История политической мысли Казахстана

Слайд 2

“Жеті Жарғы” - важнейший документ политико – правовой мысли в Казахском

ханстве, история принятия, основные идеи

В истории казахского права ханского периода (XX – XIX вв.) известен только один законодательный памятник – “Жеті Жарғы” (“Семь Установлений”). Со ссылкой на кахахские предания творцом “Жеті Жарғы” принято называть хана Тауке. Он собрал для совета трех биев - Толе-бия из Улы Жуза, Казбек-бия из Орта Жуза, Айтеке-бия из Киши Жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения.

“Жеті Жарғы” - важнейший документ политико – правовой мысли в

Слайд 3

В “Уложении” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия

и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы, посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства. Совокупность этих условий и конфликтов, норм и обычаев, зафиксированная в “Жеті Жарғы” содержит нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, религии и др., охвытывая таким образом, разные стороны жизни казахского общества. Из его устава ясно, что основная направленность “Уложения” Тауке соблюдение привилегий казахской феодальной верхушки, защита собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии.
В “Уложении” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные

Слайд 4

Судя по тому, что в составлении (или принятии) “Жеті Жарғы” участвовали

представители трех казахских жузов, можно заключить, что зафиксированная в нем совокупность правовых норм территориально действовала не только в отдельных жузах, но и в пределах всего Казахского ханства.
Судя по тому, что в составлении (или принятии) “Жеті Жарғы”

Слайд 5

Политологические идеи казахских просветителей  

Ш. Уалиханов (1835 – 1865 гг.) 
Его общественно

– политические взгляды отражены в работах “Очерки Джунгарии”, “Записки о судебной реформе”, “О мусульманстве в степи”.
Заботясь о судьбе своего народа, Ш. Уалиханов отвечает на вопрос “Что делать?”, поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казахского народа - это путь просвещения на основе приобщения к русской культуре и науке. Он пишет, что не принадлежит к последователям той узкой теории народности, которые думают, что народность должна развиваться сама из себя. Однако, в “Записке о судебной реформе” Шокан отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманское, китайское и русское. Он отстаивал светскую форму обучения и образования. 
Политологические идеи казахских просветителей Ш. Уалиханов (1835 – 1865 гг.)

Слайд 6

И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.)

Как учитель и затем инспектор казахских
школ,

И. Алтынсарин осуществлял
просвещение казахского народа на
казахском языке. Он писал, что в
интересах развития казахской
народности и в целях развития
казахского народа следует обращаться к
опыту русских педагогов.
Ибрай Алтынсарин известен также своей
общественной деятельностью, которая
была направлена на борьбу с родовыми
распрями, взяточничеством.
И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.) Как учитель и затем
Имя файла: История-политической-мысли-Казахстана.pptx
Количество просмотров: 87
Количество скачиваний: 0