Когда долг становится подвигом

Содержание

Слайд 2

Н.Г.Чернышевский говорил:
Патриот — это человек, служащий родине, а Родина — это прежде всего

Н.Г.Чернышевский говорил: Патриот — это человек, служащий родине, а Родина — это
народ.

Любовь к Родине присуща душе каждого человека. С детских лет мы познаем свое Отечество, открываем для себя мир родного края, его культуру и историю. Взрослея, мы узнаем о людях, совершивших героические поступки во имя своего народа и своей Родины.
Нас заинтересовал вопрос: почему те или иные исторические личности становятся персонажами произведений?

Слайд 3

ГИПОТЕЗА:

Мы предположили, что человек, защищая родную землю, выполняет патриотический долг. И только

ГИПОТЕЗА: Мы предположили, что человек, защищая родную землю, выполняет патриотический долг. И
сквозь призму времени, в глазах потомков, его поступок становится ПОДВИГОМ.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Выяснить: какие поступки и по какой причине мы называем подвигом?
Выяснить отношение

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить: какие поступки и по какой причине мы называем подвигом?
персонажа к своему поступку.
Выяснить цель композитора при создании произведения, его отношение к главному герою.

Слайд 5

Для того, чтобы реализовать проект нам потребовалось провести опрос.
В

Для того, чтобы реализовать проект нам потребовалось провести опрос. В анкетировании принимали
анкетировании принимали участие учащиеся 3-4 классов .
Вопроса для анкетирования и полученные результаты вы видите на экране.

Слайд 6

На вопрос: «Можно ли поставить знак равенства между понятиями «долг защитника» и

На вопрос: «Можно ли поставить знак равенства между понятиями «долг защитника» и
«подвиг»?» ответы распределились таким образом:

Слайд 7

Кто из исторических персонажей, по-вашему мнению, совершил подвиг и был выбран

Кто из исторических персонажей, по-вашему мнению, совершил подвиг и был выбран композиторами
композиторами в качестве главного героя произведения?

Слайд 8

Мы задали учащимся вопрос: «Какова была цель композиторов , по вашему

Мы задали учащимся вопрос: «Какова была цель композиторов , по вашему мнению, при создании музыкальных произведений?»
мнению, при создании музыкальных произведений?»

Слайд 9

В начале работы с помощью различных источников мы определили значение понятий

В начале работы с помощью различных источников мы определили значение понятий «долг»
«долг» и «подвиг».
С этих точек зрения мы стали рассматривать отобранные музыкальные произведения.
Долг — это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу. В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности.
Подвиг-это героический, самоотверженный
поступок,  смертельный риск во
имя великой цели,  
сознательная готовность к
самопожертвованию во имя
благородного дела.

-

Слайд 10


История создания оперы «Иван Сусанин» представляется несколько противоречивой. Выбранная тема не

История создания оперы «Иван Сусанин» представляется несколько противоречивой. Выбранная тема не была
была чуждой композитору: сцена с темой о подвиге Сусанина и осталась для композитора на всю жизнь наиболее любимой.
Михаил Иванович Глинка главным героем оперы видел русский народ, а И. Сусанин- один из ярких представителей.( Такой поступок совершил бы каждый, считающий себя патриотом).

В «первоначальном плане» Глинки Сусанин обозначен как «характер важный».

Слайд 11

В «первоначальном плане» Глинки Сусанин обозначен как «характер важный» . Так

В «первоначальном плане» Глинки Сусанин обозначен как «характер важный» . Так сразу
сразу же утверждается связь героя с народом. Эта связь подтверждается композитором единством музыкального материала.
Отвечая на поставленный вопрос («Какова цель его поступка?») приходим к следующим выводам:

Бесспорно, Иван Сусанин пожертвовал жизнью ради спасения царской семьи и уничтожения польского войска, выполнив свой долг.

Слайд 12

Сергей Сергеевич Прокофьев первоначально создавал музыку к кинофильму Сергея Эйзенштейна.
«Будучи давнишним

Сергей Сергеевич Прокофьев первоначально создавал музыку к кинофильму Сергея Эйзенштейна. «Будучи давнишним
поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор.

Все музыкальные фрагменты были продиктованы сюжетом фильма.
Но при создании отдельного произведения встал вопрос о выборе жанра.

Слайд 13

Кант – хвалебная песнь. Кантата – крупное музыкальное произведение героического или

Кант – хвалебная песнь. Кантата – крупное музыкальное произведение героического или лирико-эпического
лирико-эпического содержания. Таким образом выбор жанра произведения не случаен.

В разных частях кантаты красной нитью проходит «величальная песнь» русскому народу…Композитор использовал для этого и особенности былинного, эпического склада мелодии.
Что касается Александра Невского, то в кантате нет ни одной его реплики. Упоминание о его сражениях, битвах, героических поступках ведется от лица народа.

Слайд 14

При создании оперы «Князь Игорь» Бородин изучил много материалов, он побывал

При создании оперы «Князь Игорь» Бородин изучил много материалов, он побывал в
в местах, где происходили события и не оставил без внимания «Слово о полку Игореве».
В ходе работы А. П. Бородина над источниками возникали изменения в либретто «Князя Игоря»

Если сравнить «Слово о полку Игореве» и либретто видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с  самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.


Слайд 15

ВЫВОДЫ:

Наша гипотеза нашла подтверждение:
Что же дает нам право назвать поступки подвигом?-
Мнение потомков

ВЫВОДЫ: Наша гипотеза нашла подтверждение: Что же дает нам право назвать поступки
сквозь призму времени, их отношение к личностям спустя несколько веков, и память, увековеченная в произведениях искусства.

Слайд 16

Результаты опроса учащихся подтвердились. Каждый из композиторов стремился увековечить память о

Результаты опроса учащихся подтвердились. Каждый из композиторов стремился увековечить память о народных
народных героях, создать образ патриота, защитника родной земли.
Все композиторы обращали внимание на то, что независимо от положения, будь то крестьянин или князь, персонаж является частью своего народа, един с ним. Каждого из композиторов увлек сюжет, на который он создал свое произведение.
Из всех проанализированных произведений , в опере «Князь Игорь» мы наиболее полно можем проследить и отношение композитора к герою, и взгляд князя на совершаемые им поступки. Мы считаем, что в этом произведение больше показан патриотический долг.

Слайд 17

В заключении нашего выступления хотелось бы отметить, что темы любви к

В заключении нашего выступления хотелось бы отметить, что темы любви к Родине
Родине , заботе о своей земле, долге перед Отечеством, да и просто история страны поднимались многими композиторами. И мы хотим продолжить работу в данном направлении. Возможно, создав интегрированный проект с одним из предметов( литература, ИЗО, история, ОРКиСЭ ).

Слайд 18

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

1.«25 оперных произведений». - М., 1983.
2.«100 опер» изд. «Музыка», Ленинград 1968

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: 1.«25 оперных произведений». - М., 1983. 2.«100 опер» изд. «Музыка»,
г
3.Балашша И.,Гал Д. Ш. « Путеводитель по операм» Книга 3: «Русская и Советская опера».- Москва, «Советский спорт»1993 г.
4.Материалы к уроку Прозоровой Е. А. на сайте http://sol-sosh.ru/obychenie/metod-kopilka/53-nachalnye-klassy/312 zashhitniki-otechestva.html
5.«Князь Игорь» А. П. Бородина: Путеводитель по опере. – 3-е изд., доп. – Москва: «Музыка», 1980. – 80 с, нот. – (Путеводитель по операм и балетам).
6.М. И. Глинка. «Записки». М. 1988г.
7.Коршиков.В. «Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только». — М., ЯТЬ, 2007. — 246с.
8.Статья М. Друскина на сайте http://belcanto.ru/susanin.html
9.Статья Цодокова Е. на сайте http://belcanto.ru/igor.html
10.Статья Б. Ярустовского на сайте http://operaibalet.ru/ivan-susanin
11.Цитата Пикуля В. На сайте http://www.gcbs.ru/lib/ped/stichi_rodina/vyskasyv_ros.htm
12.Цитата Чернышевского Н. Г. на сайте http://www.wisdoms.ru/135.html.)
13.http://classic-music.ru/igor.html)
14.http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/460-borodin-knjaz-igor.html
15.http://libretto-oper.ru/borodin/knyaz-igor
16.http://makashenec.livejournal.com /434950.html
17.http://operaguide.ru/opera/65-prince-igor.html
18.http://psihotesti.ru/gloss/tag/dolg/
19.http://roerich.kz/shurnal/texts/Borodin_knyazigor.htm
20.https://wikipedia.org/
21.http://violakey.narod.ru/Music/PrinceIgor.html