Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв

Содержание

Слайд 2

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

I этап – XIV-XV века
Основная идея –

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв. I этап – XIV-XV века
преодоление катастрофических последствий
монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига
через собирание русских земель

II этап – XVI век
Основная идея – укрепление государства,
единство и централизация

Слайд 3

Фольклор

Сказания:
о битве на реке Калке
о разорении Рязани Батыем
о Куликовской битве
осовремененные былины о

Фольклор Сказания: о битве на реке Калке о разорении Рязани Батыем о
богатырях, защищающих Киев
Новгородские былины:
о Василии Буслаеве
о Садко
Исторические песни (о реальных событиях):
«Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.)

Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами
Исторические песни:
Песни о взятии Казани
Песни о Ермаке

XIV-XV века

XVI век

Слайд 4

Просвещение

Школы
при
церквях

Монастыри – центры книжности
(книгописные мастерские и
библиотеки)

Бумага
с XIV века

С XV века
полуустав и
скоропись

как

Просвещение Школы при церквях Монастыри – центры книжности (книгописные мастерские и библиотеки)
и прежде…

Середина XVI в. – зарождение книгопечатания

Первая
типография – 1553 г.

1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)

Слайд 5

Литература в XIV-XV вв.

Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)
1409 г. – первый общерусский

Литература в XIV-XV вв. Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск) 1409 г. –
летописный свод
(Троицкая летопись)

Воинские повести
«Задонщина» (конец XIV в.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в.)

Хождения
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в.)

Жития святых
Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана
Пермского и др.

Слайд 6

Литература в XVI в.

Летописи
Никоновский летописный свод
Лицевой свод (16 000 миниатюр!)
Степенная книга
Хронограф (+всемирная

Литература в XVI в. Летописи Никоновский летописный свод Лицевой свод (16 000
история)

Воинские повести
«Казанская история»
«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»

Жития святых
«Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный
митрополитом Макарием)

«Домострой» Сильвестра (?) (свод правил поведения и
энциклопедия домашнего хозяйства)

Публицистика
Челобитные Ивана Пересветова
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

Слайд 7

Архитектура Московский Кремль

Белокаменный Кремль
(1367-1368 гг.)

Московский Кремль
при Иване III
(конец XV – начало XVI вв.)

1530-е

Архитектура Московский Кремль Белокаменный Кремль (1367-1368 гг.) Московский Кремль при Иване III
годы – Китай-город

Кон. XVI в. – Белый город

Слайд 8

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля

Успенский собор
(1475-1479)
Аристотель
Фиорованти

Благовещенский
собор
(1484-1489)
Псковские
мастера

Архангельский собор
(1505-1508)
Алевиз Фрязин Новый

Колокольня
Ивана Великого
(1505-1508)
Бон Фрязин
Достроена
в

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля Успенский собор (1475-1479) Аристотель Фиорованти Благовещенский
1660 г.

Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин
Пьетро Антонио
Солари

Слайд 9

Архитектура Шатровые храмы

Церковь Вознесения
в селе Коломенском (1532 г.)

Собор Покрова, что на Рву
(храм Василия

Архитектура Шатровые храмы Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.) Собор Покрова,
Блаженного)
(1555-1561)
Барма и Постник Яковлев

Слайд 10

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)

Успение Богородицы. 1392 г.

Родом из Византии.
Работал

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) Успение Богородицы. 1392 г.
в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский соборы в
Московском Кремле).
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит

Слайд 11

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.)

Троица. 1410-1420-е гг.

Икона Христа. 1410-1415 гг.

Монах Троице-Сергиева,

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) Троица. 1410-1420-е гг. Икона Христа.

затем Спасо-Андроникова
монастыря.
Фрески Благовещенского собора
Московского Кремля,
Успенского собора во
Владимире.
Мягкость. Человечность.
Более сдержанная манера
письма, чем у Феофана Грека.