Исторические типы морали

Содержание

Слайд 2

Архаическая мораль, характерные черты:

Примитивный коллективизм сочетался с ксенофобией
Мышление существовало в бинарных противоположностях:

Архаическая мораль, характерные черты: Примитивный коллективизм сочетался с ксенофобией Мышление существовало в
свои/чужие
Моральная регуляция осуществлялась через традиции и обычаи (система табу, принцип тальона, око за око)
Ответственность к труду, боевая защита рода, запрет каннибализма, повиновение старшим, гостеприимность
Синонимом социально-нравственного долга выступал институт дарения. Сверху вниз – милость, снизу вверх – жертва
Вместо добродетели – представление о ритуально чистом

Слайд 3

Взаимосвязь морали и религии

Обосновывается преимущество нравственного образа жизни перед безнравственным (воздаяние)
Формируется понятие

Взаимосвязь морали и религии Обосновывается преимущество нравственного образа жизни перед безнравственным (воздаяние)
идеала как высшего нравственного образца
Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозно-нравственные системы

Слайд 4

Нравственное содержание индуизма и буддизма

Из религии Вед (ведизм) возникли две религиозно-нравственные системы:

Нравственное содержание индуизма и буддизма Из религии Вед (ведизм) возникли две религиозно-нравственные
брахманизм, трансформирующийся в индуизм и буддизм

Слайд 5

Индуизм

Негативная оценка жизни (жизнь есть пожирание живых существ друг друга)
Основной принцип ахимса

Индуизм Негативная оценка жизни (жизнь есть пожирание живых существ друг друга) Основной
(неучастие в жизни как взаимном пожирании)
Жизнь есть сон, т.е. является неподлинным существованием
Преображение связано с пробуждением, освобождением от форм земного существования, открытием Бога в себе, т.е. преодолением грани, отделяющей человеческое от божественного
Из всех видов нравственных отношений самым важным является отношение к самому себе

Слайд 6

Индуизм (основные понятия)

Дхарма правило, путь к пробуждению. Содержание дхармы зависит от того,

Индуизм (основные понятия) Дхарма правило, путь к пробуждению. Содержание дхармы зависит от
кому оно адресовано: богам, людям, демонам:
Для богов – сдерживай себя
Для людей – дарите
Для демонов – будьте милосердны
Дхарма включала разные правила для четырех индийских каст, конкретизируется с четырьмя этапами жизни человека: для ученика – учение; домохозяина – добывание средств к существованию трудом; лесного отшельника – отказ от благ внешней цивилизации; странствующего аскета – прекращение общения с людьми

Слайд 7

Индуизм (основные понятия)

Сансара – сплошная цепь переходов из одного состояния в другое,

Индуизм (основные понятия) Сансара – сплошная цепь переходов из одного состояния в
т.к. жизнь не имеет положительного значения, смерть не является ни благом, ни злом
Переход из одного состояния в другое обусловливается законом кармы (моральное воздаяние)
Движение к свободе осуществляется через духовную практику (практика йогов)

Слайд 8

Буддизм

Отождествление жизни и страдания основано на идее о карме как всеобщей причинно-следственной

Буддизм Отождествление жизни и страдания основано на идее о карме как всеобщей
зависимости
Цель буддизма – переход из сансары в нирвану, слияние с Богом. Это возможно только через духовную практику, отказ от безнравственности: убийства, воровства, прелюбодеяния, лжи, клеветы, оскорблений, пустой болтовни
Путь совершенства – готовность к бескорыстному дарению, терпению, твердости в достижении цели
Этика буддизма покоится на двух основаниях: искоренение жажды жизни и сострадания ко всему живому, выходит за пределы добра/ зла: каждый может стать Буддой

Слайд 9

Этика иудаизма (Ветхий Завет, Талмуд). Основные нравственные требования содержатся в Торе (первые

Этика иудаизма (Ветхий Завет, Талмуд). Основные нравственные требования содержатся в Торе (первые
5 книг христианской Библии)

Допророческий иудаизм (мозаизм, по имени Мозеса, т.е. Моисея) (Х111-1Х вв. до н.э.) праведность отождествлялась с беспрекословным подчинением отцовской воле. 10 заповедей (даны в форме повелений) Моисея:
Отношение к Богу – не признавать других богов, не повиноваться им, не произносить имя господне напрасно, посвящать Богу день субботний
Отношение к людям – почитание родителей, не убий (своего соплеменника), не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не завидуй
Бог – карающий судья
Этноцентричная религия
Пророческий иудаизм – акцент на духовном совершенстве

Слайд 10

Мораль Нового завета (27 книг ) Наиболее известны Евангелия от Матфея, Марки, Луки,

Мораль Нового завета (27 книг ) Наиболее известны Евангелия от Матфея, Марки,
Иоанна)

Универсальность (равенство всех перед Богом)
Поворот от ритуальности к нравственному поведению
Акцент на духовном (значение мотивации)
Вместо принципа тальона – этика благодати, или милости, даруемой каждому человеку, потому что он человек
Ветхозаветное «не убий» расширяется до осуждения враждебности как таковой (принцип ненасилия). Гнев и злоба может уничтожить врага, смирение и прощение способны превратить его в друга
Не прелюбодействуй (важна внутренняя мотивация)
Ценность любви

Слайд 11

Гимн любви апостола Павла

«Если я говорю языками человеческими, а любви не имею,

Гимн любви апостола Павла «Если я говорю языками человеческими, а любви не
то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею знак пророчества и знаю все тайны: и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставить, а не имею любви, то я – ничто. И если я раздам все имение свое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы»
На любви основаны все положительные нравственные качества

Слайд 12

Апостол Павел

Апостол Павел

Слайд 13

Мораль рабовладельческого общества

Моральные заповеди находились внутри правовых кодексов (законы Моисея, Хаммурапи, Солона)
Моральные

Мораль рабовладельческого общества Моральные заповеди находились внутри правовых кодексов (законы Моисея, Хаммурапи,
законы воплощали идеалы справедливости, мораль полисного человека
Основные предписания права и морали: честность, появляется концепция «злого умысла», включающего корыстный обман, лукавство, хитрость

Слайд 14

Моисей

Моисей

Слайд 15

Хаммурапи

Хаммурапи

Слайд 16

Солон

Солон

Слайд 17

Монах Нестор

Монах Нестор

Слайд 18

Моральные кодексы феодального общества (монашеский идеал)

Монашество – историческая форма осуществления аскетического христианского

Моральные кодексы феодального общества (монашеский идеал) Монашество – историческая форма осуществления аскетического
идеала (111- 1У вв.)
Истоки монашества - киники
Жизненный идеал – аскетизм, труд, молитва (аскеза – военная подготовка, монастырь – прообраз римской армии)
В античности страдание – зло, в средневековье – позитивная оценка страданий (демонизация зла, в античности – не скорбеть о нем)
Монашество – протестное движение, связанное с идеалом совершенной личности, достигаемым через аскетизм, самопожертвование и страдание
Угасание монашеского идеала в ХУ-ХУ1 вв.

Слайд 19

Монашеские ордена (орден бенедиктинцев)

Основные каноны – послушание, терпение и бедность (теология труда)
Исключается

Монашеские ордена (орден бенедиктинцев) Основные каноны – послушание, терпение и бедность (теология
гордыня, тщеславие, юродство
Труд воспринимался как необходимость и долг

Слайд 20

Девиз ордена: молись и работай

Девиз ордена: молись и работай

Слайд 21

Символ ордена

Символ ордена

Слайд 22

Орден тамплиеров (храмовники) (теология войны)

Синтез клерикальных и воинственных светских ценностей (война –

Орден тамплиеров (храмовники) (теология войны) Синтез клерикальных и воинственных светских ценностей (война
привилегия)
Основан в 1118-1119 гг. для защиты христиан-паломников на пути к святым местам. Упразднен в 1314 г.
Патрон ордена Бернард Клервосский, вдохновитель крестовых походов
Занимались ростовщичеством

Слайд 23

Тамплиеры

Тамплиеры

Слайд 24

Орден иезуитов (теология политики)

Основатель Игнатий Лойола в 1540 г. Создан для борьбы

Орден иезуитов (теология политики) Основатель Игнатий Лойола в 1540 г. Создан для
с Реформацией
Сфера деятельности – дипломатия. Методы- шантаж, подкуп, интриги, цинизм (цель оправдывает средства)
Основывали католические университеты

Слайд 25

иезуиты

иезуиты

Слайд 26

Орден францисканцев (апология бедности)

Основан в Х111 в. (Франциск Ассизский)
Этические ценности – трудолюбие,

Орден францисканцев (апология бедности) Основан в Х111 в. (Франциск Ассизский) Этические ценности
нестяжание, целомудрие
Бедность – героическая добродетель
Благотворительность
юродство

Слайд 27

Ассизи

Ассизи

Слайд 28

Франциск Ассизский

Франциск Ассизский

Слайд 29

Юродство в русской культуре

Феномен культуры Древней Руси, расцвет ХУ –ХУ1 вв., ликвидирован

Юродство в русской культуре Феномен культуры Древней Руси, расцвет ХУ –ХУ1 вв.,
Петром 1
Юродство – добровольное мученичество (в житейском смысле духовное/телесное убожество), протестующий одиночка, мнимый дурачок
Юродивый – нон-конформист, не такой, как все, чаще всего очень образованный, исихаст
Юродивый – уход от культуры (пренебрежение общественными нормами, внешняя безнравственность - кинизм). Это – условие юродства (эстетика безобразного). Достижение блага не зависит от плотской красоты
Эстетика безобразного позволяла обличать, в том числе и власть (А.Пушкин «Борис Годунов»)
Это безобразие юродивых согласовывалось с раннехристианским идеалом, когда христианство не примирилось с красотой (изображение Иешуа в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова). Они – столпники, пустынники

Слайд 30

Юродивый

Юродивый

Слайд 31

Юродивый

Юродивый

Слайд 32

Рыцарский нравственный идеал

Моральные ценности – верность, честь, предательство – смертный грех
Символическая ценность

Рыцарский нравственный идеал Моральные ценности – верность, честь, предательство – смертный грех
– вооружение (милитаризованное сознание), гедонистическая – сытость (синдром Гаргантюа)
вХ1-Х111 вв. возникает куртуазность (вежливость, изысканность, просвещенность)
Появляется этикетная ритуализация жизни
Куртуазный этос возрождает античную идею калокагатии (единство этического и эстетического)

Слайд 33

Мещанский идеал

Мещанство – образ жизни мелких собственников (горожан). В России мещане –

Мещанский идеал Мещанство – образ жизни мелких собственников (горожан). В России мещане
разорившиеся купцы, предприимчивые крестьяне и ремесленники.
Истоки – киники, первые христианские проповедники, выступавшие за умеренность, аккуратность, законопослушание, благо человеческого труда
Объединения ремесленников (гильдии, цеха) провозглашали цеховое братство, солидарность, взаимопомощь, благотворительность
В России мещанская мораль имеет негативный смысл, выступает синонимом бездуховности и психологии потребительства

Слайд 34

Этика прав человека (ХУ111 в.)

Все люди равны от природы и обладают неотчуждаемыми

Этика прав человека (ХУ111 в.) Все люди равны от природы и обладают
правами
Равенство в правах есть равенство в обязанностях
Невмешательство в частную жизнь
Каждый следует образу жизни, который он считает наилучшим
Этика прав человека опиралась на конституционное законодательство ранних буржуазных государств

Слайд 35

Этика прав человека (Х1Х- ХХ вв.)

, если они обеспечены условиями жизни и

Этика прав человека (Х1Х- ХХ вв.) , если они обеспечены условиями жизни
гарантированы Права человека есть благо :
Права гражданина (обуздание произвола государственной власти)
Социальные права (право на труд, социальную защиту, образование, приобщение к духовным ценностям)
Международные права (международный экономический порядок, право на мир, на защищенную окружающую среду)
Право на жизнь – главное в системе прав человека (право отмены смертной казни). Ст.2, раздел 1 Европейской конвенции по охране прав человека и основных свобод

Слайд 36

Выводы

В исторических типах морали от архаики до современной прослеживается рост значения

Выводы В исторических типах морали от архаики до современной прослеживается рост значения
ценности человеческой жизни, осознания гражданских и социальных прав человека
Имя файла: Исторические-типы-морали.pptx
Количество просмотров: 67
Количество скачиваний: 0