Слайд 2План:
1. Периодизация исторического процесса и археологические памятники каменного века на территории Казахстана.
2.
Генезис всаднической культуры. Памятники археологических культур эпохи раннего железа.
3. Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.).
Слайд 4Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Д.Уиолсоном
был введен термин «доистория» или «праистория». Данный термин получил довольно широкое распространение. Можно сказать, что доистория – часть истории человечества, ее «анонимный» период.
В 1870 г. американским этнологом Льюисом Морганом, в его труде «Древнее общество» впервые была предложена общая периодизация первобытной истории.
три ступени: низшую (начинается с появление человека и членораздельной речи); среднюю (с возникновения рыболовства и применения огня); высшую (с изобретения лука и стрел). Аналогично была представлена эпоха варварства. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением гончарного ремесла, к средней – освоением земледелия и скотоводства, высшей – освоением железа. С изобретением буквенного письма, алфавита начинается эпоха цивилизации.
Слайд 5Ф.Энгельс, обобщив периодизацию Моргана, определил эпоху дикости, как время присваивающего, а эпоху
варварства - как время производящего хозяйства.
Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее важной является археологическая. Историю человеческого общества археологи делят на эпохи, условно называемые веками: каменный (орудия труда изготовлялись в основном из камня (галька, кремень); бронзовый (использовали сплав олова и меди, а также и другие полиметаллы), железный (использовали железо).
Слайд 6Три линии: антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа;
техногенез – процесс развития техники обработки и применения орудий труда, что в свою очередь вело к прогрессу материальной культуры;
социогенез - процесс развития человеческого общества от простейших форм к сложному общинному коллективу. Эти линии взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.
Слайд 7Древний каменный век – время становления человека, его мышления, производственной деятельности и
культуры.
В исторической науке принята следующая периодизация каменного века:
Палеолит (древнекаменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (3 этапа: олдувай, ашель, мустье) и завершается к 12 тысячелетию до н.э.
Мезолит (среднекаменный век) охватывает период 12-5 тыс. лет до н.э.
Неолит (новокаменный век) датируется 5-3 тыс. до н.э.
Слайд 8Следы деятельности первого человека – “хомо эректуса” (человека прямоходящего) на территории Казахстана,
обнаруженные археологами, относятся к ашельскому периоду.
Слайд 9Представлены древними орудиями: массивные кремневые отщепы, рубила разных форм (бифасы, унифасы), нуклеусы,
скребла и т.д.
Слайд 10Одним из мест, благоприятных для расселения древних насельников на территории Казахстана, был
район горного хребта Каратау. В горных пещерах Каратау, а также в Северном Прибалхашье обнаружены стоянки с грубо обработанными каменными орудиями. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь, Кудайколь, Жаман-Айбат и др.
Таким образом, можно выделить две зоны палеолитических культур: Южный Казахстан и Сары-Арка. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий.
Слайд 11
Ранний палеолит (2 млн. лет – 140 тыс. лет до н.). Ранний
палеолит делится на три крупных периода (культуры):
олдувайскую (2,6 млн. лет – 700 тыс. лет назад), ашельскую (700 тыс. – 150-120 тыс. лет назад) мустьерскую (150-120 тыс. – 35-30 тыс. лет назад).
Слайд 12Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему палеолиту. Наиболее благоприятными
местами для расселения человека были район хребта Каратау в Южном Казахстане. В 1958 г. археологическая экспедиция Х.А.Алпысбаева (1928-1978 гг.) раскопало здесь серию стоянок раннего палеолита – Танирказган, Бориказган, Шабакты.
Слайд 13Кудайколь — памятник эпохи палеолита. Расположен в Павлодарской области Казахстана, в 14 км
юго-западнее аула Кудайколь, в 58 км северо-восточнее города Экибастуз. Обнаружен в 1963—1966 годах геологом Б. Аубекеровым.
Слайд 15Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э.). Особенности: а) люди эпохи среднего
палеолита были современниками неандертальцев; б) получает распространение прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ). Доминирующим среди орудий являются скребла, скребки; в) появляются зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека, возникли представления о различиях между жизнью и смертью; г) достижением мустьерского человека было – открытие способа добывания огня трением; д) люди этой эпохи жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной общины.
Слайд 16Поздний палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.). Особенности:
а) это время широкого
расселения человека по всем климатическим зонам Земли и формирования рас и расовых групп.;
б) появление человека современного физического типа «человека разумного» (Ноmо Sapiens); в) прогрессивное развитие общественных отношений, формирование родовой общины, возникновение рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива;
г) широкое применение получает отжимная ретушь, которая позволяла получать орудия с тонким лезвием – наконечники копий, дротиков.
Слайд 17О пребывании человека на территории Казахстана в эпоху палеолита свидетельствуют так же
кремневые скребки, скребла и другие изделия, найденные в Восточном Казахстане. С эпохой позднего палеолита связывают появление человека современного вида (хомо сапиенса).
В этот период появляется третья зона культуры – Восточный Казахстан (стоянки Канай, Козыбай, Свинчатка, Пещера, Новоникольское, Шульбинка и др.), органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Орудия труда совершенствуются, появляются ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивается количество орудий из кости – рыболовные крючки, гарпуны, иголки с ушками.
Слайд 18Мезолит (10-7 тыс. до н.э.). Особенности:
а) связано с отступлением ледников. В
это время устанавливается гидрографическая сеть, близкая к современной, складывается близкий к современному состав флоры и фауны;
б) широкое употребление лука и стрел;
в) распространения индивидуального способа охоты.
Памятники:
К настоящему времени известно и хорошо исследовано лишь около 20 мезолитических стоянок на территории всего Казахстана.
На Ишиме близ г. Петропавловска обнаружены стоянки Мичуринская, Боголюбова 2, Явленка 2, несколько южнее, у Атбасара – Тельмана 7, 8а, 9а, 14а, у Караганды – Акимбек и Караганда 15, на берегу степной Чаглинки у Кокшетау – Виноградовка 2а, 12, в районе Тургайского прогиба – Дузбай 6, у г. Костаная – Дачная, Евгеньевка, на территории Южного Казахстана – Маятас, Жанашилик 1-3.
Слайд 19Неолит (вторая половина 7 тысячелетия и начало 6 тысячелетия до н.э.). Особенности
эпохи:
а) время расцвета техники в обработке камня. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление. Стали изготавливаться каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты;
б) зарождение скотоводства и земледелия, составляющих основу производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы – собирательству и охоте;
в) получают развитие гончарство, ткачество;
г) в социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства;
д) было время более высокого развития форм организации общества: образования племен или племенных объединений.
Свыше 600 памятников на территории Казахстана.
Слайд 20
Неолитической революцией – называется процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему –
скотоводству и земледелию.
В эпоху неолита в Казахстане образовалось несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. В Южном Казахстане была распространена кельтеминарская культура, в Северном Казахстане – атбасарская (Акмолинская область) и маханджарская, в Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры.
Слайд 21 Энеолит (медно-каменный век) 3-2 тыс. до н.э.
Под энеолитом следует понимать
эпоху внедрения в жизнь людей медных орудий. Это время перехода к производящим формам хозяйства, в частности к скотоводству. Каменная индустрии не только не деградировала, но и поднялась на еще более высокий уровень. Человек не только до последнего максимума реализовал возможности обработки камня (сверление, самозатачивающиеся топоры, крупные наконечники копий с идеальной аэродинамической формой, гравировка и т.д.), но и неимоверно расширил ассортимент производственно-хозяйственного инвентаря (в том числе керамического и костяного). В Северном Казахстане появляются памятники ботайской культуры (стоянки Ботай, Красный Яр, Бестамак, и др.).
Слайд 22 Эпоха бронзы (XYIII-YIII вв. до н.э.) делится на следующие периоды: ранний
(XVIII-XVI вв. до н.э.), средний (XV-XIII вв. до н.э.), поздний (XII-VIII вв. до н.э.). В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо-земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия.
Слайд 26Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной
формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества.
Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины.
Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией. C появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.
Слайд 27Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая
собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое название, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.
В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.
Слайд 28Генезис всаднической культуры. Памятники археологических культур эпохи раннего железа.
В I тысячелетии до
н.э. с формированием нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического, на смену племенам андроновской культуры приходят новые – саки и савроматы. Археологические и антропологические данные подтверждают генетическую связь саков и савроматов с ариями, преемственность их материальной и духовной культуры с населением эпохи бронзы.
Слайд 29«Ранний железный век », «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха» таковы наиболее распространенные
определения в литературе хронологических рамок периода (8-3 вв. до н.э.). Это время, когда в казахстанских и уральских степях господствовали саки и савроматы, создавшие культурную общность, отличительными чертами которой стали определенный тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда и так называемый «звериный стиль» в искусстве.
Слайд 30Геродот (V в. до н.э.), Ксенофонт (VI-V вв. до н.э.), Птолемей (II
в н.э); 2. Ахеменидские (древнеперсидские) клинописи. Представляют интерес царей Дария и Ксеркса, составленные на древнеперсидском, эламском и аккадском языках, а также свод книг зороастрийской религии древних иранцев «Авеста».
Слайд 42Этноним «Сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н.э. В
это время начинается систематическое завоевание Скифии сарматами. По словам Диодора, сарматы «опустошили» значительную часть Скифии, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню. Роксоланы – одно из сарматских племен – уже в I в н.э. достигли границ Мидии и столкнулись с Римом. Вслед за ними шли аланы.
Слайд 443. Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных
зон на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.).
Слайд 51Вторая волна началась в I в. н.э. В 93 г. северные хунны,
теснимые ханьскими войсками снов двинулись на запад, покоряя одни, втягивая в союз другие, оттесняя третьи племена. Начавшееся под давлением хуннов движение племен захватило Центальный Казахстан, регионы к северу от Сырдарьи. Позднее они появились в районе Аральского моря и Каспия.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим их движением на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Слайд 52В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшие тогда в степях нижнего
Поволжья переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов ушли за Дунай. Так началось «Великое переселение народов». Постепенно гунны проникали все дальше на запад и вторглись в пределы Восточной Римской империи. В 395 г. они подошли к Константинополю, в этом же году совершили набег на Закавказье и Месопотамию. В первой трети V в. они захватили Паннонию (соврем. Венгрия), которая стала центром гуннской державы.
Слайд 53В 445 г. во главе гуннов стал Аттила, который разграбив Грецию захватил
восточно-римского императора выплатить ему дань в размере 2.100 фунтов золота. Далее Аттила со своей армией устремился на Запад. Недалеко от города Труа 16 июня 451 г. произошла знаменитая битва, получившая название «битва народов», где в сражении с обоих сторон принимало участие около полумиллиона человек. Здесь Аттила потерпел поражение от объединенных римско-германо-франкских войск.
Весной 452 г. он вторгся в Италию и подошел к Риму. Но начавшаяся в его войсках эпидемия чумы, заставила его отказаться от штурма Рима. В 453 г. после смерти Аттилы в результате междоусобных раздоров между его сыновьями, его держава распалась.