортодоксальные школы (астика) — санкхья и йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта,
и неортодоксальные (настика) — буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
Их отличие в основном связано с отношением к священному писанию брахманизма, а затем индуизма — Ведам (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его).

Слайд 12

БУДДИЗМ

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм

БУДДИЗМ Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает
- учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда. Будда — буквально «пробужденный», иногда неточно переводится как «просвещенный», «просветленный».

Слайд 13

ЦЕНТРОМ УЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

, которые Будда провозглашает в самом начале

ЦЕНТРОМ УЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ , которые Будда провозглашает в самом
своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной страдания является жажда ( тришна ), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания (4).

Слайд 14

ПУТЬ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ СТРАДАНИЙ

прошедший все стадии восьмеричного пути и с

ПУТЬ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ СТРАДАНИЙ прошедший все стадии восьмеричного пути и с
помощью медитации пришедший к освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели - нирваны. Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как говорится в текстах - исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло».

Слайд 15

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия
н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии. С момента своего возникновения она отличалась от индийской и западной философии, так как опиралась только на китайские духовные традиции.

Слайд 16

ВРЕМЯ РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

относят к периоду Чжань го (борющихся царств) - V — III вв.

ВРЕМЯ РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ относят к периоду Чжань го (борющихся царств) -
до н.э.. Согласно традиции, в это время существовало сто школ китайской философии. На самом деле известно о наиболее популярных шести школах китайской философии (о них говорит известный историк Сыма Цянь):
 1) школа инь и ян (инь ян цзя);
 2) школа конфуцианцев, литераторов (жу цзя);
 3) школа моистов (мо цзя);
 4) школа имен (мин цзя);
 5) школа юристов, легистов (фа цзя);
 6) школа пути и силы, даосы (дао дэ цзя, дао цзя).

Слайд 17

КОНФУЦИЙ (551-479 ДО Н. Э.)

его имя - латинизированная версия имени Кун Фу-цзы

КОНФУЦИЙ (551-479 ДО Н. Э.) его имя - латинизированная версия имени Кун
(учитель Кун). Этот мыслитель (собственное имя Кун Цю) считается первым китайским философом.
Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае; однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Слайд 18

ПОРЯДОК / ЛИ

Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий,

ПОРЯДОК / ЛИ Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений,
прав и обязанностей Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями».

Слайд 19

ДОБРОДЕТЕЛЬ / ДЭ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ЖЭНЬ

Порядок наполняется добродетелью (дэ): «О Цзы-чане

ДОБРОДЕТЕЛЬ / ДЭ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ЖЭНЬ Порядок наполняется добродетелью (дэ): «О
говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».
Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Человечность-основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Слайд 20

ПРИНЦИП СЫНОВЬЕЙ ДОБРОДЕТЕЛИ / СЯО ТИ

Люди различаются в зависимости от семейного, а

ПРИНЦИП СЫНОВЬЕЙ ДОБРОДЕТЕЛИ / СЯО ТИ Люди различаются в зависимости от семейного,
затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.
Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался.

Слайд 21

ПУТЬ ДАО

Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное

ПУТЬ ДАО Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение.
поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».
Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть, вверено управление обществом.

Слайд 22

3, ХАРАКТЕР ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Античная философия — это

3, ХАРАКТЕР ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ Античная философия —
философия Древней Греции и Древнего Рима. Она сформировалась в VII-VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования, она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Слайд 23

В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ МОЖНО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПА:

Первый этап (от

В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ МОЖНО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПА: Первый этап
формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до н.э.), как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время,- как досократики. Другое его наименование — философия физиса или фюзиса (по-гречески физис - природа), обусловленное тем, что проблемы рассмотрения природы становятся главными в эту эпоху.

Слайд 24

Второй этап - приблизительно с середины V в. и существенная часть IV

Второй этап - приблизительно с середины V в. и существенная часть IV
в.до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.
С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV-II в. до н. э.). В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический.
Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н. э-V-VI вв. н. э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Этот период называют римской, или поздней эллинистической философией.