Слайд 2Культура Древней Руси X-XIII вв.
Тенденции
Влияние христианства, мировых шедевров на развитие культуры
Обогащение
византийских канонов русскими традициями
Заказчики шедевров – узкий круг знати
Присутствие народных, в ряде случаев языческих, мотивов в культуре повседневности
Слайд 3Архитектура
Преобладание каменной архитектуры в храмовом строительстве, деревянного зодчества в бытовом
Основной тип храма
- крестовокупольный
Заказчик – княжеская династия.
Слайд 4Крестовокупольный тип храма
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Новгороде
Софийский собор в Полоцке
Слайд 7Период политической раздробленности – сложение местных архитектурных школ
Формирование специфических особенностей архитектурных школ
в Новгороде, Владимиро-Суздальском, Черниговском, Смоленском, Галицко-Волынском княжествах.
Влияние местных экономических, климатических, сырьевых, социальных, международных факторов. Появление местных артелей
Использование архитектуры в политических и идеологических целях
Равномерное развитие прерывается монгольским нашествием.
Слайд 8Новгородская школа
Влияние климата и сырьевых ресурсов: смешанная кладка, преобладание ракушечника, узкие окна,
малое количество окон
Минимум внешнего декора: стремление к одноглавию
Смена позакомарного завершения трёхлопастным
Уменьшение объёмов храма
Слайд 9Новгородская школа. Княжеский период
Слайд 10Новгородская архитектура: храмы Старой Ладоги
Ц. Успения в Старой Ладоге, сер XII в.
Слайд 12Расцвет новгородской архитектуры: памятники посадского типа
Слайд 13 Гражданская архитектура в Новгороде
Слайд 14Расцвет новгородской архитектуры: памятники посадского типа
Слайд 15Смоленская школа
Столпообразность храма
Прямоугольные в плане боковые апсиды
Прямоугольные в плане, пониженные по высоте
северный, западный и южный притворы
Сложно профилированные пилястры
Слайд 16Смоленская школа
Ц. Михаила Архангела
Слайд 20Владимиро-Суздальская школа
Использование белого известняка
Пышный внешний декор: перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояски, резьба по
камню
Использование европейских традиций, участие европейских мастеров
Слайд 21Владимиро-Суздальская школа
Успенский собор
Слайд 22Владимиро-Суздальская школа
Ц. Покрова на Нерли
Слайд 23Владимиро-Суздальская школа
Дмитриевский собор
Слайд 25Живопись в XI-XII вв.
Византийское влияние
Византийские мастера
Византийская техника
Нет школ
Иконопись, фрески
Слайд 28Живопись XII-XIII в. Владимиро-Суздальская земля
Слайд 29Живопись периода политической раздробленности
Появление местных традиций
Сложение школ иконописи
Открытость к влияниям зарубежных (византийских)
авторов
Слайд 32Грамотность и грамоты
Грамота 9
`От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и
родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'
Слайд 33Грамотность и грамоты
Грамота 10 СТР
Слайд 34Перевод (при прочтении 1 или 3 для спорного места): `Это грамота от
Ярилы к Онании. В Городище, твоем владении, только воду пить (т. е. есть уже нечего). А рушане (жители Русы) скорбят о городищанах. Пожалуйста, припугни дворян, чтобы не пакостили' При прочтении 2 последняя фраза изменяется так: `Пожалуйста, припугни дворянина, чтобы не пакостил'