Каноничные доктрины в эпоху средневековья

Содержание

Слайд 2

Изменения конца V века

В конце V в. н. э. происходит переход от

Изменения конца V века В конце V в. н. э. происходит переход
рабовладельческого к феодальному строю. Это событие сопровождал постепенный распад соседской общины. Переход от рабовладельческого к феодальному строю в разных странах происходил по-разному и в разное время. В целом этот период занял несколько веков (V-X вв.). Формировалось крупное феодальное землевладение. Свободные крестьяне-общинники и бывшие рабы разорялись, теряли личную свободу и превращались в крепостных крестьян, работавших на земле, принадлежавшей феодалу.

Слайд 3

Постепенно в феодальном обществе формируются четыре класса-сословия: крестьян, светских феодалов-рыцарей, церковных феодалов-священнослужителей

Постепенно в феодальном обществе формируются четыре класса-сословия: крестьян, светских феодалов-рыцарей, церковных феодалов-священнослужителей
и горожан-бюргеров. Каждое из этих сословий выработало свою культуру, свою идеологию, имело свои экономические представления.

Слайд 4

Особенности экономической мысли средневековья

Основной принцип построения средневековых экономических доктрин- принцип религиозно-этического

Особенности экономической мысли средневековья Основной принцип построения средневековых экономических доктрин- принцип религиозно-этического
подхода к экономическим явлениям.
Экономические обоснования идеологов средневековья носили ярко выраженный богословский характер, поскольку строились на толковании текстов священного писания и трудов церковных теоретиков.

Слайд 5

Духовенство было самым организованным сословием феодального общества, обладало строгой иерархией. Это было

Духовенство было самым организованным сословием феодального общества, обладало строгой иерархией. Это было
открытое сословие феодального общества, включавшее в себя не только феодалов, но и наиболее одаренных представителей других классов.
Общественные науки являлись простыми отраслями богословия, поэтому цитаты из Библии выступали как основные аргументы в споре, а цитаты из древних текстов - как способ выражения собственных взглядов. При этом авторов нисколько не смущало, что прошлое, описанное ими было изменено, древним мыслителям приписывались средневековые экономические представления, феодальная система ценностей.
Библейские тексты широко использовались, например, для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как явления, губящего человеческую душу.
Христианское вероучение стало важным «теоретическим подспорьем» и для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду.
Труд в эпоху средневековья все больше рассматривается не только как наказание за грехи, но и как путь к спасению человечества

Слайд 6

Экономическая мысль в период патристики (Блаженный Августин)

Школа раннего канонизма сформировалась в

Экономическая мысль в период патристики (Блаженный Августин) Школа раннего канонизма сформировалась в
эпоху раннего средневековья. Одним из ее основателей был Августин Блаженный (354 - 430 гг.) - епископ Гиппонский, философ, а так же влиятельнейший проповедник.

Августин исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей. Он опровергал концепцию презрительного отношения к труду, господствовавшую при рабовладении. Августин ставил физический труд наравне с умственным трудом.

Слайд 7

В центре внимания Августина была проблема богатства. Августин был сторонником равенства и

В центре внимания Августина была проблема богатства. Августин был сторонником равенства и
резко выступал против накопления денег или земельных владений. Он утверждал, что богатство - это ограбление бедных и что накапливать - значит воровать у других. Августин относился отрицательно к крупной торговле и ростовщичеству, которые называл «несправедливым делом».

Слайд 8

Основные положения раннего канонизма:

разделение труда: умственный и физический виды труда равноценны и

Основные положения раннего канонизма: разделение труда: умственный и физический виды труда равноценны
не должны влиять на положение человека;
богатство: труд создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро; нетрудовое накопление последних является грехом;
справедливая цена: ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены»;
деньги: являются искусственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты;

Слайд 9

Позднее средневековье (схоластика)

Фома Аквинский (Аквинат, 1225—1274 гг) в 1879 г был отнесен

Позднее средневековье (схоластика) Фома Аквинский (Аквинат, 1225—1274 гг) в 1879 г был
католической церковью к лику святых.

Слайд 10

Основные положения позднего канонизма

деление людей по сословиям- божественное провидение;
золото и серебро- источник

Основные положения позднего канонизма деление людей по сословиям- божественное провидение; золото и
приумножения частной собственности и «умеренного» богатства;
обмен как субъективный процесс не обеспечивает равенство извлекаемой пользы;
уровень справедливой цены объясняется трудовыми и материальными затратами в процессе товарного производства;
ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства;
Имя файла: Каноничные-доктрины-в-эпоху-средневековья.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0