Классический период в культуре Древней Греции

Содержание

Слайд 2

Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального

Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального
искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому эта эпоха называется «классической», то есть достойной подражания.

Слайд 3

СКУЛЬПТУРА

Скульпторы ранней классики свои устремления направили на создание реального образа, на точную

СКУЛЬПТУРА Скульпторы ранней классики свои устремления направили на создание реального образа, на точную передачу деталей.
передачу деталей.

Слайд 4

«Дельфийский возничий» 478 г. до н.э.

знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры.
Одна из немногих статуй,

«Дельфийский возничий» 478 г. до н.э. знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из
которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия.
Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 г. французскими археологами.
Сегодня хранится в Дельфийском археологическом музее.

Слайд 5

Статую созданную
в 478 — 474 г. до н. э.,
воздвигли в Дельфах
в 474

Статую созданную в 478 — 474 г. до н. э., воздвигли в
г. до н. э.
как ознаменование победы
команды колесниц
на Пифийских играх в 478 г.
Надпись на известняковой базе
скульптуры гласит,
что её возвели
по повелению Полизела,
тирана Гелы,
греческой колонии на Сицилии,
как дар Аполлону,
позволившему ему
победить в гонках.

Слайд 6

Изображенный — очень молодой человек, юноша. Как и современные жокеи, возничие колесниц

Изображенный — очень молодой человек, юноша. Как и современные жокеи, возничие колесниц
выбирались за свой лёгкий вес, но вдобавок им следовало быть высокими, поэтому на эту работу часто брали подростков.
Он одет в разновидность хитона под названием ксистис, одеяние возничих в течение соревнований. Оно доходит почти до щиколоток и перепоясано простым поясом. Два ремня, перекрещенные на его спине, предохраняли ксистис от вздувания от ветра во время гонок.

Слайд 8

Стилистически «Возничий» относится к периоду ранней классики: он более натуралистичен, чем куросы

Стилистически «Возничий» относится к периоду ранней классики: он более натуралистичен, чем куросы
архаики, но поза всё же еще остается застылой, по сравнению с классическими статуями более позднего времени.
Другое наследие архаики состоит в том, что голова чуть отклонена в одну сторону.
Чертам лица предана некоторая асимметрия с целью большего реализма.

Слайд 9

Эта скульптура — одна из немногих греческих бронз, в которых сохранились инкрустация

Эта скульптура — одна из немногих греческих бронз, в которых сохранились инкрустация
глаз ониксом и детализация ресниц и губ с помощью меди.
Головная повязка выполнена из серебра, и могла быть украшена драгоценными камнями, которые были вынуты.

Слайд 11

Натуралистическая трактовка его ступней вызывала восхищение в античные времена

Натуралистическая трактовка его ступней вызывала восхищение в античные времена

Слайд 12

ДИСКОБОЛ

одна из наиболее прославленных статуй античности; предположительно первая классическая скульптура, изображающая человека

ДИСКОБОЛ одна из наиболее прославленных статуй античности; предположительно первая классическая скульптура, изображающая
в движении.
Оригинал «Дискобола» — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э., — не сохранился, он был утерян в Средние века, но представлен многочисленными копиями римского периода.

Слайд 13

Статуя «Дискобола» изображает победителя соревнований по метанию диска в момент размаха перед

Статуя «Дискобола» изображает победителя соревнований по метанию диска в момент размаха перед
бросанием. Тело атлета представлено в сложном повороте — в стиле Figura serpentinata, что было чрезвычайно трудным в исполнении и в то же время смелым приёмом.
Figura serpentinata — скульптурная или художественная композиция, в которой автор с целью достижения лёгкости или динамики придал изображаемому человеку форму спиралевидного скручивания, иногда неестественную.

Слайд 15

Мирон любил изображать энергичное действие.
При этом он показывал только завязку событий, оставаясь

Мирон любил изображать энергичное действие. При этом он показывал только завязку событий,
верным принципу классического искусства не показывать кульминационный момент события. Каждый грек, статую Мирона, прекрасно представлял, как будут разворачиваться события, и видел в ней воплощение античного идеала, состоявшего в превосходстве благородного над низменным. Именно таковы созданные Мироном статуи Афины и Марсия.

Слайд 17

Афина изобрела флейту, но бросила её как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал

Афина изобрела флейту, но бросила её как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал
флейту, за что Афина ударила его.
Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьёй был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес приговор в его пользу. По другому рассказу, судили Музы, и Марсий победил, но затем Аполлон стал играть на кифаре и петь, после чего Марсий проиграл состязание. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами.

Слайд 18

Идеал «телесности» античной скульптуры был достигнут Поликлетом (вторая половина V в. до

Идеал «телесности» античной скульптуры был достигнут Поликлетом (вторая половина V в. до
н.э.)
Он основан на точном геометриче­ском расчете, изложенном им в его знаменитом «Каноне».
В результате переноса тяжести тела на одну ногу фигура приобрела непринужденное положение – хиазм - статуя ожила.

Слайд 19

Контрапост
(от итал. contrapposto — «противоположность») приём изображения фигуры в искусстве, при котором

Контрапост (от итал. contrapposto — «противоположность») приём изображения фигуры в искусстве, при
положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
Контрапост динамизирует ритм фигуры, позволяет передать её движение или напряжение, не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения.
То есть контрапост — это положение равновесия (покоя), создаваемого из противоположных друг другу движений.

Слайд 20

Характеристики
верхняя часть корпуса может быть показана в повороте, нижняя — фронтально
вес фигуры

Характеристики верхняя часть корпуса может быть показана в повороте, нижняя — фронтально
сосредоточен на одной ноге, в то время как другая свободна, хотя и не отделяется от подножия
ненагруженная нога вытягивается или сгибается
таз, опираясь на одну ногу, отжимается вверх и принимает чуть косое положение
плечо над ненагруженной ногой приподнимается вверх
Если тело находится в контрапосте, ось опорной конечности направлена наружу и кверху, а ось тела направлена к согнутой ноге, и обе оси в итоге сходятся.

Слайд 21

«Дорифо́р» «Копьеносец» одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая так называемый

«Дорифо́р» «Копьеносец» одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая
канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н. э. Скульптура была выполнена в бронзе. Она не сохранилась и известна только по литературным описаниям.

Слайд 22

«Диадумен» «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)» знаменитая статуя древнегреческого скульптора Поликлета,

«Диадумен» «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)» знаменитая статуя древнегреческого скульптора Поликлета,
созданная около 430 года до н. э. Бронзовый оригинал, вероятно, стоял в святилище — в Олимпии или в Дельфах, там, где регулярно проводились спортивные состязания. Диадумен — это значит «спортсмен-победитель». Он надевает на голову повязку — награду. Повязка была из красной шерсти и прилагалась к победному венку (или короне из листьев). В Олимпии это были оливковые ветви, в Дельфах — лавровые, в Коринфе — сосновые, а в Немее — эту корону сплетали из дикого сельдерея. (На современных Олимпийских играх довольствуются медалями. Хотя, возможно, лента медалей имеет какую-то связь с той повязкой).

Слайд 23

В геометризме канона крылась причина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он

В геометризме канона крылась причина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он
изображал человека в движении, в состоянии эмоционального возбуждения. Индивиулизация образов была вообще чужда античной классике, и в лучших античных статуях головы не являлись главной частью фигуры.

Слайд 24

ФИДИЙ ок. 490 -430 гг. до н.э.

Умел через пластику обнаженного тела, через расположение

ФИДИЙ ок. 490 -430 гг. до н.э. Умел через пластику обнаженного тела,
драпировок передать движение, порыв, внутреннюю энергию.
Самые знаменитые работы Фидия статуи Зевса Олимпийского
и
Афины – Парфенос (Девы)
выполнены в хрисоэлефантинной технике

Слайд 25

Афина Парфенос была установлена в главном храме афинского Акрополя, в Парфеноне Хрисоэлефантинная техника это сочетание

Афина Парфенос была установлена в главном храме афинского Акрополя, в Парфеноне Хрисоэлефантинная
в отделке золота и слоновой кости. Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя

Слайд 26

Статуя Зевса в Олимпии
единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой

Статуя Зевса в Олимпии единственное из Семи чудес света, которое располагалось в
части Европы (в городе Олимпия).
Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Она была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости, в так называемой хрисоэлефантинной технике. Мраморный храм Зевса превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы.

Слайд 27

Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12

Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12
до 17 метров.
Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу».
Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Человек рядом с этой статуей казался ничтожной букашкой.

Слайд 28

В 391 году н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император

В 391 году н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы.
Феодосий I, утверждавший христианство, запретил язычникам не только публичные богослужения и жертвоприношения, но даже и просто вход в языческие храмы, каравшийся смертью. Вставал вопрос об имуществе языческих храмов, многие из которых, в том числе и храм Зевса Олимпийского, были весьма состоятельны. После многочисленных войн и грабежей, последовавших за смертью Феодосия, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры.

Слайд 29

Последнее упоминание о статуе относится к 363 году н. э. В XI

Последнее упоминание о статуе относится к 363 году н. э. В XI
веке византийский историк Георгий Кедрин записал местное «предание», согласно которому в начале V века н. э. статуя Зевса была ещё цела. По его сведениям, её перевезли в Константинополь и установили во дворце Лавса, где она сгорела во время пожара в 475 году. По другой версии, статуя погибла вместе с храмом от пожара в 426 году

Слайд 31

Пропилеи 437 – 432 гг.до н.э. архитектор Мнесикл парадный вход афинского Акрополя

Пропилеи 437 – 432 гг.до н.э. архитектор Мнесикл парадный вход афинского Акрополя

Слайд 33

Храм Ники Аптерос Калликрат ок. 420 г. до н.э.

Храм Ники Аптерос Калликрат ок. 420 г. до н.э.

Слайд 34

Храм Ники Аптерос Калликрат ок. 420 г. до н.э.

Статуя Ники стояла в наосе.

Храм Ники Аптерос Калликрат ок. 420 г. до н.э. Статуя Ники стояла
Первоначально Ника была богиней «крылатой победы». Отсутствие крыльев у статуи Афины-Ники привело к тому, что в последующие века афиняне стали называть ее Ника Аптерос или бескрылая победа, и возникла легенда (ее приписывают писателю и географу Павсанию), что статуя была лишена крыльев, чтобы победа никогда не могла покинуть город.

Слайд 35

Парфено́н (др.-греч. Παρθενών «дева; чистый»)

памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском

Парфено́н (др.-греч. Παρθενών «дева; чистый») памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на
Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.
Построен в 447−438 годах до н. э.
архитектором Калликратом по проекту Иктина
и украшен в 438−431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Слайд 37

Планировка Парфенона

Парфенон был продуман в мельчайших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и

Планировка Парфенона Парфенон был продуман в мельчайших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю
имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии.

Слайд 38

Планировка Парфенона

Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось

Планировка Парфенона Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека
бы, что пол прогибается.
Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.
Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.
Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.
Высота эхина и абаки одинакова.
Высота архитрава равна высоте фриза.
Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.

Слайд 39

Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался

Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался
здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.

Слайд 43

Миф о споре между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой. В Древней Греции

Миф о споре между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой. В Древней
была область, которую сегодня называют Аттикой. На этой территории правил Кекропс — царь, рожденный богиней земли Геей. Выше пояса он был человеком, а ниже было змеиное туловище и хвост. Он был мудрым правителем, первый начал поклоняться богам и совершать подношения им. На территории современных Афин Кекропс построил Кекропию — процветающий город. Его окружало море, поэтому неудивительно, что жители глубоко почитали владыку морей Посейдона. Однажды Посейдон решил установить официальную власть над городом. Он явился в Кекропию, предложил взять город под свое покровительство и переименовать его в Посейдонию. Бог пообещал, что взамен на это жители станут лучшими мореплавателями в мире. Посейдон ударил трезубцем о землю, и из нее забил источник с соленой водой. Морской владыка сказал: «Это мой подарок вам. Как только соберетесь в плавание, преклоните колени перед ним и спросите, стоит ли отправляться в море, спокойно ли оно. Вам будет дан ответ».

Слайд 44

Вслед за Посейдоном в Кекропию явилась Афина, которая тоже хотела властвовать над

Вслед за Посейдоном в Кекропию явилась Афина, которая тоже хотела властвовать над
территорией. Она пообещала: если жители изберут ее покровительницей города и назовут его в ее честь, то в нем всегда будет царить красота и мудрость, а науки и искусство будут развиваться быстрыми темпами. Богиня ударила о землю копьем, и из земли выросло красивое оливковое дерево. Афина сказала: «Это мой подарок. Я знаю, что почва в окрестностях города не очень плодородна. Но это растение даст вам пищу, а с помощью его масла вы сможете отопить свое жилье и наполнить его светом». Все подарки оказались хороши, тогда было решено спросить самих местных жителей, кого они видят покровителем своего города. Было проведено голосование среди всех жителей. Мужчины отдали голоса Посейдону, что справедливо, а вся женская половина города – Афине. Только в городе этом было на одну женщину больше.

Слайд 45

ЭРЕХТЕЙОН Мнесикл и Фидий 421 – 406 гг. до н.э

ЭРЕХТЕЙОН Мнесикл и Фидий 421 – 406 гг. до н.э

Слайд 46

ЭРЕХТЕЙОН

Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой.

ЭРЕХТЕЙОН Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание
Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса.
Имеет необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним (падение с юга на север), наличием двух целл (и, следовательно, необходимостью обеспечить вход в каждую из них), а также многообразием реликвий, хранившихся в нём.
Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.

Слайд 47

Алкамен. Портик кариатид.

Алкамен. Портик кариатид.

Слайд 48

Пракситель был певцом невозмутимого покоя, сторонником тонких эстетических наслаждений. Тема отдыха, покоя,

Пракситель был певцом невозмутимого покоя, сторонником тонких эстетических наслаждений. Тема отдыха, покоя,
мечтательной задумчивости определяла характер его творчества. Он создавал плавные, нежные, текучие формы. Дошедшая до нас в оригинале мраморная группа «Гермес с Дионисом» дает живое представление о стиле работ Праксителя. Она изображает Гермеса, которому было поручено отнести к нимфам на воспитание младенца Диониса, и он, делая короткую передышку, играет с ребенком кистью винограда. Пракситель отразил в статуе свою любовь к «нежной форме» и смоделировал мужское тело так, что оно обрело нежную пластику, подобную женской.

Слайд 49

Пракситель раскрашивал у своих статуй волосы, лица и зрачки. Мрамор тонировался подкрашенным

Пракситель раскрашивал у своих статуй волосы, лица и зрачки. Мрамор тонировался подкрашенным
воском, который под действием температуры пропитывал его поверхность, создавая эффект цветного мрамора, без слоя краски, как это было принято в эпоху архаики. Пракситель прославлял идеальную человеческую красоту, изображая своих персонажей молодыми, здоровыми, цветущими. Старческий и младенческий возрасты представлялись ему несовершенными, поэтому и младенца Диониса он изобразил в виде уменьшенной в размерах статуэтки взрослого, несмотря на большое тяготение к реализму в своем творчестве.

Слайд 50

Пракситель Гермес с младенцем Дионисом. Копия I в. до н.э. с оригинала ок.

Пракситель Гермес с младенцем Дионисом. Копия I в. до н.э. с оригинала
350-340 гг. до н.э.; найдена в Олимпии в 1877 г. Гермес несет маленького Диониса на воспитание нимфам в Нису, мифическую страну. Остановившись в пути, они отдыхают, и Гермес, скорее всего, угощает дитя виноградом - он мог держать его в высоко поднятой правой руке, до нас не дошедшей. По сути дела, Гермес уже совершил самое главное в "воспитании" Диониса-бога: он приобщает маленькое божество его стихии - винограду и вину.

Слайд 51

Скопас. Менада. IV в. до н.э.

Скопас. Менада. IV в. до н.э.

Слайд 52

Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления

Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об
об искусстве классического периода. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом. Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения. В настоящее время уменьшенная римская копия "Менады" хранится в Дрезденском музее.

Слайд 53

Мавзолей в Галикарнасе одно из семи чудес света

Сооружение Мавзолея началось ещё до гибели

Мавзолей в Галикарнасе одно из семи чудес света Сооружение Мавзолея началось ещё
Мавсола в 359 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией.
Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени
Леохара и Скопаса.
Имя файла: Классический-период-в-культуре-Древней-Греции.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0