Лекция 1. Введение в историческую науку

Содержание

Слайд 2

Рейтинг по дисциплине История

Длительность курса – 18 недель
За посещение лекций баллы не

Рейтинг по дисциплине История Длительность курса – 18 недель За посещение лекций
предусмотрены, но посещение обязательно.
Работа на семинарских (практических) занятиях:
1-2 б. – дополнения
3-5 б. – развернутый ответ на вопрос, работа в течении всего занятия
Контрольная работа (семинар № 12) – 6 б.
Итог: для «автомата»
Отлично - 68 б. (17*4)
Хорошо – от 51 б. (17*3)

Слайд 3

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ

Historia est magistra vitae - История –

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ Historia est magistra vitae - История – наставница жизни
наставница жизни

Слайд 4

Понятие «история» возникло в глубокой древности. В переводе с греческого (от греч.

Понятие «история» возникло в глубокой древности. В переводе с греческого (от греч.
historia) оно означает «рассказ, повествование о прошедшем».

Геродот – (484 г. до н. э. — 425 г. до н. э.) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории».
Аристо́тель ( 384 г. до н. э. —322 г. до н.э.) — древнегреческий
философ. Ученик Платона, воспитатель Александра
Македонского. В IV в. до н. э. Аристотель предпринял первую
из сохранившихся классификацию человеческих знаний, в
которой выделил историю как достоверное изучение прошлого,
отделив ее от поэзии.

Слайд 5

Что же такое история?

1. Совокупность конкретных фактов. Факты – язык истории,

Что же такое история? 1. Совокупность конкретных фактов. Факты – язык истории,
ее первоэлементы
Понятие «факт» в исторической науке рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; 2) как его отражение в исторической науке, как знание о реальном факте.
Из фактов-первоэлементов складываются цепочки событий.
2. История – последовательная цепь событий.
События в восприятии людей приобретают значимый масштаб только тогда, когда сливаются в общий процесс, имеющий векторную направленность и отличающийся определенной динамикой, как внутренней, так и внешней, т. е. фиксируемой с помощью наружного наблюдения.
3. История - процесс, движение, ход развития.

Слайд 9

Многофакторный подход рассматривает исторические явления как сложный результат воздействия различных факторов развития

Многофакторный подход рассматривает исторические явления как сложный результат воздействия различных факторов развития
общества. Принцип социального подхода (партийный или классовый) предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

Слайд 12

Этапы развития методологии исторической науки

1. До XVII в. (в России – до

Этапы развития методологии исторической науки 1. До XVII в. (в России –
XVIII в.) развитие истории как науки определял провиденциализм (прошлое рассматривалось как череда событий, происходящих по воле Бога). Ему были характерны описательный и хронологический методы, идеализм, субъективность и метафизичность как исходные принципы.
2. В XVII– первой половине XIX вв. господствовал рационализм (прошлое рассматривалось как череда событий, происходящих по воле великих людей в соответствии с их разумными представлениями). При этом исторические принципы сохранились прежние, а методы исследований обогатились за счет применения анализа, сравнений и синтеза.
3. С середины XIX в. основой исторической науки стал позитивизм или методология, в рамках которой прошлое рассматривается как объективное, закономерное, прогрессивное развитие общества, идущее под влиянием определенных факторов. Принципы позитивизма – материализм, объективность, историзм. Основные методы – сравнительно-исторический и проблемно-хронологический.

Слайд 13

Формационный подход (К. Маркс, Ф.Энгельс)

Формационный подход (К. Маркс, Ф.Энгельс)

Слайд 14

Цивилизационный подход (Н.Я. Данилевский)

Цивилизация – это особый культурно-исторический тип, основой которого может

Цивилизационный подход (Н.Я. Данилевский) Цивилизация – это особый культурно-исторический тип, основой которого
быть культурная, религиозная, политическая или общественно-экономическая деятельность.
Первичные цивилизации (египетская, вавилонская, китайская, индийская и иранская) не имели никаких основ.
Пришедшие им на смену еврейская, греческая и римская цивилизации были одноосновными, европейская (германороманская) – двухосновной, а славянская – это первая в истории четырехосновная, наиболее развитая цивилизация.
Всего Данилевский выделил 13 культурно-исторических типов.
Он сформулировал законы их развития: языка, политической независимости, неповторимости цивилизации, их расцвета в рамках федерации или политической системы государств.
Пятый закон гласит: ход развития цивилизации подобен росту многолетнего одноплодного растения, т.е. после неопределенно долгого развития наступает короткий период ее цветения и плодоношения, после чего она неизбежно гибнет.

Слайд 15

Цивилизационный подход (Освальд Шпенглер)
Трактовал исторический процесс как циклическое развитие независимых, обособленных культур.

Цивилизационный подход (Освальд Шпенглер) Трактовал исторический процесс как циклическое развитие независимых, обособленных

Культура - множестве замкнутых «организмов» (египетская, индийская и др.), выражающих коллективную «душу народа» и проходящих определенный жизненный цикл (зарождение, расцвет, старение и угасание).
Таких культур он выделил восемь.
Цивилизация – это стадия развития, когда культура вся воплощается во внешнем, застывает, после чего наступает «неорганическое время», старость культуры, за которой следует ее закат и гибель.

Слайд 16

Цивилизационный подход (Арнольд Тойнби)

Цивилизация - особое общество, основой которого является религия.
Таких

Цивилизационный подход (Арнольд Тойнби) Цивилизация - особое общество, основой которого является религия.
обществ он выделял около двадцати, подчеркивая, что в XX в. их сохранилось пять: западное католическое, восточное византийско-православное, исламское, индуистское и дальневосточное.
Закон непрерывного движения, а также закон постоянства и однонаправленности движения («Цивилизации представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа, они не только не могут пребывать в состоянии покоя, но не могут и произвольно менять направление, как если бы они двигались по улице с односторонним движением»).

Слайд 17

Российские исторические школы

середина XI в. - «Слово о Законе и Благодати», написанное

Российские исторические школы середина XI в. - «Слово о Законе и Благодати»,
киевским митрополитом Иларионом.
начало XII в. - «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
При Иване IV появились первые русские хронографы – исторические сочинения, излагающие всемирную историю.
в XVII в. - большое количество исторических повестей, издан первый печатный исторический труд – Синопсис
В XVIII в. - Петр I приказал собирать все рукописи, содержащие исторические сведения.

Слайд 18

Российские исторические школы

Василий Никитич Татищев (1686–1750) - «История Российская с самых древнейших

Российские исторические школы Василий Никитич Татищев (1686–1750) - «История Российская с самых
времен» базируется преимущественно на летописных сведениях от скифских времен до конца правления Ивана IV.
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) - «История государства Российского» 12 томов
Сергей Михайлович Соловьева (1820–1879) - «История России с древнейших времен», состоит из 29 томов
Василий Осипович Ключевский (1841–1911) – «Курс русской истории» в пяти томах.