Культурная революция в СССР в 1920-1930 годы

Содержание

Слайд 2

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки
и искусства марксистской идеологии. Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

Слайд 4

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей,

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей,
героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография. Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.

Слайд 5

В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с

В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с
этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Скульптура

Слайд 6

 В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник «Борцам революции» - Марсово поле.

В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник «Борцам революции» - Марсово поле. Проект архитектора Л.В. Руднева.
Проект архитектора Л.В. Руднева.

Слайд 7

Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве. Бетон. 1918 - 1919 гг. Не сохранился. Архитектор Д. Н. Осипов.

Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве. Бетон. 1918 - 1919

Слайд 8

Скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп

Скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп
и молот, составляющие герб Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны. 

Слайд 9

Архитектура

Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую

Архитектура Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать
технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов.  Советский конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла.  О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929-1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье.

Слайд 10

Клуб имени Русакова в Сокольниках (1927-1928 гг.)

Клуб имени Русакова в Сокольниках (1927-1928 гг.)

Слайд 11

Дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Л.А.,

Дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Л.А.,
В.А., А.А.Весниных в 1931-1937 годах.

Слайд 12

Мавзолей В.И.Ленина на Красной площади в Москве созданный по проекту А.В.Щусева.

Мавзолей В.И.Ленина на Красной площади в Москве созданный по проекту А.В.Щусева.

Слайд 13

Живопись и графика

В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного

Живопись и графика В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом
искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героический и сатирический, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикой советской графики "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921 - 1922). Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами, в них заметно влияние народного лубка. Дени широко использует и прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).